Программа курса составлена на основании раздела программы Н.Д.Угринович “Информатика и информационные технологии”, рекомендованной Министерством Образования Российской Федерации на 2002/2003 учебный год, была апробирована и работает с 2004-2005 учебного года на базе МОУ «Майская СОШ».
Предлагаемая программа курса рассчитана на учащихся 10-11 классов на 1 год обучения - 68 часов (2 часа в неделю) или 2 года обучения – 68 часов (1 час в неделю).
Курс предусматривает проведение традиционных уроков и практических занятий. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, презентации, сайта и т.п. Для отработки умений предусмотрены тренировочные задания, которые предполагают овладение общими принципами работы, затем идет углубление знаний и практическое применение средств и возможностей прикладного программного обеспечения.
Текущий контроль предусматривает компьютерное тестирование и оценку выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проектов.
Актуальность создания программы
В базовом курсе информатики при наличии 1 часа в неделю трудно добиться устойчивых практических навыков у детей: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают.
Создание данной программы явилось своеобразной необходимостью преодоления подобных затруднений, и метод проектов в ней играет значительную роль.
Цели и задачи:
- подготовить школьников к практической деятельности: уметь использовать прикладное программное обеспечение для решения различных задач, создания сайтов, выполнения математических, экономических и др.расчетов;
- сформировать прочные знания по предмету;
- привить творческий подход и навыки самостоятельного проектирования сайтов, написания рефератов, создания презентаций.
Степень новизны для учащихся
Создание сайтов предполагает не только владение общими навыками работы с компьютером, но появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Работа в электронных таблицах демонстрирует различные возможности их применения, в том числе для решения математических задач, фильтрации данных в таблицах, формирования сводных таблиц.
Программа Microsoft Power Point предъявляет повышенные требования к творческим способностям и художественному вкусу создателя презентации. В процессе разработки ученик может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник. Кроме этого учащиеся получают первые навыки публичного выступления: подготовки тезисов своего доклада, правильного построения своей речи, рационального сочетания своих тезисов с информацией на слайдах.
Использование в полной мере инструментальной среды текстового редактора Microsoft Word для разработки реферата даёт учащимся представление о преимуществах использования электронной формы документов. Автоматическое формирование оглавления документа большого объёма и сложной структуры даёт возможность без лишних затрат времени и каких-либо дополнительных способов редактирования изменить документ, включая изменение его структуры.
Содержание курса
Раздел 1. Технология обработки графической информации(11 часов)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Растровые и векторные редакторы. Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Создание изображений в векторном редакторе, входящем состав текстового редактора Word. Векторный редактор Corel Draw.
Сканирование изображений. Редактирование и преобразование изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки растрового и векторного изображения;
- назначение и основные возможности растровых и векторных редакторов;
- типы графических файлов и их сравнительные характеристики.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
- создавать и редактировать изображения в среде графического редактора (растрового и векторного).
- настраивать режимы сканирования и сканировать изображения;
- применять графический редактор для редактирования изображений, полученных путём сканирования или съёмки.
Раздел 2. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. (11 час.)
Технология создания презентации в Power Point. Основные команды. Размещение объектов на слайде, изменение размеров. Смена слайдов. Анимация в презентации. Включение в презентацию звука и видео. Практическая работа над проектом. Защита проекта.
Учащиеся должны знать:
- назначение Power Point-средства для разработки мультимедийных презентаций, его команд и режимов; структуру окна Power Point;
- возможности настройки анимационных эффектов, звука и видео.
Учащиеся должны уметь:
- создавать компьютерные презентации;
- включать в презентацию различные объекты;
- настраивать анимационные эффекты, просмотр видео и параметры звука;
- сохранять презентацию в режиме демонстрации;
- создавать гиперссылки как внутри презентации, так и на внешние файлы (документы).
Изучение данного раздела дает возможность закрепить полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах.
Разработка мультимедийного продукта с фотографиями и рисунками, музыкальным сопровождением, видеофрагментами, поможет реализовать творческие возможности, воплотить самые смелые замыслы.
Кроме того, реализация конкретного проекта является весьма эффективным видом учебной деятельности. Работая над мультимедиа – проектом, обучающиеся получат опыт использования современных технических средств, приобретут те навыки и умения, которые необходимы для современного работника информационного общества.
Раздел 3. Технология создания сайтов с помощью конструктора(8 часов).
Конструктор сайтов. Структура окна. Панели инструментов. Выбор дизайна. Создание страницы и её оформление. Вставка изображений и таблиц, изменение размеров и местоположения. Ссылки между страницами, на сайты, на документы. Размещение сайта в Интернете.
Учащиеся должны знать:
- назначение и основные возможности конструктора сайтов;
- структуру окна, команды и режимы работы конструктора.
Учащиеся должны уметь:
- найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Параллельно с изучением материала, учащиеся получают задание: разработать сайт по конкретной теме, которая согласуется с учителем-предметником. Учащиеся должны подобрать материал для сайта, соответствующим образом его структурировать, вставить иллюстрации, фотографии, звукозаписи.
При выполнении задания необходимо подобрать соответствующий теме дизайн, создать удобную структуру сайта. На страницах должны присутствовать средства навигации, оформленные ссылки на другие страницы, документы, иллюстрации или сайты.
Разработка таких межпредметных проектов становится полезной для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами и эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам.
Раздел 4. Технология обработки числовой информации(15 часов)
Электронные калькуляторы. Табличный процессор. Структура электронных таблиц. Типы и форматы данных. Ввод формул в ячейки. Относительные и абсолютные ссылки.
Функции. Ввод функций в формулы. Применение математических, статистических, текстовых, логических функций и функций выбора и поиска.
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков математических функций и графическое решение уравнений.
Обработка больших массивов числовых данных. Управление рабочими листами.
Использование фильтрации данных в таблицах. Формы и списки, сводные таблицы.
Учащиеся должны знать:
- назначение табличного процессора, его команд и режимов, структуру окна Excel;
- правила записи и ввода формул в среде Excel. Иметь понятие о константах, переменных и функциях;
Учащиеся должны уметь:
- описывать назначение и возможности электронных таблиц;
- строить в электронных таблицах диаграммы и графики;
- применять электронные таблицы для решения задач профессионального характера;
- найти необходимую информацию, используя фильтрацию данных;
- формировать сводные таблицы.
Изучение данного раздела расширяет представление учащихся о профессиональном применении электронных таблиц, даёт возможность обобщить знания и умения, полученные на уроках информатики и вооружить их конкретными знаниями.
Практическая подготовка учащихся наряду с тренинговыми предполагает выполнение следующих заданий:
- заполнение электронного классного журнала за учебный год с расчетами четвертных, полугодовых и итоговых оценок; использование условного форматирования данных, расчета процента успеваемости и обученности учащихся по отчетным периодам, количества пропусков по уважительным и неуважительным причинам;
- формирование итоговой ведомости торговой фирмы по продаже бытовой техники за год (за каждый квартал, год, сводных по видам продукции и поставщикам).
Раздел 5. Технология обработки текстовой информации(23 часа).
Создание, редактирование документов. Основные объекты в документе и операции над ними. Различные форматы текстовых файлов (документов). Выбор параметров страницы. Печать документов.
Форматирование документа (абзаца) и стили форматирования. Маркированные и нумерованные списки. Форматирование символов.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и т.д.).
Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и т.д.).
Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Разработка реферата на выбранную тему, его оформление. Автоматическое формирование оглавления. Создание презентации к защите реферата. Защита реферата.
Учащиеся должны знать:
- назначение текстового процессора, его команд и режимов;
- структуру окна Word;
- правила ввода текста в среде Word.
Учащиеся должны уметь:
- применять текстовый редактор для редактирования и форматирование текста;
- вставлять в документ объекты из других приложений, изменять их размеры и расположение, а при необходимости и цвет;
- применять стили оформления заголовков, абзацев. Создавать собственные стили оформления текста;
- создавать типовые документы на компьютере;
- автоматически создавать оглавление структурированных документов.
Во время изучения данного раздела учащиеся получают следующее задание: написать реферат по конкретной теме, оформить его в соответствии с правилами, подобрать и вставить иллюстрации и создать грамотное оглавление.
При выполнении этого задания необходимо создать сложную структуру документа, уметь задавать стили заголовков, создавать собственные стили абзацев, создавать и обновлять оглавление. В тексте реферата должны присутствовать сноски на литературу и колонтитулы.
Положительную мотивацию при выполнении данных заданий формирует стремление учащихся более рационально использовать учебное время для подготовки к экзаменам, а именно: - изучить выбранную тему по предмету углублённо, наладить более тесный контакт с учителем–предметником, а также научиться правильно оформлять свою работу в соответствии с едиными требованиями в школе и, позже, в ВУЗе.
Приложение (Тематическое и поурочное планирование)