Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива (из опыта работы)

Разделы: Классное руководство


Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Я считаю, что основой воспитательной системы является личностно ориентированный подход.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.

Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Я вот уже двадцать пять лет работаю в школе.  24  из них — классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей — первоклассников до старшеклассников — одиннадцатиклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс принимают в октябрята, вот праздник с букварём, вот конкурс строя и песни, ( где на районном конкурсе заняли первое место). Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, театры, постановки спектаклей, «воскресный день», лыжные походы, музыкально — литературные композиции, «огоньки», вечера отдыха, ток — шоу, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.

И вот мой первый выпуск, 11 класс — юноши — в строгих костюмах, девушки - в парадной форме прошлого поколения (решили единогласно, все нашли платье и белые фартуки).
презентация: слайд 1

На линейке они самые красивые, самые главные. Все вместе составляли сценарий   «Последнего звонка» и «Выпуск­ного вечера». Порой засиживались в школе допоздна. Всё получилось отлично. Настоящее зрелище. Я приготовила им на линейку сюрприз: первоклассники выпускали белых голубей ( символ уходящего детства). Сколько было слёз расставания. И ничего тут не поделать, так и должно быть. Вот уже прошло 3 года, но школьная дружба осталась. Вот уже 2 раза мы собираемся  вместе. За столько лет к ребятам невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, кажется, что с другими всё будет уже не так. Сколько сил и стараний, сколько любви и заботы я отдала им? Всё, на что была способна, всё, на что хватало сил и возможностей.
Сейчас я уверенно могу сказать, что это не просто классы, а коллективы: вместе и в трудностях и в радостях. Для меня это время -не  просто этап работы. Это была моя жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное — поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.

В прошлом учебном году я взяла классное руководство в 5 классе.   И первым вопросами  с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года). Для меня они были совершенно чужие дети.
Вот и встал первый вопрос: « Как мне лично переступить тот порог, который отделял 11-й и 5-й классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы со взрослыми молодыми людьми».
Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.

Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1.   Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2.   Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3.   Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4.   Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам учителя нач. школы и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, т.к. влились ещё ребята из Протекинской школы, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
1 сентября в Дни знаний я организовала экскурсию по улицам города Зарайска.
презентация: слайд 2

В первые дни все ребята получили общественные поручения.
Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт  положительные результаты).
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом,  в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я организовала поход с отрядным костром «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.
презентация: слайд 3

Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.
Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы чем-то похожи», « Представление имени», и мн. др.
Ребята участвовали в конкурсе сочинений: « Я хочу рассказать о своём школьном друге». Много интересных поездок было: в драматический театр г. Рязань на сказку « Золушка». Все они были в восторге от этой поездки. В сочинениях, отвечая на вопрос « За что вы любите Золушку?», ребята, прежде всего, указывают на её душевные качества. Так вместе с проникновением во внутренний мир Золушки расцвечивается внутренний мир ребёнка, гуманизируются его чувства отзываться на добро, искренность и человечность. Это мы должны поддерживать, и как можно дольше сохранять в ребёнке. Побывали на спектакле в клубе « Перопух» г. Зарайска, на цирковом шоу — представлении в кино культурном центре « Победа».

В течение всего года велась школа этикета « У меня сегодня День рождения», « Зачем быть вежливым?» и др.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому классному « «огоньку». Их было организовано 4. « Новогодний огонёк» получился  действительно зимней сказкой. В нём принимали активное участие и родители. Все ребята были задействованы в сценарии : пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, читали стихи, было представлено театрализованное шоу. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы. По карте ребята искали сладкие подарки, приготовленные родителями.
презентация: слайд 4

Родители были очень благодарны, а дети допоздна не хотели уходить из школы.
Пятиклассники активные участники всех школьных и районных мероприятий. В конкурсе чтецов в школе 1 место, в районе — 3 место; в районном конкурсе хоров — 1 место; в школьном смотре агитбригад — 1 место, в конкурсах газет, открыток тоже призовые места и т.д.
Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.
На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.

В конце учебного года был проведён однодневный поход и Кл. час «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там: успешное обучение в музыкальной школе, занятия хореографией (девочки заняли 1-е место в районном конкурсе),   есть и участницы областных конкурсов по вокалу ( « Созвездие»); спортивные секции.  В нашем классе учатся и  талантливые футболисты, неоднократные победители районных соревнований, а в этом году они заняли 1-е место в областном чемпионате . Это наша гордость.
презентация: слайд 5

Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти пятиклашки будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.