Урок русского языка в 8-м классе по теме "Анализ текста. Подготовка к изложению"

Разделы: Русский язык


Тип урока: развитие речи

Цели урока:

1. Формирование навыка анализа текста, развитие речи учащихся.

2. Воспитание толерантности.

3. Формирование общих умений коммуникации.

Оформление: на доске записана оргдеятельностная схема урока (Рисунок 1)


Рисунок 1

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран
  •  карточки-задания (карточки разработаны на основе текста из книги: О.В. Запятая Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся. [Текст]: методическое пособие: Красноярск, 2007)
  • табло учета (Приложение 1)
  •  презентация с портретом А. Страдивари (Приложение 2)

Ход урока

Вступительное слово учителя

1. Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хочу со сказки. Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, работал в своем саду, не зная устали. Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили.  Пришло время человеку умирать. Призвал он своих сыновей и сказал им такие слова: «Сыны мои дорогие, вот и пришел мой смертный час. В наследство оставляю вам богатство в нашем саду». Проговорил и умер. Похоронили дети отца. Сад зарос, семья в бедность пришла. Решили братья клад искать. Перекопали весь сад, да ничего не нашли. Зато земля в саду стала рыхлая, мягкая. А осенью в саду созрел прекрасный урожай…

  • Зачем сыновья перекопали сад? (Сыновья пытались найти богатство, о котором говорил умирающий отец.)
  • А почему они его стали искать в земле? (Сыновья считали, что это клад, а клады часто закапывают в землю.)
  • О каком же богатстве говорил отец?

Демонстрируется слайд № 1.

Тема урока: Анализ текста. Подготовка к изложению

Цель: формирование навыка анализа текста, развитие речи.

2. Как часто мы оказываемся в подобных ситуациях, понимая, видя только явный, прямой смысл письменного или устного высказывания, и совсем не умеем читать между строк. И сегодня на уроке мы продолжим формировать навык анализа теста, который складывается из определенных микроумений. Их формирование будет нашей задачей.

Демонстрируется слайда № 2.

Задачи урока: формирование умений

  • выразительно читать
  • определять тему и основную мысль текста
  • выделять смысловые части текста и озаглавливать их
  • извлекать из текста информацию
  • \
  • аргументировать свой ответ
  • формулировать вопросы на понимание
  • устно и письменно излагать прочитанный текст

3. Наша работа будет состоять из 3 этапов. Посмотрите на схему урока и прокомментируйте второй этап урока.. Задайте вопросы на понимание. (На первом этапе работаем в парах - выполняется задания 1- 7, на втором этапе – индивидуальная работа: выполнение заданий 8-12, на 3 этапе -  задание 13,  изложение).

4. А теперь еще раз посмотрите на задачи урока, предлагаемые формы работы, поставьте цель на сегодняшнее занятие.

Демонстрируется слайда № 3.

Портрет А. Страдивари.

5. Ребята, кто может сказать, чей портрет перед вами. Что вам известно об этом человеке? В какую эпоху он творил?

6. Вы познакомитесь с замечательным человеком, превратившим ремесло мастера, делающего музыкальные инструменты, в подлинное, высокое искусство.

7. А сейчас обратитесь к  карточкам – заданиям, познакомьтесь с заданиями, которые нужно будет выполнить, и задайте вопросы, если вам что-либо непонятно.

Карточка-задание

Редкая скрипка поёт, как скрипки, изготовленные более трёхсот лет назад великим итальянским мастером Антонио Страдивари. Первый музыкальный инструмент он сделал в тринадцать лет, а последний изготовил в девяносто с лишним лет. За свою долгую трудовую жизнь Страдивари сделал больше тысячи скрипок, а это значит, что он работал невероятно быстро, изготовляя каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Главной особенностью этих инструментов был мощный, глубокий звук. Пели скрипки удивительным,    неподражаемым    голосом,    который очень напоминал человеческий голос с его бесконечными, неожиданными оттенками. Многие замечательные музыкальные мастера пробовали с абсолютной точностью копировать инструменты Страдивари. Получались скрипки-близнецы, как две капли похожие на скрипки великого мастера. Сходство было во всем, кроме звука. Разгадку этой тайны надо искать не только в дереве,   из   которого   изготовлены   бесценные,   удивительные скрипки Страдивари, не только в многочисленных секретах мастера. Главный секрет Страдивари в том, что внутри него жила музыка, жил голос его скрипки. И этот голос просился наружу, как просится голос певца. Из сотен звучащих оттенков поющего дерева он выбирал те, которые складывались в певучий, неповторимый тон его скрипок. Наверное, он слышал, как прекрасным, завораживающим голосом еще не сделанная скрипка поет музыку Баха, Вивальди, Генделя. Может, он даже слышал в её голосе музыку, которая ещё не была написана. Такой музыки ждала его скрипка и дождалась. Этот таинственный сильный голос внутри мастера и называется талантом.

Выполни задания в паре постоянного состава:

1. Прочитай выразительно текст напарнику. (Выстави в табло балл, поставленный тебе напарником).

2.
а) Придумай заголовок к тексту:……………………………………………………….
б) Объясни устно свой выбор напарнику. (Выстави в табло балл, поставленный тебе напарником)

3. Разделили черточками текст на 5 абзацев.

4. Озаглавь полученные части и запиши их названия, устно обоснуй свой выбор товарищу и запиши окончательный вариант:

  1. ……………………………………………………………………....
  2. ……………………………………………………………………....
  3. ……………………………………………………………………....
  4. ……………………………………………………………………....
  5. ……………………………………………………………………....

5. Перескажи устно напарнику текст подробно. (Выставь в табло балл, поставленный тебе  напарником).

6. Определи тип и стиль текста. ………………………………………………………………..

7. Обоснуй свое мнение …………….…………………………………………………………..

8. Найди на каждый вопрос единственно правильный ответ и отметь его (+), занеси ответ в табло:

  1. Кто такой Страдивари?
    А. Великий итальянский мастер.
    Б.  Великий мастер.
    В. Итальянский скрипач.
    Г. Великий музыкант.
  2. Во сколько лет он сделал свой первый инструмент?
    А. 10 лет.
    Б. 12 лет.
    В. 14 лет.
    13 лет.
  3. Что было главной особенностью инструментов Страдивари?
    А. Пели удивительным голосом.
    Б. Бесконечные оттенки.
    В. Мощный, глубокий звук.
    Г. Готовились целый месяц.
  4. Имена каких известных композиторов называются в тексте?
    A. Бах, Вивальди, Гендель.
    Б. Бах, Моцарт, Бетховен.
    B. Свиридов, Мендельсон, Шопен.
    Г. Бах, Вивальди, Лист.

  5. а. Выражение «Внутри него жила музыка, жил голос его скрипки. Этот таинственный голос внутри мастера и называется талантом»:
    A. Является основной мыслью текста.
    Б. Не является основной мыслью текста.
    B. Такой мысли нет в тексте.
    Г. Главная мысль выражается в другом предложении. Запиши его начало……………………………
    б. Обоснуй свой выбор пункта в задании 5а………………………………………………..

9. Выпиши из текста ключевые слова: ……………………………………………………………..

10. Проверь по карточке самоконтроля задания  №  8 (1 – 5а). Выстави баллы в табло.

11. Придумай и запиши вопрос на понимание одной из мыслей, заключенных в тексте. ……………………..................................................

12. Вставь и объясни орфограммы, проверь себя, найдя данные слова в тексте.

Изготовле(н,нн)ые, дев…носто, уд…вительный, (не)подр…жаемый, напом…нать, бе…конеч..ный, (не)ожида(н,нн)ый, проб…вать, изг…товле(н,нн)ы, бе…це(н,нн)ый, с…крет, выб…рал, (не)повторимый, зав…раж…вающий, еще (не)сдела(н,нн)ая, (не) была,  таистве(н,нн)ый.

13. Изложи письменно близко к тексту в тетрадях по развитию речи данный текс. (Запиши в тетрадях дату, вид работы, заголовок)

Учащиеся знакомятся заданиями, задают вопросы на понимание.

14.  Для уточнения учитель задает несколько вопросов по способам деятельности.

  • За какие задания вы проставите баллы в табло учета? (1, 2, 5)
  • По каким критериям вы оцените задание № 5? (Смотри табло учета)
  • Как оценивается задания №  8? (За каждый правильный ответ 1 балл)

15. А теперь приступаем к выполнению заданий. Вашими помощниками могут быть памятки.

Демонстрируется слайда № 4.

Памятки

1. Требования к выразительному чтению

  • Соблюдать орфоэпические нормы.
  • Соблюдать интонацию, соответствующую типу предложения.
  • Выделять голосом логические ударения.
  • Соблюдать паузы.

2. Вопросы на понимание текста

  • Правильно ли я понял, что….?
  • Если я правильно понял, то….?
  • Я понял, что …
  • Насколько я понял, ….
  • Я понял, что в тексте говорится о….

Учащиеся приступают к выполнению заданий.

Заключительное слово учителя

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

  • Смогли ли вы достигнуть поставленных в начале урока целей?
  • Что вам помогло достигнуть поставленных целей?
  • Что мешало?
  • Над чем вы планируете работать на следующем уроке?