Тип урока: развитие речи
Цели урока:
1. Формирование навыка анализа текста, развитие речи учащихся.
2. Воспитание толерантности.
3. Формирование общих умений коммуникации.
Оформление: на доске записана оргдеятельностная схема урока (Рисунок 1)
Рисунок 1
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- карточки-задания (карточки разработаны на основе текста из книги: О.В. Запятая Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся. [Текст]: методическое пособие: Красноярск, 2007)
- табло учета (Приложение 1)
- презентация с портретом А. Страдивари (Приложение 2)
Ход урока
Вступительное слово учителя
1. Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хочу со сказки. Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, работал в своем саду, не зная устали. Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили. Пришло время человеку умирать. Призвал он своих сыновей и сказал им такие слова: «Сыны мои дорогие, вот и пришел мой смертный час. В наследство оставляю вам богатство в нашем саду». Проговорил и умер. Похоронили дети отца. Сад зарос, семья в бедность пришла. Решили братья клад искать. Перекопали весь сад, да ничего не нашли. Зато земля в саду стала рыхлая, мягкая. А осенью в саду созрел прекрасный урожай…
- Зачем сыновья перекопали сад? (Сыновья пытались найти богатство, о котором говорил умирающий отец.)
- А почему они его стали искать в земле? (Сыновья считали, что это клад, а клады часто закапывают в землю.)
- О каком же богатстве говорил отец?
Демонстрируется слайд № 1.
Тема урока: Анализ текста. Подготовка к изложению
Цель: формирование навыка анализа текста, развитие речи.
2. Как часто мы оказываемся в подобных ситуациях, понимая, видя только явный, прямой смысл письменного или устного высказывания, и совсем не умеем читать между строк. И сегодня на уроке мы продолжим формировать навык анализа теста, который складывается из определенных микроумений. Их формирование будет нашей задачей.
Демонстрируется слайда № 2.
Задачи урока: формирование умений
- выразительно читать
- определять тему и основную мысль текста
- выделять смысловые части текста и озаглавливать их
- извлекать из текста информацию \
- аргументировать свой ответ
- формулировать вопросы на понимание
- устно и письменно излагать прочитанный текст
3. Наша работа будет состоять из 3 этапов. Посмотрите на схему урока и прокомментируйте второй этап урока.. Задайте вопросы на понимание. (На первом этапе работаем в парах - выполняется задания 1- 7, на втором этапе – индивидуальная работа: выполнение заданий 8-12, на 3 этапе - задание 13, изложение).
4. А теперь еще раз посмотрите на задачи урока, предлагаемые формы работы, поставьте цель на сегодняшнее занятие.
Демонстрируется слайда № 3.
Портрет А. Страдивари.
5. Ребята, кто может сказать, чей портрет перед вами. Что вам известно об этом человеке? В какую эпоху он творил?
6. Вы познакомитесь с замечательным человеком, превратившим ремесло мастера, делающего музыкальные инструменты, в подлинное, высокое искусство.
7. А сейчас обратитесь к карточкам – заданиям, познакомьтесь с заданиями, которые нужно будет выполнить, и задайте вопросы, если вам что-либо непонятно.
Карточка-задание
Редкая скрипка поёт, как скрипки, изготовленные более трёхсот лет назад великим итальянским мастером Антонио Страдивари. Первый музыкальный инструмент он сделал в тринадцать лет, а последний изготовил в девяносто с лишним лет. За свою долгую трудовую жизнь Страдивари сделал больше тысячи скрипок, а это значит, что он работал невероятно быстро, изготовляя каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Главной особенностью этих инструментов был мощный, глубокий звук. Пели скрипки удивительным, неподражаемым голосом, который очень напоминал человеческий голос с его бесконечными, неожиданными оттенками. Многие замечательные музыкальные мастера пробовали с абсолютной точностью копировать инструменты Страдивари. Получались скрипки-близнецы, как две капли похожие на скрипки великого мастера. Сходство было во всем, кроме звука. Разгадку этой тайны надо искать не только в дереве, из которого изготовлены бесценные, удивительные скрипки Страдивари, не только в многочисленных секретах мастера. Главный секрет Страдивари в том, что внутри него жила музыка, жил голос его скрипки. И этот голос просился наружу, как просится голос певца. Из сотен звучащих оттенков поющего дерева он выбирал те, которые складывались в певучий, неповторимый тон его скрипок. Наверное, он слышал, как прекрасным, завораживающим голосом еще не сделанная скрипка поет музыку Баха, Вивальди, Генделя. Может, он даже слышал в её голосе музыку, которая ещё не была написана. Такой музыки ждала его скрипка и дождалась. Этот таинственный сильный голос внутри мастера и называется талантом.
Выполни задания в паре постоянного состава:
1. Прочитай выразительно текст напарнику. (Выстави в табло балл, поставленный тебе напарником).
2.
а) Придумай
заголовок к тексту:……………………………………………………….
б) Объясни устно свой выбор напарнику. (Выстави в табло балл, поставленный тебе
напарником)
3. Разделили черточками текст на 5 абзацев.
4. Озаглавь полученные части и запиши их названия, устно обоснуй свой выбор товарищу и запиши окончательный вариант:
- ……………………………………………………………………....
- ……………………………………………………………………....
- ……………………………………………………………………....
- ……………………………………………………………………....
- ……………………………………………………………………....
5. Перескажи устно напарнику текст подробно. (Выставь в табло балл, поставленный тебе напарником).
6. Определи тип и стиль текста. ………………………………………………………………..
7. Обоснуй свое мнение …………….…………………………………………………………..
8. Найди на каждый вопрос единственно правильный ответ и отметь его (+), занеси ответ в табло:
- Кто такой Страдивари?
А. Великий итальянский мастер.
Б. Великий мастер.
В. Итальянский скрипач.
Г. Великий музыкант. - Во сколько лет он сделал свой первый инструмент?
А. 10 лет.
Б. 12 лет.
В. 14 лет.
13 лет. - Что было главной особенностью инструментов
Страдивари?
А. Пели удивительным голосом.
Б. Бесконечные оттенки.
В. Мощный, глубокий звук.
Г. Готовились целый месяц. - Имена каких известных композиторов называются в
тексте?
A. Бах, Вивальди, Гендель.
Б. Бах, Моцарт, Бетховен.
B. Свиридов, Мендельсон, Шопен.
Г. Бах, Вивальди, Лист.
а. Выражение «Внутри него жила музыка, жил голос его скрипки. Этот таинственный голос внутри мастера и называется талантом»:
A. Является основной мыслью текста.
Б. Не является основной мыслью текста.
B. Такой мысли нет в тексте.
Г. Главная мысль выражается в другом предложении. Запиши его начало……………………………
б. Обоснуй свой выбор пункта в задании 5а………………………………………………..
9. Выпиши из текста ключевые слова: ……………………………………………………………..
10. Проверь по карточке самоконтроля задания № 8 (1 – 5а). Выстави баллы в табло.
11. Придумай и запиши вопрос на понимание одной из мыслей, заключенных в тексте. ……………………..................................................
12. Вставь и объясни орфограммы,
проверь себя, найдя данные слова в тексте.
Изготовле(н,нн)ые, дев…носто, уд…вительный, (не)подр…жаемый, напом…нать, бе…конеч..ный, (не)ожида(н,нн)ый, проб…вать, изг…товле(н,нн)ы, бе…це(н,нн)ый, с…крет, выб…рал, (не)повторимый, зав…раж…вающий, еще (не)сдела(н,нн)ая, (не) была, таистве(н,нн)ый.
13. Изложи письменно близко к тексту в тетрадях по развитию речи данный текс. (Запиши в тетрадях дату, вид работы, заголовок)
Учащиеся знакомятся заданиями, задают вопросы на понимание.
14. Для уточнения учитель задает несколько вопросов по способам деятельности.
- За какие задания вы проставите баллы в табло учета? (1, 2, 5)
- По каким критериям вы оцените задание № 5? (Смотри табло учета)
- Как оценивается задания № 8? (За каждый правильный ответ 1 балл)
15. А теперь приступаем к выполнению заданий. Вашими помощниками могут быть памятки.
Демонстрируется слайда № 4.
Памятки
1. Требования к выразительному чтению
- Соблюдать орфоэпические нормы.
- Соблюдать интонацию, соответствующую типу предложения.
- Выделять голосом логические ударения.
- Соблюдать паузы.
2. Вопросы на понимание текста
- Правильно ли я понял, что….?
- Если я правильно понял, то….?
- Я понял, что …
- Насколько я понял, ….
- Я понял, что в тексте говорится о….
Учащиеся приступают к выполнению заданий.
Заключительное слово учителя
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Смогли ли вы достигнуть поставленных в начале урока целей?
- Что вам помогло достигнуть поставленных целей?
- Что мешало?
- Над чем вы планируете работать на следующем уроке?