Цели урока:
Обучающие
- Формирование и дополнение знаний о свойствах воды
- Раскрытие с использованием опытов свойства воды как природного растворителя, показать изменение свойств воды с появлением примесей
- Применение полученных знаний о свойствах воды в практической работе «Сравнение свойств воды, взятых из разных источников»
Развивающие
- Развитие интереса к исследовательской деятельности: умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы, обобщать полученные данные, делать выводы
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам
- Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками
Оборудование для учителя:
- лабораторное оборудование,
- бутылки с пробами воды,
- аптечка.
Оборудование для учеников:
- Опыт №1: стаканчик с водой, стеклянная палочка, вещества (соль, сок, песок, растительное масло), ложка.
- Опыт №2: три стаканчика с водой, салфетка.
План урока
1 Организационный момент
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте, организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные?
- Задают вопросы
- Ищут ответы на эти вопросы
- Наблюдают, проводят опыты
- Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:
- Старший научный сотрудник
- помощник
- Все остальные – эксперты
2. Сообщение темы и цели урока
Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
- Так писал о воде французский писатель и лётчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
-Почему вы решили, что это вода?
-В загадке указаны её свойства. Какие?
На доске появляются:
Без вкуса
Бесцветная
Прозрачная
Без запаха
Мы определили тему «… свойства воды». От себя я добавлю слово «уникальные». Мы это увидим в течение всего урока.
3. Изучение нового материала
а) Актуализация знаний ранее полученных знаний.
- Мы знаем свойства воды. (Учитель показывает ранее выписанные на доску)
Поднимите руку, кто с этим согласен?
Я готова с вами поспорить. Вода – солёная, мутная, белая... Кто хочет продолжить?
На доске появляются слова:
Солёная, мутная, красная, ароматная.
Учитель останавливает предложения. Мы только что с вами утверждали, что вода (показывает на первый столбик), а теперь говорим совершенно обратное. Возникло противоречие.
Противоречие – это положение, при котором одно высказывание исключает другое.
б) опыт №1.
Отсюда возникает вопрос. Почему вода изменяет свои свойства? Предположите почему? В воду добавили какое-то вещество, и оно изменило свойства воды.
Проведём опыт. Как мы будем проверять?
Составление плана.
Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество, перемешаем палочкой, пронаблюдаем за полученной смесью. О результатах наблюдения расскажем. Сделаем вывод. Каждая группа получит для опыта своё вещество.
-Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности:
- Запрещается пробовать на вкус любые вещества
- С осторожностью определять запах
- Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой
- Соблюдать аккуратность
- Если случайно разбилось стекло, нельзя его подбирать руками
- По каким правилам должны работать учёные в группе?
- Старший научный сотрудник - выполняет опыт
- помощник - читает задание
- Все остальные – эксперты – заполняют таблицу
Дети выполняют опыт и готовят рассказ для выступления.
Группа выступает, учитель заполняет таблицу.
вода |
соль |
сок |
песок |
масло |
Бесцветная |
+ |
- |
- |
+ |
Без запаха |
+ |
- |
+ |
- |
Прозрачная |
+ |
+ |
- |
- |
Без вкуса |
- |
- |
? |
? |
Растворилось в воде вещество? |
+ |
+ |
- |
- |
-Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись, тоже по-разному.
Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней (других веществ) - примесей.
- Подтвердилось наше предположение?
-Что ещё попутно мы узнали о веществах? (показывает на строчку «растворимость в воде»)
-Какие вещества растворились в воде? (соль и сок)
Вода – уникальный растворитель. Приведите пример, где мы дома используем это свойство.
Учащиеся рассказывают, где они наблюдали растворимость веществ в воде
-А какие вещества остались нерастворёнными? (песок, масло)
Физминутка.
4. Закрепление изученного. Применение на практике полученных знаний.
а) Побуждающий диалог
-Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?
-Вам никогда бы не пришло в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?
-А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.
-А красный раствор? (Там сок - значит пить можно) А если бы мы об этом не знали?
-Какую воду считают пригодной для питья?
-А воду из-под крана? (нет, она грязная)
б) Опыт № 2
Проблема Можем ли мы определить качество воды для питья?
Предположение можем или не можем
-Я вам предлагаю это проверить.
-К нам в лабораторию поступило на проверку 3 бутылки с водой. Одна из них из-под крана, другая из родника, третья куплена в магазине.
- Перед уроком мой помощник разлила её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода известно только ей.
- Давайте составим план проверки.
Используем ранее составленный список свойств воды, сравним их, и сделаем вывод.
Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.
У каждой группы таблица, которую будете заполнять, и делать вывод.
-Учитель раздаёт оборудование
Итоги наблюдений вывешиваются на доску.
Помощник объявляет результат. Кто определил правильно?
Вывод: Мы не можем определить качество воды.
-А мы говорили, что вода из-под крана «грязная».
в) Давайте обратимся за помощью к учёным.
Мнение учёных о наличии в воде невидимых глазу примесей.
На столах появляются результаты исследования воды для каждой группы.
О качестве воды нам рассказал генеральный директор Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды Юрий Иванов. Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде.
-Что невидимое глазу содержится в воде?
-Как влияет это на здоровье человека?
-Подтверждаются ли наши выводы?
Дети делают вывод, что в воде содержится много веществ, которые мы не можем увидеть, они меняют качество воды, могут быть вредны для человека.
г) Можно ли пить воду, не зная её качество.
Как дома делают воду пригодной для питья?
- Фильтрование
- Кипячение
- Отстаивание
Дети рассказывают об этом
5. Рефлексия.
а) -А теперь подведём итог.
- Вернёмся к началу урока.
- Что мы знали о воде?
- Что нового вы узнали?
На какие вопросы ответили?
Вода меняет свои свойства при наличии в ней примесей
Нельзя без экспертизы определить качество воды.
В домашних условиях воду надо фильтровать, кипятить, отстаивать.
А хотите узнать больше?
6. Домашнее задание.
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Я вам предлагаю дома поработать с энциклопедиями и попробовать ответить на следующие вопросы:
Почему капли дождя круглые?
Как получаются мыльные пузыри?
Кто может ходить по воде?
Для этого каждой группе я выдаю список книг, в которых можно найти ответы на эти вопросы.
Мне очень было приятно с вами работать, а вам?
Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о нашей работе в лаборатории.