Урок истории в 5-м классе по теме "Римский характер"

Разделы: История и обществознание


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. На основании изученного конкретно-исторического материала показать учащимся основные качества, присущие римскому характеру.
  2. Отрабатывать умение сравнивать, соотносить исторические факты, события.
  3. Продолжить работу по составлению сравнительных таблиц, характеристик.
  4. Учить выражать, отстаивать свое мнение; выделять в тексте главное.
  5. Отрабатывать умение работы  с историческим источником визуально и на слух.

ОБОРУДОВАНИЕ:

При проведении урока опора делается на текст учебника  А. Вигасина, Г. Годера,  И. Свенцицкой  «История древнего мира», а  также использует сведения из «Энциклопедии для детей» (М.; Аванта +, 1994).
На уроке необходим магнитофон.
На столах учащихся лежат учебники, тетради, кружки, вырезанные из плотной бумаги.
До начала урока доска покрывается записями и рисунками.

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:

Тема урока: Римский характер.
Эпиграф: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».
Пословица.

Образец таблицы для заполнения на уроке:

«ЧЕРТЫ РИМСКОГО ХАРАКТЕРА»

Учебный текст Исторический документ
 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент урока:  приветствие учащихся. Запись в тетрадях темы урока.
Проверка  домашнего задания:
а) фронтальный опрос (отрабатывается знание темы, основных вопросов изучения, дат):
-     На какие три  больших периода можно разделить историю древнего Рима?
(царский, республика, империя)
-     Какие наиболее важные события времен республики вы знаете?
(Пунические войны. Вторая – 218-201 г. до н.э. Гражданские войны. Гракхи, Спартак.)
-     Что вы знаете о Риме периода империи?
(христианство; расцвет);
б) работа у доски на знание дат периода гражданских войн;
в) задания для индивидуально-дифференцированной  работы на карточках №2-3;
г) работа с картой  по нахождению границ Римского государства в 3 период истории;
д) одновременно оставшиеся учащиеся класса отвечают на вопросы теста
{Тест зачитывается вслух и состоит из шести вопросов с вариантами ответов.};
е) проверка выполнения задания теста
{Карточки с ответами собираются помощниками, а учитель открывает на доске правильные варианты ответов, выясняет с помощью поднятия рук, как учащиеся справились с работой.};
ж) карточки сдаются на стол учителя и проверяются к следующему уроку.

2. Изучение нового материала.
а) вступительное слово учителя о задаче учащихся в работе с документами – уметь выбрать главное. Внимание учащихся обращается к эпиграфу урока, а затем к документам.
б) работа с текстом учебника – стр. 241.
-     Всегда ли так было?
- Подумайте, заботились ли о благе государства, людей такие избранники?
(ответ: Нет, во времена республики было иначе.)
-     Вспомните имена тех, кем действительно гордились римляне? 
(Тиберий Гракх, Спартак, Меценат.)
- Какими же чертами характера должен обладать римлянин
г) Работа с текстом документа «Чем гордились римляне» (часть первая).
{Учащиеся читают цепочкой, а затем вслух называют основные качества личности.}
д) Работа с текстами документов №1,2,3 по вариантам
{Учащиеся должны назвать, что римляне ценили справедливость, скромность, свободу.}
е) Заканчивается чтение текста (часть вторая, третья) для подготовки ответа на вопрос учителя: «Что  римляне понимали под свободой»?
ж) Работа в тетрадях. {Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях прозвучавшие качества. Проверка выполненной работы производится в сравнении с записями на ранее закрытой доске. Звучат: гордость правами, вера и почитание богов, доблесть, мужество, справедливость, уважение к советам отцов, верность отечеству, свобода}.
з) Прослушивание аудиозаписи.
Вопрос учителя: Как же складывался характер римского гражданина?
{Учащиеся должны уловить главное: традиции римлян: земледелие и война – «доблестный воин _ доблестный гражданин».}
и) Решение познавательной задачи: Перед учащимися на доске ряд пословиц:
-     Занятия налагают отпечаток на характер.
-     Уступай старшему.
-     Всегда чти следы прошлого.
-     Всё побеждает упорный труд.
-     Никто не мудр, если он не терпелив.
Вопросы: Как вы думаете, почему родились эти пословицы и крылатые слова? Какие пословицы правильны и сейчас?
Какие высказывания вам понравились?
Какие черты характера, качества личности вам хотелось бы видеть в своих современниках, одноклассниках? {Варианты ответов учащихся приближают их к современности, заставляют посмотреть на историю через призму времени.}

3. Заключение и вывод по уроку подводится учителем на основе высказываний учащихся; проводится параллель прошлого и современности.
4. Итог урока. Оценки учащимся.
{На партах у ребят лежат картонные кружки, поделенные на 4 части. Учитель просит поставить себе оценки за урок в те четверти, где по их мнению они заслужили оценку. Итоговая оценка будет выставлена учителем на основе этих данных.}

 5. Домашнее задание.

Продолжение работы. «Чем прославили себя римские императоры?»
Из § 52,53,55 выписать в столбик имена императоров и что они совершили. (например: Цицерон стал диктатором, Нерон – самая зловещая фигура Рима и т.д.)

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4