Обилие информации, которую мы можем дать ученику, зачастую не приводит к системности знаний. Одна же из целей обучения – освоение учащимися знаний, умений и навыков, поэтому важно научить школьников выделять главное, находить связи и структурировать полученную информацию, а также научить самостоятельной поисковой деятельности, т. е. научить учиться.
Решить поставленные перед собой задачи можно через применение активных форм и методов обучения, например через проблемное обучение (или его элементы), в том числе и через исследовательскую деятельность.
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций: путем вопросов, опытов, задач и управлении деятельностью учащихся по решению учебных проблем. Сейчас в этом могут помочь ИК технологии, например использование уже созданных программ распространяемых на дисках или найденных интересных фактах, явлениях в интернете и пр.
Древнегреческий философ Сократ использовал “диалог как способ отыскания истины”. Постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес учеников и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. В результате такой беседы (диалога, дискуссии) полученные знания были эмоционально окрашены, а значит, более действенны по отношению к заученным понятиям, правилам или каким-либо способам действия. Наиболее ярко “окрашенной” получается информация представленная например с помощью презентационного кадра или ролика. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На уроках физики, можно продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных технологических процессов.
Пример 2. Презентация. (C использованием образовательного комплекса “Библиотеки наглядных пособий”)
Проблемы можно использовать для изучения нового материала, привлечь учащихся к закреплению полученных знаний и, наконец, только на уроках невозможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учеников. Поэтому необходимо подчеркнуть большую роль проблемных домашних заданий, одним из видов которых может быть поисковая, исследовательская деятельность.
Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Такие задания полезны не только для “сильных” или “средних” учеников. Почти в любом классе имеются учащиеся, не проявляющие интереса к физике. Для этих учеников могут быть также очень полезны несложные индивидуальные проблемные задания, особенно прикладного характера. Многие увлекаются компьютером, их можно использовать для создания интересных слайдов-вопросов, анимации и др. Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.