Цели урока
1. Образовательные
- Познакомить учащихся с основными оболочками Земли.
- Понятием « биосфера» - живая оболочка Земли.
- Распространение живых организмов в природе.
2. Развивающие: развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся , их речь и воображение.
3. Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней. Продолжить учить работать в группах.
Оборудование.
- Учебник А. А. Вахрушева « Обитатели Земли».
- Дидактический и иллюстрационный материал.
- Глобус.
- Материалы для проекта (иллюстрации города, реки, завода, поля )
- Мультимедиа приставка
- Компьютер, телевизор, магнитофон.
- Презентация к теме (Приложение 1).
- Фильм по экологии (2,5 минут)
План урока
1. Организационная часть
- вступительное слово учителя.
2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация базовых знаний учащихся
-воспроизведение опорных знаний учащихся.
4. Постановка проблемной ситуации и осознание нового материала
- беседа
- работа с учебником
5. Первичное закрепление
6. Подведение итогов работы
- обобщающая беседа
- рефлексия полученных знаний
- оценивание работы учащихся.
7. Домашнее задание.
8. Творческое применение знаний ( создание проектов)
9. Заключительное слово учителя.
Ход урока
1. Организационный момент
1. 1. Вступительное слово учителя.
1. 2. Деление класса на группы
Сегодня мы будем продолжать работать по группам. Организаторы представляют свои группы. Перекличка.
1 группа «Солнышко»
2 группа «Родничок»
3 группа «Песчинка»
4 группа «Облачко»
У каждой группы своя эмблема, которая соответствует названию.
2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности
2. 1. Блиц-опрос
Рисунок 1
Учитель. На экране схема-модель, которую мы строили при изучении темы «Тела и вещества». В этой схеме зашифрованы ваши знания.
2. 2. Проверяем домашнее задание по группам со своими примерами и показом иллюстраций.
Группа «Родничок» - (тело-вещество)
Деревянный дом сделан из древесины. Стеклянный стакан сделан из стекла.
Группа «Песчинка» - (тела искусственные – природные).
Машина-тело искусственное, так как сделано руками человека.
Камень-это неживая природа.
Цветы- это живая природа.
Группа «Облачко» - (чистые вещества и смеси).
Вещества бывают разные: чистые и смеси. Вода и сахар - чистые вещества, а морская вода и чай- это смеси.
Группа «Солнышко»- (о трех состояниях веществ).
Вещества бывают в трех состояниях. Твердые тела имеют постоянную форму и объем. Жидкости имеют постоянный объем, но не имеют постоянной формы. Газы не имеют постоянной формы и объема.
3. Актуализация базовых знаний
3. 1. Учитель демонстрирует глобус.
Что такое глобус?
Это модель земли
Есть ли взаимосвязь между тремя состояниями веществ и оболочками земли?
Вопрос вызывает затруднение
Какая оболочка существует вокруг Земли?
Воздушная оболочка
В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке?
В газообразном
Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом?
Водная оболочка
Из чего состоит водная оболочка?
Состоит из жидкости
А какая третья оболочка – Земля, горные породы, суша?
Это твердое состояние веществ
Рисунок 2
Рассмотрите иллюстрацию оболочек Земли (без названий).
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
4. 1. Работа с учебником страница 22.
Задание группам – чтение по абзацам
Как называются эти оболочки?
Группа «Облачко». Как называется воздушная оболочка?
Группа «Песчинка». О роли воздушной оболочки.
Группа «Родничок». Как называется каменная оболочка?
Группа «Солнышко». Как называется водная оболочка?
4. 2. Проверка по группам.
Чтение по абзацам и на компьютере постепенно появляются названия оболочек Земли.
Атмосфера. Литосфера. Гидросфера.
Как вы можете связать ваши названия групп с названиями оболочек Земли?
Представители каждой группы объясняют свое название
Физкультминутка (разминка)
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
(Дети поднимают руки вверх и покачиваются из стороны в сторону).
Тихо плещется вода
Мы плывем по теплой речке
(плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда
(потягивания – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох и садимся на песок
(Дети садятся)
4. 3. Проблемная ситуация.
Посмотрите на иллюстрацию, где изображены три оболочки Земли на странице 23.
Как вы думаете, где на Земном шаре живет человек?
Вот и у наших героев Миши и Лены разные мнения.
Прочитаем из-за чего они спорят?
Чтение диалога учащимися на странице 22.
Кто из них прав?
Правы оба.
Проблемный вопрос.
Где обитают живые организмы? (Тема на доске)
Учитель. Это тема нашего урока.
4. 4. Совместное открытие знаний страница 24.
Рисунок 3
Давайте выполним задание. Оно поможет вам разрешить сомнения.
Что вы видите?
Живые организмы?
Почему мы их называем живыми организмами?
Они дышат воздухом, пьют воду, питаются, растут и
Приносят потомство.
Распределите живые организмы по среде обитания, где чаще они встречаются?
Группа «Солнышко». Распределяют птиц и насекомых.
В атмосфере
Группа «Песчинка». Распределяют рыб и рака.
В гидросфере
Группа «Родничок». Распределяют червяка.
В литосфере
Группа «Облачко». Распределяет живые организмы на границе трех оболочек.
Большинство живых организмов
Можем сейчас ответить, где живет человек? Какие у вас будут мнения?
Учитель. Животные могут жить постоянно в одной оболочке условно, а в каких то встречаться временно. Максимум живых организмов встречается на границе трех оболочек. Это связано с тем, что каждый живой организм нуждается в воде, воздухе и опоре. Эта граница называется биосферой – оболочка земли, в пределах которой существует жизнь.
Чтение вывода учащимися в учебнике на странице 25.
5. Первичное закрепление. (Обучение способом самостоятельного применения знаний)
|
||
|
|
|
Рисунок 5
5. 1. Задание по группам.
Какая оболочка земли изображена на экране?
Изображение воды. Отвечает группа «Солнышко».
Это гидросфера
Изображены воздух и облака. Отвечает группа «Родничок»
Это атмосфера
Изображен камень. Отвечает группа «Песчинка»
Это литосфера
Изображение живой оболочки. Отвечает группа «Облачко»
Это биосфера
Физкультминутка (для зрения)
Чтобы зоркими нам быть- нужно глазками крутить (2-3 сек)
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле – еле.
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Чтобы зоркими нам стать нужно на глаза нажать.
Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.
Быстро быстро поморгай- отдых глазкам потом дай.
6. Подведение итогов урока
С каким понятием мы познакомились?
Биосфера
Что такое биосфера?
Живая оболочка, где встречается максимум живых организмов.
Выставление оценок учащимся.
7. Домашнее задание по группам
Задание на странице 10 в рабочей тетради №1-2-3-4
8. Самостоятельное и творческое применение полученных знаний
8. 1. Творческая и проектная работа в группах
Вопрос из учебника №6 на странице 25.
Какая из оболочек Земли больше всего страдает от хозяйственной деятельности человека?
(Заслушать ответы учащихся. )
Просмотр видеоролика на 2,5 мин о состоянии экологии.
8. 2. Учитель. Представьте, что вам нужно построить экологически чистый город, в котором вы бы хотели жить.
8. 3. На четырех ватманах каждая группа приклеивает объекты, которые учащиеся приготовили заранее: город, река, завод, поле (работа на местах).
8. 4. Защита проектов у доски.
8. 5. Итог подводит приглашенный на урок юрист-эколог из числа родителей.
8. 6. Название победителей.
9. Заключительное слово учителя
Каждый человек должен бережно относиться к богатствам нашей планеты и соблюдать правила поведения в природе, чтобы помочь уцелеть биосфере.
Видеоматериалы к уроку можно получить у автора (обращаться в оргкомитет фестиваля)