Тема: «Окружность. Радиус окружности. Фонарик».
Цели и задачи урока:
- научить приемам работы с циркулем: чертить окружность, делить круг на 3,6 частей, находить радиус с помощью линейки;
- знакомство с геометрическими понятиями: «круг, окружность, радиус, диаметр»
- выполнять объемные ребристые игрушки из кругов с отогнутыми сегментами (елочный шар);
- собирать по схеме икосаэдр;
- размечать внутри круга треугольник;
- расширить представление детей о свойствах бумаги и ее происхождении;
- рассказать об истории празднования Нового года;
- воспитание активности, творческой фантазии, аккуратности.
Оборудование для учащихся:
- циркуль;
- линейка;
- карандаш;
- цветной картон (золото и серебро);
- альбом;
- ножницы;
- кисточка;
- клей.
Оборудование для учителя:
- два образца изделия: в сборе и в деталях;
- инструкционные карты «Разметка круга и деление на 3 части», «Окружность. Радиус окружности. Диаметр»;
- шаблоны круга и треугольника;
- образцы картона (гофрированный, фольгированный, цветной, бархатный).
План урока
I. Организационный момент.
Подготовка к уроку учебных принадлежностей.
- Поторение правил поведения во время урока.
- Загадки по теме урока.
II. Сообщение цели урока. Актуализация. Постановка проблемы.
- Стихи на новогоднюю тематику.
- История новогоднего праздника.
- Анализ образа изделия.
III. Планирование трудовой деятельности.
- Правила работы с циркулем.
- Знакомство с понятиями «радиус», «диаметр» и «раствор циркуля».
- Построение окружности. Работа в тетрадях.
- Деление окружности на 3, 6 частей., построение треугольника.
IV. Изготовление фонарика
- Изготовление шаблонов треугольника и круга.
- Работа по группам (по количеству деталей).
- Работа по парам. Склеивание деталей.
V. Оформление фонарика.
- Работа по группам.
- Изготовление деталей оформления.
- Подвеска для фонарика.
VI. Итог урока. Рифления.
- Выставка работ.
- Оценка (по группам)
- Закрепление геометрических понятий «окружность», «круг», «радиус», «диаметр»
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь давайте вместе
Мы проверим, все ль на месте?
Вам будут загадывать загадки, а вы проверьте, есть ли у вас этот предмет.
Ученик 1:
Деревянный человечек
По чистому полю ходит
За собой дорожку водит
Он давно знакомый наш
Это просто……………..(Карандаш)
Ученик 2:
Я с цифрами на спинке
Люблю линии чертить,
Моя главная черта:
Чистота и прямота……(Линейка)
Ученик 3:
Два конца, два кольца, а в середине гвоздик (Ножницы)
Ученик 4:
Я грязнуль не уважаю,
Грязь с листочков я стираю,
Чтоб у вас была пятерка,
Вам понадобится………(Стерка)
Ученик 5:
Ни коробку, ни цвета,
Даже порванный листок,
Сделать точно не сумеешь,
Если хорошо не склеишь.
Проливать меня не смей,
Я – липучка, чудо - ……(Клей)
Ученик 6:
Фигурист и циркач,
Балерина и трюкач,
На одной ноге скачу,
Окружность ровную черчу. (Циркуль)
Ученик 7:
Я всегда помощник твой,
Белый, чистый пред тобой.
Возьми циркуль, карандаш,
Будет рад помощник ваш. (Альбомный лист)
Учитель:
Проверим, все ли лежит на своих местах. О каких правилах поведения на уроке говорилось в загадках?
Ученики:
Нельзя проливать клей. Чертить аккуратно. Правильно передавать циркуль и ножницы.
II.Сообщение цели урока. Актуализация.
Учитель:
Послушайте еще одно стихотворение. Подумайте, о чем идет речь.
Ученик 8:
Новогодние игрушки,
Свечи и зверюшки
Шарики, фонарики
И флажки.
Бусы, разноцветные огоньки.
Ученик:
Новогодние игрушки.
Учитель:
Прочитайте тему урока (На доске «Фонарик. Приемы работы с циркулем»)
Учитель:
А знаете ли вы, откуда пришла идея праздновать Новый год? Послушайте сообщение.
Ученик:
В Древней Руси Новый год начинался в марте.
Когда на Руси в конце X века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени.
Накануне 1700 года русский царь Петр I издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.
Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю елку задабривают злых духов.
Сколько лет Деду Морозу? На самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. А добрым Дед Мороз стал примерно 150 лет назад.
В старину люди побаивались хозяина снежных полей и лесов, который приносил холод, снег и метель. Ему приносили в лес подарки, а теперь он стал добрее, характер его изменился. Он приносил детям гостинцы в новогоднюю ночь.
Учитель:
Нарядим нашу елочку вот такими фонариками (показ образца изделия) и Дед Мороз обязательно принесет подарок к Новому году.
III. Планирование трудовой деятельности. Анализ образца изделия.
Учитель:
Посмотрите на фонарик и расскажите о нем по плану:
- Форма изделия.
- Материал.
- Оформление.
Изделие состоит из трех частей, оно круглой формы. Две «шапочки» – полюса из пяти кругов и поясок из десяти кругов.
Изготовлено из гофрированного и фольгированного картона (показ образов картона)
Оформлено деталями картона другого цвета. Для подвески использована тесьма. Украшена мишурой с бусинками.
Учитель:
А теперь нам необходимо освоить приемы работы с циркулем. Нам понадобиться учебник математики. Для чего циркуль?
Ученик:
Чертить круг.
Учитель:
Что чертит циркуль круг или окружность, узнаем из учебника.
Что вы узнали об окружности?
Ученик:
Окружность - линия, ограничивающая круг.
Учитель:
Как узнать размер круга? Об этом прочитайте в учебнике «Технология на стр. 69 [1]»
Ученик:
Нам надо найти радиус. (Вывешивает правило о радиусе) Радиусом называется расстояние от центра круга до окружности.
Учитель:
Как определить радиус?
Ученик:
По линейке устанавливаем нужное расстояние между ножками циркуля: например, 50 мм. Это называется раствором циркуля (Вывешивает правило).
Учитель:
Выполним практическую работу. Начертим в тетрадях окружность R 50 мм.
(Ученик комментирует, используя памятку со стр. 70 учебника «Технология»)
Учитель:
Сейчас мы научимся делить окружность на 3 и 6 частей, пользуясь только циркулем. Это поможет нам выполнить шаблон треугольника. (Учитель демонстрирует деление окружности на равные части).
IV. Изготовление фонарика.
Учитель:
Попробуйте разделить на равные части окружность и начертить треугольник сами.
(Ученик комментирует деление окружности по учебнику стр.70)
Учитель:
А теперь вырежем треугольник и круг. Это шаблоны для нашего изделия.
Как можно их использовать в работе?
Ученик:
Обведем по шаблону и изготовим необходимое количество деталей.
Учитель:
Сейчас мы отправимся в мастерскую Деда Мороза и посмотрим, как он это делает. (Демонстрация деталей фонарика. Словарная работа: сегменты-детали круга)
Учитель:
Распределимся на группы в зависимости от количества деталей.
I группа - (сильные учащиеся) изготовят фонарик из 20 деталей; по 5 деталей каждый, 4 ученика.
II группа - из 8 деталей: два полушария по 4 детали.
III группа - из 10 деталей: два полушария по 5 деталей.
Учитель:
Могут ли полушария состоять из 6 деталей? Объясните свой ответ.
Ученик:
Не может. Фигура получится плоской.
V. Оформление фонарика.
Творческое задание № 1:
Для I группы: изготовить в кругах геометрические отверстия.
Для II группы: украсить детали геометрической формы.
Для III группы: украсить мишурой.
Творческое задание № 2: изготовить подвеску и вклеить тесьму.
Учитель:
Как изготовить детали одинакового размера?
Ученик:
Складываем бумагу гармошкой, намечаем рисунок и вырезаем (Демонстрирует).
Учитель:
Как удобнее выполнить геометрический рисунок на круге?
Ученик:
Изготовим шаблон, обведем на круге, вырежем. (Демонстрирует)
Учитель:
В какой момент необходимо вставить тесьму?
Ученик:
Тесьму вставим в полушария, закрепив ее узелком. А теперь склеим полушария.
VI. Склеивание деталей.
- сборка деталей по технологической карте;
- использование скрепок для сушки изделия.
VII. Подведение итогов. Выставка работ. Оценка.
Учитель:
Нарядим нашу елочку. А оценит наши работы гостья (входит Снегурочка. Поздравляет детей с наступающим Новым годом. Дарит каждому подарок-сюрприз)
Наша елочка ждет
Украшений на Новый год
Чтобы весело было ребятам
Песни петь и водить хоровод.
Использованная литература.
- Конышева Н.М. Технология. Издательство Ассоциация XXI век, 2002, с.69-73;
- Лялина Н.Л., Скрипка А.Ф. Настольная книга. – М.: ООО «Издательство АСТ». Донецк. «Сталкер», 2002, с.394;
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 3 кл. нач.школы.Ч.1. – М.: «Просвещение», 2003, с.94.