Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива (из опыта работы)
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в
стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и
духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все»
происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого
человека. Я считаю, что основой воспитательной системы является
личностно ориентированный подход.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную
программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция,
самореализация.
Наша главная воспитательная задача — создание
условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка,
их совершенствование в условиях школьного образовательного
процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или «
серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная
личность, здесь в школе его место для самовыражения и
самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее
образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и
самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои
способности, жить счастливой жизнью.
Я вот уже двадцать пять лет работаю в школе. 24 из них
— классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням
работы с классным коллективом, от малышей — первоклассников до
старшеклассников — одиннадцатиклассников. Перед глазами, будто
кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый
класс принимают в октябрята, вот праздник с букварём, вот конкурс
строя и песни, ( где на районном конкурсе заняли первое место).
Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, театры,
постановки спектаклей, «воскресный день», лыжные походы, музыкально
— литературные композиции, «огоньки», вечера отдыха, ток — шоу,
КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий.
Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими
учениками.
И вот мой первый выпуск, 11 класс — юноши — в строгих костюмах,
девушки - в парадной форме прошлого поколения (решили единогласно,
все нашли платье и белые фартуки).
презентация: слайд 1
На линейке они самые красивые, самые главные. Все вместе
составляли сценарий «Последнего звонка» и «Выпускного
вечера». Порой засиживались в школе допоздна. Всё получилось
отлично. Настоящее зрелище. Я приготовила им на линейку сюрприз:
первоклассники выпускали белых голубей ( символ уходящего детства).
Сколько было слёз расставания. И ничего тут не поделать, так и
должно быть. Вот уже прошло 3 года, но школьная дружба осталась.
Вот уже 2 раза мы собираемся вместе. За столько лет к ребятам
невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей
не бывает, кажется, что с другими всё будет уже не так. Сколько сил
и стараний, сколько любви и заботы я отдала им? Всё, на что была
способна, всё, на что хватало сил и возможностей.
Сейчас я уверенно могу сказать, что это не просто классы, а
коллективы: вместе и в трудностях и в радостях. Для меня это время
-не просто этап работы. Это была моя жизнь. Удачи и промахи,
победы и ошибки, но главное — поиски путей, которые мы искали с
ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.
В прошлом учебном году я взяла классное руководство в 5
классе. И первым вопросами с ними были для меня
следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам
тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые
глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года).
Для меня они были совершенно чужие дети.
Вот и встал первый вопрос: « Как мне лично переступить тот порог,
который отделял 11-й и 5-й классы? Как мне перестроиться? Как мне
воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт
работы со взрослыми молодыми людьми».
Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде
всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно,
и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень
хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли
родители.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так,
чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде
всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного,
сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого
учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов
учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли
бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса
интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю
о них по рассказам учителя нач. школы и по своим эпизодическим
наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с
психологом провела несколько тестирований детей по рисункам,
вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не
только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала,
что коллектива, как такового пока нет, т.к. влились ещё ребята из
Протекинской школы, что ребят в школе пока объединяет лишь
формальность общего класса.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это
процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и
выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы
различные формы и методы.
1 сентября в Дни знаний я организовала экскурсию по улицам города
Зарайска.
презентация: слайд 2
В первые дни все ребята получили общественные поручения.
Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и
подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных
поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт
положительные результаты).
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания
коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс —
это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них
самих.
В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть
время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого
серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной
обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые
получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои
результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены
успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся.
Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе
обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к
тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в
поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли
уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба -
это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо
заслужить.
Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я
организовала поход с отрядным костром «Давайте познакомимся»,
который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о
себе, проводили игры.
презентация: слайд 3
Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга».
Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных
часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют
знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения
друг к другу.
Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы
чем-то похожи», « Представление имени», и мн. др.
Ребята участвовали в конкурсе сочинений: « Я хочу рассказать о
своём школьном друге». Много интересных поездок было: в
драматический театр г. Рязань на сказку « Золушка». Все они были в
восторге от этой поездки. В сочинениях, отвечая на вопрос « За что
вы любите Золушку?», ребята, прежде всего, указывают на её душевные
качества. Так вместе с проникновением во внутренний мир Золушки
расцвечивается внутренний мир ребёнка, гуманизируются его чувства
отзываться на добро, искренность и человечность. Это мы должны
поддерживать, и как можно дольше сохранять в ребёнке. Побывали на
спектакле в клубе « Перопух» г. Зарайска, на цирковом шоу —
представлении в кино культурном центре « Победа».
В течение всего года велась школа этикета « У меня сегодня День
рождения», « Зачем быть вежливым?» и др.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому классному
« «огоньку». Их было организовано 4. « Новогодний огонёк»
получился действительно зимней сказкой. В нём принимали
активное участие и родители. Все ребята были задействованы в
сценарии : пели, плясали, играли на музыкальных инструментах,
читали стихи, было представлено театрализованное шоу. Все
приготовили прекрасные карнавальные костюмы. По карте ребята искали
сладкие подарки, приготовленные родителями.
презентация: слайд 4
Родители были очень благодарны, а дети допоздна не хотели
уходить из школы.
Пятиклассники активные участники всех школьных и районных
мероприятий. В конкурсе чтецов в школе 1 место, в районе — 3 место;
в районном конкурсе хоров — 1 место; в школьном смотре агитбригад —
1 место, в конкурсах газет, открыток тоже призовые места и т.д.
Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам
дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.
На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с
учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и
детьми во внеурочное время, дома.
В конце учебного года был проведён однодневный поход и Кл. час
«Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что
способствует развитию их творческих, физических способностей.
Определённых успехов учащиеся добились и там: успешное обучение в
музыкальной школе, занятия хореографией (девочки заняли 1-е место в
районном конкурсе), есть и участницы областных
конкурсов по вокалу ( « Созвездие»); спортивные секции. В
нашем классе учатся и талантливые футболисты, неоднократные
победители районных соревнований, а в этом году они заняли 1-е
место в областном чемпионате . Это наша гордость.
презентация: слайд 5
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут
им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит
их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и
развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном
процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир
прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое
произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое
духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том,
что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы
не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает.
Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти
свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной.
Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и
бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и
внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается
в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и
духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах
и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей
и даже учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти
пятиклашки будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать
окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её
решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная
беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на
любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни
становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы
черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной
работы.