Вид урока: урок закрепления.
Цели и задачи урока:
- формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имен прилагательных;
- развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
- воспитывать у детей чувство любви к Родине, через знакомство с русскими народными промыслами.
Оборудование:
- интерактивная доска (мультимедийный видеопроектор) ;
- презентация (приложение 1);
- музыкальный фон;
- изделия из Гжели;
- дымковская игрушка;
- расписная матрешка;
- жостовский поднос;
- раздаточный материал.
Аннотация: разработанный урок по русскому языку с презентацией рассчитан на 40 минут. В учебном плане данная тема является закреплением правописания безударных окончаний имен прилагательных.
Слайды 1 и 2 не для демонстрации детям. Музыкальный фон – на усмотрение учителя. Слайды можно использовать выборочно на уроках других предметов, классах и по другим программам.
Ход урока
Оргмомент
У. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправимся в прошлое, в мастерские русских народных умельцев и узнаем, откуда берут начало и по сей день известные всему миру, художественные народные промыслы.
Минутка чистописания
Объявление темы
Тема - «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
У. - Посмотрите на доску, как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (слайд 3)
(Ответ детей)
У. – Правильно. На минутке чистописания вы будете отрабатывать написание гласных букв.
У. - В окончаниях прилагательных какого рода можно встретить такие буквосочетания?
Уч-ся. – В прилагательных женского рода.
У. - А теперь давайте вспомним,что мы знаем об имени прилагательном?
У. -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными промыслами. Что такое промысел?
Промысел - это ремесло или какое-либо другое занятие как источник средств к существованию, т.е. изготовление чего-либо для продажи. (слайд 4)
- Что же на Руси изготавливали для продажи? Красивую посуду, игрушки, одежду, предметы убранства дома. (слайд 5)
- Чем же славится земля русская? Давайте прочитаем. (слайд 6)
Русск.. земля славится ярк.. матрёшкой, тульск.. самоваром, дымковск.. игрушкой., жостовск.. подносом, син.. гжелью.
У. - Вставьте пропущенные буквы и объясните написание (проверь себя (слайд 6а))
- Запишите предложение в тетрадь и выделите окончания имен прилагательных.
Вывод: Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать безударные окончания в именах прилагательных?
Словарная работа
А с каким первым русским художественным промыслом мы познакомимся вы узнаете, выполнив задание (слайд 7)
- Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова.
- А что это за слова?
- Что получилось по вертикали?
- Русской национальной куклой во всём мире считается русская матрёшка. Послушайте о ней небольшое сообщение.
Русская матрешка (слайд 8)
Русской национальной куклой во всём мире считается русская матрёшка. Матрёшкой называют точёную разъёмную игрушку, изображающую девочку в ярком сарафане и нарядном платочке. Матрёшку изготавливают из выдержанной берёзовой или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую целую фигурку, затем больше и больше. Впервые матрёшка появилась в Москве в середине 90- х годов 19 века. Её стали создавать в Сергиевом Посаде. В Нижегородской губернии. Красочная роспись матрёшки вызывает восторг.
У. - Найдите в словосочетании русская матрешка прилагательное и разберите его как часть речи.
Русская (матрешка) - (какая?) нач.ф. русский, прл. ж.р.., ед.ч.
Проверь себя (слайд 9)
У. - Как могут изменяться прилагательные?
Изменение прилагательных по числам
Хохлома (слайд 10)
У.- Да, красиво расписана матрешка, но роспись изделий на Руси разная. И сейчас мы поговорим об одном из традиционном художественном промысле, который имеет более чем трехсотлетнюю историю - Золотая Хохлома.
Этот промысел возник в 17 столетии в Нижегородском Заволжье, вблизи торгового села Хохлома. В этом лесном краю сложились благоприятные условия для развития художественных народных промыслов. Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром.
Расписная, да еще золотом, посуда была доступна только богатым людям. Однако народные умельцы сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с Хохломской росписью.
У. - А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы ответите на вопрос: откуда же мастера брали образы для росписи?
Где он краски брал,
Искусный мастер?
В нивах шумных,
В сказочном лесу.
Создал образ,
Милый и прекрасный,
Истинную русскую красу.
У.- Откуда мастер брал образы для росписи?
У. Правильно, а сейчас вы послушаете это стихотворение еще раз и выпишите из него прилагательные в ед.числе, а рядом напишите прилагательные во мн. числе.
Искусный мастер - искусные мастера.
В сказочном лесу - сказочные леса.
Милый, прекрасный образ - милые прекрасные образы.
Истинную русскую красу - истинные русские красоты.
Проверь себя (слайд 11)
- Какие окончания имеют прилагательные во мн. числе?
- А можем ли мы определить род прилагательных во мн.. числе?
- Надпишите над прил, ед. ч. Род. Как мы его определяли?
Русский народ умел не только трудиться, но и отдыхать.
Физкультминутка
(Выполняем элементы нар, танца под музыку)
Работа над текстом
Гжель (слайд 12)
У.- А сейчас мы познакомимся с еще одним народном промыслом Гжель. Что вы знаете о Гжели?
У знаменитой Гжели свой неповторимый облик.Гжель - древнее село в Московской области. Свое название оно получило от слова жечь. Здесь, в окрестных деревнях, земли которых богаты высококачественной глиной, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались "гжелью". Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые цветы, форма которых и становилась довольно условной, но живописной и декоративной.
( Показ изделий из Гжели.)
У. Запишем небольшой текст о Гжели под диктовку с объяснением орфограмм.
Типичная Гжель - это белый фарфор с синей росписью. Небесную синеву перенесли русские умельцы на свои чудесные творенья.
У. - Найдите во втором предложении главные члены.
Устно поставьте вопросы к второстепенным членам. Выпишите им. прил. с безударными окончаниями в 3 столбика.
Проверь себя (слайд 13)
Вывод:Какие окончания имеют прил. жен. р., муж. р., средн. р.?
У. - Так как же называется роспись, о которой мы сейчас говорили?
У. - А теперь на посуде, расписанной Гжелью, давайте произведем фонетический разбор слова.
Антонимы
Искусство Жостова (слайд 14)
У. - Но русские умельцы чудесно расписывали не только фарфор, глиняные изделия и деревянные, но и металлические. Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. В начале 19 века на Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал чаепития. Тульские мастера едва поспевали изготовлять самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Подносы делали разной фомы и на специально подготовленный фон в окружении свежей листвы наносили яркие, крупные и сочные цветы. Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо!
У. - А теперь давайте мы с вами попробуем раскрасить подносы. Я вам раздам заготовки Жостовских подносов, но цветы на них белые и не красочные. Но раскрашивать мы с вами будем не красками, а словами. И помогут нам в этом слова какой части речи?
Творческая работа
Проверка выполненного.
У. - Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы. Давайте к именам прилагательным подберем антонимы и запишем в тетрадь.
яркий - тусклый
крупный - мелкий
сочный - сухой
свежий - увядший
Проверь себя (слайд 15)
Итог урока
- Ребята, а теперь каждый посмотрите на свой поднос и мысленно представьте его в цвете. Какие красивые они получились!
Уч-ся. - Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, точной, образной, красочной.
- Какую тему мы сегодня закрепляли на уроке?
- Что интересного узнали?
Домашнее задание (слайд 16)
Описать любимую игрушку, используя имена прилагательные.