Некоторые соображения насчет того, как сделать личностно-ориентированный подход при преподавании физкультуры в средней школе не лозунгом, а реальностью

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Последние годы всё преподавание физической культуры в школе призвано иметь личностно-ориентированную направленность. Это можно только приветствовать. Однако, посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день. Количество уроков физкультуры увеличилось до трёх в неделю. Это, несомненно, большой плюс. Разделение на девочек и мальчиков предусматривается только с девятого класса. Это - минус. До девятого класса на урок в спортзал приходят зачастую 20 учеников и более. Тоже - минус. Занимается весь класс по одной и той же программе. А индивидуальность подхода заключается в том, в лучшем случае, что учитель старается давать детям нагрузки и ставить оценки, исходя из уровня физической подготовки детей. Интересно, что многие из моих коллег до сих пор регулярно принимают нормативы, путая с ними тестирование. Кроме того, нормативы предлагаются и в некоторых новых методических брошюрах, издаваемых в помощь учителю. А основными методами работы, как и раньше, являются фронтальный, групповой и поточный.

Из программного материала изучаем, в основном, баскетбол, волейбол, лёгкую атлетику, лыжную подготовку. Оказалась в загоне во многих школах спортивная гимнастика. Отчасти потому, что дорог и громоздок инвентарь, а отчасти потому, что вид спорта сам по себе весьма травмоопасный, требует специальных навыков страховки, не терпит дилетанства, и учителя от большинства упражнений отказываются сами. Много привычных для опытных учителей упражнений врачами отнесены либо к разряду запрещённых категорически, либо не рекомендуемых (так, например, обстоит дело с кувырками вперёд и назад).

Помимо названных видов спорта, хорошо бы было преподавать мальчикам некоторые виды единоборств (хотя почему только мальчикам?), девочкам - художественную гимнастику, различные виды аэробики. Но где среди нас такой чудо-учитель, который бы одинаково хорошо знал и умел преподать все эти дисциплины детям.

Я думаю, выход есть. Причём он не потребует дополнительных средств для оплаты труда учителя, большего количества спортзалов. Учителя будут преподавать школьникам те виды спорта, которые действительно хорошо знают, и превратятся , таким образом, в тренеров. А дети будут иметь возможность получать необходимую для здоровья двигательную нагрузку, занимаясь любимым видом спорта.

Как это будет выглядеть? Тот вариант, который я собираюсь предложить - не "открытие Америки", подобные принципы физвоспитания давно и успешно применяются за рубежом. Для начала, я предлагаю перенести физкультуру на послеурочное время. Замечу, что здесь и далее я буду иметь в виду говоря об учащихся, детей не моложе пятого класса. Далее, необходимо определить, в каких видах спорта наиболее компетентны работающие в школе учителя. Исходя из этого, детям будет предложено заниматься, по выбору, каким-либо одним видом спорта. Например, в нашей школе это могут быть баскетбол для мальчиков и девочек, лыжи, настольный теннис, лёгкая атлетика, художественная гимнастика или аэробика для девочек. Затем следует поинтересоваться мнениями детей и их родителей о том, какой вид спорта из предлагаемых школой они выберут. Целесообразно это было бы сделать в мае, чтобы к сентябрю иметь готовые списки сформированных групп. Эти списки непременно будут согласовываться с врачами, ведь могут быть и медицинские противопоказания. Уже в этом будет осуществляться индивидуальность подхода. Мало того, чтобы у ребёнка "душа лежала" к занятиям каким-то определённым видом, надо, чтобы этот спорт подходил ему и по состоянию здоровья. Например, близоруким не рекомендуются прыжки, но подходят лыжные гонки.

Конечно же, при составлении тренировочных групп, будет учитываться пол, возраст и степень физической подготовленности. Пример. Девочки 5-6 классов будут заниматься баскетболом в одной группе, 7-8 классов - в следующей, и третью группу составят девушки 9-11 классов. Однако могут быть и исключения, Например, рослая и физически развитая шестиклассница может быть переведена в группу девушек постарше, конечно, с согласия самой девочки.

Мне могут возразить, а как же, мол, гармоничность развития, разносторонность. На это могу ответить так. Любой спортивный педагог в своих тренировочных планах обязательно предусматривает общую физическую подготовку. И чем младше ребёнок, тем выше доля ОФП. А быть гармонически развитым человеком вполне можно , даже если ты не умеешь преодолевать способом "перешагивание" высоту135см, или не попадаешь в кольцо со штрафной линии. Важно помнить, что средняя школа не готовит профессиональных спортсменов. Для этого есть спортшколы олимпийского резерва. Мы, школьные учителя, должны научить детей получать радость от движения, выработать привычку заниматься физическими упражнениями. Мы стремимся к тому, чтобы физические упражнения стали частью образа жизни наших учеников и в школьный период, и после окончания школы. А это возможно только тогда, когда эти упражнения будут нра-вить-ся. И когда , выполняя их, ребёнок будет ощущать психологический комфорт, так как все прочие дети в группе ему примерно ровня, а тренер настроен благожелательно.

Во всех школах предусмотрена внеклассная физкультурная работа с детьми. Может быть, есть смысл объединить время внеклассной работы с урочным временем, с тем, чтобы дети могли больше времени отдавать выбранному виду спорта.

Как видим, предлагаемый вариант обучения детей физкультуре не требует дополнительного финансирования. Почасовая нагрузка у учителей остаётся прежняя. Примерно прежнее количество обучаемых детей, только дети будут распределяться не по классам , а по группам, в зависимости от своих интересов и уровня физической подготовленности. Думаю, что надо позволить учащимся попробовать себя в разных видах спорта, но переход в другую группу разрешить в конце полугодия или в начале нового учебного года, на усмотрение администрации школы. Возможно, какой-то учитель в детской среде более популярен, и в его группах будут заниматься больше учащихся. Что ж , значит, в свете новой системы оплаты труда, он и зарабатывать будет больше. Кому-то из учителей, возможно, придётся пересмотреть принципы своих отношений с учащимися.

Благодаря предлагаемой форме преподавания физкультуры, школа будет иметь постоянно тренирующиеся и всегда готовые к соревнованиям команды по наиболее популярным видам спорта, и задействованы в спортивной соревновательной деятельности будут гораздо больше детей, чем сейчас. А то сейчас в большинстве школ дела обстоят как?

Предстоит районный кросс - Иванов, Петров, Сидоров наматывают километры. На носу соревнования по баскетболу - играют почти что те же самые ребята; намечаются волейбольные соревнования - учитель прекращает тренировки по баскетболу, и начинает готовить тех же, в основном, детей к соревнованиям по волейболу.

Кстати, в соревновательной деятельности могут участвовать даже те дети, которых мы привыкли называть "неспортивными". К примеру, ряд девочек- старшеклассниц решили заниматься аэробикой или гимнастикой. Но таких соревнований, как правило, не предусмотрено между школами. Что мешает организовать из них группу поддержки на, скажем, баскетбольных соревнованиях? Или устроить во время одной из тренировок показательные выступления, пригласив родителей этих же девочек, или устроить выступление на общешкольном родительском собрании?

Особая статья - дети, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, и дети, временно освобождённые от уроков физкультуры. Такие ученики не могут по состоянию здоровья заниматься вместе со всеми, но обязаны присутствовать на уроке, так как ответственности за этих детей с учителя никто не снимал. Бывают периоды, в основном, после массовых заболеваний ОРЗ и ОРВИ, когда на лавочках вдоль зала сидят полкласса детей. И тогда учителю неизвестно, что следует делать: то ли выполнять свои прямые обязанности - вести урок со здоровыми детьми, то ли развлекать освобождённых. Ведь это дети, они не могут находиться в бездействии и без внимания. По сути, эти дети просто убивают своё время, просиживая в спортзале на лавочке.

В том варианте, который предлагаю обсудить я, занятия физкультурой предусмотрены вне уроков. То есть временно освобождённые дети просто на них не придут, а отнесённые к спецгруппе пойдут на свою тренировку, где с ними проводит занятия либо спортивный педагог, прошедший специальную подготовку, либо медик- специалист по лечебной физкультуре. Думаю, такой специалист должен быть в каждой школе. У нас, к сожалению, его нет.

Особо хочу сказать о детях, которые серьёзно занимаются каким-либо видом спорта в ДЮСШ или другой подобной организации. Урок физкультуры для них не интересен, да и бесполезен. При том варианте, который я предлагаю рассмотреть, они могли бы посещать занятия физкультуры, выступая в качестве помощника тренера при занятии с младшими школьниками. Или бы выбрали себе другой вид спорта, отличный от того, которым занимается в ДЮСШ. Например, ребёнок серьёзно занимается лыжными гонками, а в школе мог бы посещать секцию настольного тенниса. Если же ученик занят на тренировках в ДЮСШ до пяти раз в неделю, постоянно ездит на тренировочные сборы, то такого ребёнка, по согласию с администрацией школы, можно вовсе освободить от школьной физкультуры.

Итак, подведём итог. Посмотрим, какие плюсы имеет предлагаемая мною форма преподавания физкультуры в свете осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении. Во-первых, дети будут сами выбирать понравившийся им вид спорта., а скорее всего и педагога. Думаю, это самое важное. Если ребёнок выбрал себе занятие и педагога по душе, то он изначально получил положительную личную мотивацию для занятия. Во-вторых, учитель будет заниматься тем, в чём он наиболее компетентен, следовательно, и качество обучения должно быть выше. А если учесть, что на занятия пришли ученики, желающие заниматься именно у него и именно данным видом, то, мне кажется, сама собой должна упраздниться проблема дисциплины. В-третьих, большее количество детей будет участвовать в соревновательной деятельности. Четвёртое: будет уделено внимание детям из специальной медицинской группы. Пятое - с точки зрения гигиены занятия после уроков предпочтительнее. Наконец, шестое: если действительно объединить учебные часы и внеклассные, то в итоге получится, что каждый школьник будет иметь полноценную тренировку в избранном виде спорта трижды в неделю. Это было бы отлично!