Цели урока:
- учить анализировать стихи, определять настроение;
- познакомить с лирическими произведениями М.Глинки и П.И. Чайковского;
- показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени;
- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Оборудование:
- учебник «Родная речь» 2 класс (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова );
- мультимедийное оборудование; презентация к уроку с изображением картин русских художников; осенними пейзажами, текстами стихотворений, заданиями; фортепиано; карточки со словами – настроениями; ёлочка; осенние листья.
Ход урока
- Актуализация
На экране демонстрируются слайды презентации. Смена слайдов – по щелчку. Слайд 1. Педагог дополнительного образования исполняет ноктюрн «Разлука» М.Глинки. Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «…Унылая пора! очей очарованье!».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
Учитель: О чем пойдет речь на уроке?
Дети: …
- Постановка проблемы. Выход на тему урока.
Слайд 2
Учитель: Не заметили ли вы противоречия в первой строчке прозвучавшего стихотворения?
Дети: Осень одновременно и «унылая пора» и «очей очарованье».
Учитель: Сегодня, говоря об осени, ее приметах, мы постараемся объяснить эти строки великого поэта, узнать, какие настроения вызывает осень у других поэтов, понять, а что же для каждого из нас значит осень. Итак, у нас с вами необычный урок, урок – праздник осенних настроений.
Слайд 3.
- Работа над темой урока. Анализ стихотворений об осени. Одна и та же примета – разное настроение.
(По ходу обсуждения на магнитной доске учитель прикрепляет таблички со словами, обозначающими настроение: любование, праздничное, таинственное, нетерпеливое, тревожное).
Учитель: Какие же приметы осени кажутся вам главными?
Дети: Холодает, идут дожди, облетают листья с деревьев.
Учитель: Листопад – одна из ярких осенних примет. С чем сравниваются опадающие листья в стихотворении Сергея Есенина «Закружилась листва золотая…»? Слайд 4.
Дети: С лёгкой стаей бабочек.
Учитель: Какое настроение создаётся этим образом?
Дети: Любование, праздничное.
Учитель: А у Валерия Брюсова какие листья? Слайд 5
Дети: Сухие листья.
Учитель: Учитель: Какими строчками заканчивается это стихотворение?
Дети: Под тусклым ветром сухие листья, кружась, что шепчут, что говорят?
Учитель: А здесь какое настроение?
Дети: Загадочное, таинственное.
Учитель: А у самих листьев может быть настроение, могут ли они чувствовать, говорить?
Дети: Только в стихах, в сказках. Это приём олицетворения.
Слайд 6. (При чтении стихотворений слайды пустые, только с фоном, либо медиапроектор отключается.)
Учитель: Послушаем стихотворение Фёдора Тютчева «Листья». В нём листья сами говорят о том, что они чувствуют и думают. (Читает подготовленный ученик.)
Слайд 7.
Учитель: С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?
Дети: Им хочется быстрее сорваться, у них нетерпеливое настроение.
Учитель: Какие эпитеты вы услышали? Есть ли сравнения, олицетворение?
Дети: Олицетворяются листья. Они говорят, чувствуют. Эпитеты - лёгкое племя, тощая зелень, буйные ветры, докучные ветви. Сравнение - зелень елей, как иглы ежа.
Слайд 8.
Учитель: А теперь послушаем стихотворение Аполлона Майкова, где тоже есть слова самих листьев. (Читает подготовленный ученик.)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Слайд 9.
Учитель: Какое же настроение у этих листьев?
Дети: Им страшно, они не хотят улетать, настроение тревожное.
Учитель: Какие секреты речи вы обнаружили в этом стихотворении?
Дети: Олицетворение - листья «в тревоге вопят», лес «спеленали могучие сны». Эпитеты - царственный лес, суровые небеса.
Учитель: Итак, явление природы – одно, а настроение у листьев - разное. Оно то праздничное, то загадочное, то нетерпеливое, то тревожное.
- Продолжение работы над темой. Могут ли стихи, музыка, картины вызывать схожее настроение?
Слайд 10.
Учитель: А может ли быть наоборот: одно и тоже настроение вызываться разными вещами?
Дети: Наверное, может.
Учитель: Сейчас проверим. Послушайте музыкальное произведение, постарайтесь почувствовать его настроение.
Педагог дополнительного образования объявляет название и автора музыки («Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковский) иисполняет произведение.
Учитель: Вы почувствовали, какое настроение создаёт эта музыка?
Дети: …
Педагог дополнительного образования при необходимости помогает сформулировать. К магнитной доске прикрепляется табличка со словами «светлое», «лирическое».
Слайд 11.
Ученикам рассказывается о П.И. Чайковском, его музыкальном альбоме «Времена года», проходит беседа по восприятию музыки. Далее урок ведет основной учитель.
Учитель: Если бы вы рисовали картину к этой музыке, какие краски выбрали?
Дети: …
Учитель: А теперь попробуем подобрать схожую по настроению картину.
На экране чередуются слайды 12-17 с изображением картин И.Левитана «Золотая осень», И.Агеева «Пейзаж с хижиной», М.Авдеева «Осень», Б.Худякова «Поздняя осень», С.Валюшка «Осень на реке Незнайке», В.Поленова «Золотая осень». Дети говорят, подходит или нет картина по настроению. Настроение соответствует у первой, третьей и шестой картин.
Учитель: Какое из изученных на уроках стихотворений схоже по настроению с этой музыкой и картинами?
Дети: «Есть в осени первоначальной» Федора Тютчева.
Музыкальный фрагмент звучит опять. На экране слайд 18 с выбранными картинами. Подготовившиеся ученики читают стихотворение Федора Тютчева.
Слайд 19.
Учитель: Схожее ли настроение?
Дети: Да.
Учитель: Какие секреты речи есть в этом стихотворении?
Дети: Олицетворение – «бодрый серп гулял», эпитеты – дивная пора, хрустальный день, лучезарные вечера, чистая и тёплая лазурь, праздная борозда и отдыхающее поле.
Учитель: Послушаем еще одно стихотворение, подходит ли оно? Подготовившийся ученик читает стихотворение Ивана Бунина «Лес, точно терем расписной…».
Слайд 20 (чтение стихотворения). Слайд 21(обсуждение стихотворения).
Учитель: Схожее настроение? Какие художественные приёмы использовал автор?
Дети: Сравнение – «лес, точно терем», «как вышки ёлочки темнеют», «просветы в небо, что оконца». Эпитеты – терем расписной, пёстрый, сквозная листва, жёлтая резьба берёз.
Учитель: У авторов приметы осени разные, а настроение у читателей создаётся схожее. Более того, мы подобрали схожие по настроению картины, схожее настроение вызывает и музыка.
- Физминутка.
Учитель: Представьте, что вы – осенние листики и кружитесь в воздухе.
Мы листики осенние
Шуршим, шуршим, шуршим. (Махи руками перед собой.)
Мы листики осенние
Кружим, кружим, кружим. (Выпрямленные руки подняты вверх, повороты вокруг себя.)
И вместе с ветром буйным
Летим, летим, летим. (Руки в стороны, махи вверх-вниз.)
Ветер стихает и укрывает
Мокрую землю пестрым ковром. (Руки вверх и через стороны вниз, приседание.)
- Продолжение работы над темой. Стихи с грустным настроением.
Учитель: А теперь попробуем подобрать стихи, схожие по настроению с другими картинами.
На экране слайд 22 с оставшимися картинами с грустным, тревожным настроением.
Учитель: Какие стихотворения из изученных нами подходят к этим картинам по настроению?
Дети: Стихи Афанасия Фета «Ласточки пропали».
Учитель: Послушаем эти стихи ещё раз и обсудим.
Слайд 23.
Учитель: Какое настроение вызывают у вас эти стихи?
Дети: Грустное, печальное.
Учитель прикрепляет к магнитной доске карточки со словами «грустное», «печальное».
Учитель: Какие строчки этого стихотворения помогают создать такое настроение?
Дети: «На дворе темно», «ветер злится», «с испугу раскричавшись», «тяжело – хоть плач».
Слайд 24.
Учитель: А теперь послушаем стихотворение Н. Некрасова «Перед дождём».
Слайд 25.
Учитель: Совпадает ли стихотворение по настроению? Какие художественные приемы использует автор?
Дети: Настроение тревожное, грустное. Эпитеты – «заунывный ветер», «надломленная ель», «ручей рябой и пестрый», олицетворение – «ель стонет», «лес глухо шепчет».
- Знакомство с произведениями об осени со сменным и сказочным настроением.
Слайд 26.
Учитель: Послушаем ещё одно стихотворение, подходит ли оно по настроению? (Читает подготовленный ученик.)
Яков Аким.
Дождь, дождь целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды размокла.
Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.
Воет, воет за окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене и на полу
Заплясали тени.
Собирайтесь у меня
Слушать сказку у огня!
Слайд 27
Учитель: Это стихотворение подходит к группе грустных и печальных?
Дети: Нет, в печи горят жаркие поленья, все собираются слушать сказку.
Учитель: А может тогда оно подходит к группе стихов со светлым настроением?
Дети: Тоже нет, ведь целый день дождь, воет недовольный ветер, хочет сорвать двери. В этом стихотворении настроение меняется. Оно сначала грустное, а потом светлое.
Учитель: (Повторяет последние строчки)
Собирайтесь у меня
Слушать сказку у огня!
Хотите побывать в сказке? На дне рождения ёлочки?
Слайд 28
Перед классом ставится небольшая искусственная ёлочка. Учитель читает текст и вешает на елочку несколько осенних листочков. Педагог дополнительного образования негромко играет вальс из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Николай Сладков. "Осенняя ёлочка".
Весной елочки не было, летом не было, а осенью
вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки,
высунулась из земли и удивленно осмотрелась.
Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень,
в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о
ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые
китайские фонарики, клен роняет оранжевые
звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми
рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая;
раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж
некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
И у всех на глазах становится елочка из колючей и
хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте,
багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.
Не то что зимой и летом — одним цветом.
Учитель: Какое настроение у вас сейчас?
Дети: Сказочное, волшебное.
Учитель: Давайте подарим нашей елочке разноцветные листочки.
Ученики вешают на елочку вырезанные из цветной бумаги листочки.
- Закрепление.
Учитель: А сейчас проверим, внимательны ли вы были на уроке.
На экране чередуются слайды 29-33 с заданиями. Дети отвечают, правильные ответы появляются на слайдах.
Учитель: Назовите композитора, автора музыкального альбома «Времена года».
Слайд 33.
Дети: Это Петр Ильич Чайковский.
- Итог урока.
Учитель: А сейчас вернёмся к началу урока и попробуем ответить, совместимо ли унылое и очаровательное. Как вы теперь объясните эти строки?
На экране слайд34 с текстом стихотворения.
Дети: Осень разная, унылая пора – потому что слякоть, грязь, холодно, а очей очарованье – потому что в начале осени бывают дни солнечные, с прозрачным воздухом, деревья разноцветные, листья красиво летят.
Учитель: Пушкин в своём стихотворении использовал приём контраста, противопоставления. Найдите эти противопоставления.
Дети: Краса – увядание, свежее дыхание – волнистая мгла, луч солнца – первые морозы.
Учитель: Почему так разнообразны осенние настроения?
Дети: У осени много примет, у каждого человека – поэта, художника, музыканта, читателя, зрителя, слушателя своя осень и по приметам, и по настроению.
Учитель: Заканчивается наш урок-праздник. Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?
Дети: …
Учитель: Какие приёмы используют поэты для передачи настроения, осенних картин?
Дети: Олицетворение, сравнение, эпитеты, контраст.
- Домашнее задание.
Учитель: Дома вы можете подобрать и выучить стихотворении об осени, не звучавшее сегодня в классе, подумать над тем, какие художественные приёмы использовал автор в нем, нарисовать к нему иллюстрацию.