Урок русского языка во 2-м классе по системе развивающего обучения Эльконина—Давыдова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
  • развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
  • содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий: познаваемость мира, причинно-следственные связи.

Оборудование: учебник русского языка для второго класса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, сигнальные карточки, перфокарты, тексты на карточках, стихотворение С.Я. Маршака на плакате, плакат с орфограммами сильных позиций, слова на карточках, портрет Сам Самыча.

Ход урока

  1. Организационный момент урока.

Тетрадь сейчас открою,
С наклоном положу,
От вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

  1. Постановка цели урока.
  2. Проверка домашнего задания.

-А теперь, ребята, давайте проверим домашнее задание. Что нужно было сделать? (Разобрать слова по составу, слова на доске, работал ученик.)

Дом, домик, домашний, домишко.

-Как можно назвать все эти слова? (Родственные или однокоренные.)
-Почему? (У них одинаковый корень -дом- и они близкие по значению.)
-Найдите и назовите слово, состоящее из одного корня? (Дом.)
-Найдите и назовите слово, состоящее из корня и суффикса? (Домик.)
-Из корня, суффикса и окончания? (Домашний, домишко.)
-А какое слово по вашему мнению здесь лишнее и почему? (Дети предлагают различные варианты; домашний – это имя прилагательное, а все остальные – имена существительные.)
-Молодцы! Повторили, что такое родственные слова, вспомнили значимые части слова, а теперь повторим изученные орфограммы.

  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

На плакате записано стихотворение С.Я. Маршака.

- Ребята, послушайте стихотворение С.Я. Маршака. (Читает ученик.)

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

-Как вы считаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?
-Надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже будете хорошо трудиться.
-А сейчас исследуйте это высказывание, найдите орфограммы сильной позиции и объясните их.

Учащиеся называют орфограммы, учитель на плакате выделяет их красным маркером.

-Вспомните, какие ещё орфограммы сильной позиции вы знаете? (Учащиеся называют, опираясь на плакат с орфограммами.)
-При проверке домашнего задания мы повторили, что такое однокоренные слова, а теперь подберите однокоренные слова к слову школа, обозначьте корень. (Дети работают в тетрадях, один ученик у доски выбирает слова из группы слов на карточках.)

Школа, школьник, дошкольник, шоколад, шиповник, школьный.

-Проверяем, приготовьте сигнальные карточки. (Ученик выставляет карточки, называет корень, учащиеся сигнализируют.)
-Докажите, что эти слова однокоренные.
-Что обозначает слово дошкольник? (Ребёнок? который ещё не учился в школе.)
-Сегодня вы сами смогли объяснить значение слова, обойдясь без толкового словаря. Но не будем забывать, что он является нашим помощником в толковании непонятных слов. Орфографическая минутка закончена. Молодцы, все хорошо потрудились.

  1. Активизация знаний учащихся.

-Сегодня к нам пришёл старый знакомый – Сам Самыч. Он как всегда не с пустыми руками. Он приготовил для вас задачу: перепутал слова в логической цепочке. Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Ученик у доски, учащиеся ему помогают, сигнализируют.)

Звуки, слоги, слова, предложения, (текст).

-В этой цепочке не хватает одного слова. Как вы думаете, какого? Почему? А как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом? Это тема нашего урока.

  1. Раскрытие темы урока.
  1. Главный вопрос урока:

- Прочитайте главный вопрос урока на доске (хором).

Текст – что это такое?

-Сегодня вы пополните свой запас знаний о тексте. Узнаете много нового.
-А как вы думаете, стихотворение С.Я. Маршака, это текст или нет? Докажите.
-Какова основная мысль этого текста? (Нужно хорошо учиться, чтобы чего- то в жизни добиться.)

  1. Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста» (На доске появляется цветок с разноцветными лепестками.)

- А теперь назовите яркие признаки текста. (Ученики называют и открывают разноцветные лепестки.)

  • ЗАГОЛОВОК
  • НАЧАЛО
  • КОНЦОВКА
  • ОПОРНЫЕ СЛОВА
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • АБЗАЦ, КРАСНАЯ СТРОКА
  • ТЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

-Как вы думаете, почему слово тема записано в центре цветка? (Тема – основная мысль текста.) А понять основную мысль – это как найти волшебный ключик к тексту, самую его середину, и текст нам откроется.
-Сегодня мы будем учиться выделять тему текста. Мы вспомнили яркие признаки текста,
-А теперь применим свои теоретические знания на практике.

  1. Работа с деформированным текстом:

2. Там озеро.
1. Малыши пошли в рощу.
4. Хорошо в роще!
3. У берега качаются камыши.

-Прочитайте предложения. Можно ли это назвать текстом? Восстановите перепутанную цепочку предложений, чтобы получился связный текст. Прочитайте, что получилось. (Несколько учащихся читают свои варианты.)
-А чего не хватает вашему тексту? (Заголовка.)
-Придумайте заголовок. Запишите его.
-Сейчас вы запишите этот текст, а когда будете писать, подумайте, какова основная мысль текста. Первая группа в предложениях подчеркнёт главные члены, а вторая группа подчеркнёт орфограммы сильной позиции.
-Какова же основная мысль текста? (Малыши гуляли в роще.)
-Ребята, а можно к этому тексту придумать предложение? Попробуйте это сделать.

  1. Физкультминутка.
  2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, связь новых с ранее полученными и сформированными.

-А теперь вы сможете ответить на главный вопрос урока, что такое текст? (Текст – это группа предложений, которые объединены одной мыслью. В тексте должен быть определённый порядок предложений.)
-Поработаем по учебнику, ведь в нём тоже много разнообразных текстов. Откройте книги на странице 64, найдите упражнение 291. Сейчас я прочитаю упражнение, а вы на слух определите, текст или не текст я прочитала.
-Докажите, что это текст. Какова его главная мысль?
-А что вам не понравилось в этом тексте? (Всё время повторяется слово карась.)
-А как сделать, чтобы текст был построен грамотно, без повторений? (Заменить слово карась словами рыба, он, она.)
-Запишите два первых предложения, а кто может, замените слово, чтобы не было повторов. (Первый ученик читает без изменений, а второй – с изменениями.)
-Какие предложения вам понравились больше всего? Почему?
-Какой вывод вы можете сделать? (Предложения в тексте должны быть красивыми, без повторов, правильно построены.)
-Вот вы сейчас попробуете составить красивые, правильные предложения. Перед вами текст. Прочитайте. Легко вам было читать? Почему? Представьте, что вы корректоры. Возьмите зелёные ручки. Определите границы предложений, поставьте точки, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Учащиеся работают самостоятельно.)

Зайчата. Дедушка подарил мне зайчат я за ними ухаживал зайчата подросли и стали большими.

-Сколько получилось предложений? (3)
-Прочитайте текст с паузами, чтобы было понятно, что здесь три предложения.
-Какова тема текста? (Мальчик ухаживал за зайчатами, и они выросли большие.)
-Какой вывод можете сделать? (Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определённой последовательности.)

  1. Первичное тестирование сформированных знаний.

-Сегодня на уроке мы много говорили о тексте и его признаках, учились находить основную мысль текста. А сейчас проверим, как внимательны вы были на уроке. Проведём тест «Верные и неверные высказывания». Приготовьте перфокарты. Если вы согласны с высказыванием – ставьте «+», не согласны – ставьте «-».

  1. Текст состоит из предложений. +
  2. К тексту нельзя придумать заглавие. –
  3. Все предложения в тексте имеют границы. +
  4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. –
  5. В тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится. +
  6. Текст можно разделить на части. +
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

- Проверьте себя если исправляете, то зелёными ручками.
- Поднимите руку, кто сделал одну ошибку? Две? Три? Не расстраивайтесь, мы продолжим работу над этой темой на следующем уроке.

  1. Подведение итогов и результатов урока.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Повторите яркие признаки текста?
- Оцените себя, своего товарища. (Учащиеся работают со шкалой успеха.)
- Интересно ли вам было на уроке?

  1. Домашнее задание.

-Составьте небольшой текст о своей семье.