Основное содержание модуля
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Общеобразовательные цели:
- знать основные этапы развития информационного общества;
- знать виды информационных ресурсов общества;
- освоить содержание понятия “информационная культура”;
- знать этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Развивающие цели:
- освоение различных форм коммуникации;
- развитие самооценки как необходимого качества успешного функционирования в информационном обществе.
Воспитательные цели:
- развитие коммуникативных качеств личности;
- формирование навыков групповой работы и креативного мышления;
- формирование и развитие правовых и этических представлений об информационной деятельности человека.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- этапы формирования информационного общества;
- характерные черты информационного общества;
- признаки информационной культуры человека;
- перечень информационных услуг, существующих в информационном обществе;
- этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться информационными ресурсами;
- выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой;
- выделять проблемы, возникающие при взаимодействии общества и человека при рассмотрении информационного продукта как объекта собственности.
Программно-дидактическое обеспечение:
- Компьютерный класс, оборудованный локальной сетью с выходом в Интернет.
- Интерактивная доска
- Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, Excel, “1C Образование 4. Школа”, Internet Explorer.
Цели:
- знать основные этапы развития информационного общества;
- освоить содержание понятия “информационная культура”;
- знать классификацию информационных ресурсов общества.
Ход урока
I. Организационный момент. (На экране слайд № 1, приложение № 1.)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготовка к уроку.
II. Постановка целей урока. (Слайд № 2.)
- Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?
- Каковы отличительные черты информационного общества?
- Каков запас информационных ресурсов России?
- Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?
Упражнение 1. Для актуализации знаний предложите ученикам выполнить следующее задание на карточках (Приложение № 2). Один ученик выполняет упражнение на интерактивной доске. (Слайд № 3.)
Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.
Середина XVI века | Владение навыками использования различных технических устройств | |
Информационное общество | Открытие электричества | |
Конец XIX века | Развитие промышленности | |
Информационная культура | Увеличение доли умственного труда | |
Индустриальное общество | Появление компьютеров | |
70-е годы XX века | Книгопечатание | |
Первая информационная революция | Проблемы информационного общества | |
Лавинообразный поток информации | Появление письменности |
Организационный момент
Два ученика получают карточки с заданиями и садятся за компьютеры:
Задание 1. Найти в Интернет закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 года и выделить определения понятий “Информация” “Информатизация ” и “Информационные процессы”.
Задание 2. Подготовить сообщение на тему “Информационные ресурсы России” пользуясь ресурсами ЦОР “1С Образование 4. Школа".
III. Изложение нового материала
1. Информатизация общества
Учитель показывает на экране слайды с рисунками, по которым ученики должны догадаться о чем пойдет речь дальше – об этапах развития информационного общества.
На экране слайды № 4–8.
На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией, и наконец, информацией. Объем информации увеличивался очень быстро и потому люди почувствовали необходимость каких-то устройств, которые помогли бы им хранить и обрабатывать эту информацию. И на свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе – информационные революции.
Первая революция – связана с изобретением письменности.
Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации и передачи информации. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.
Вторая революция (середина XVI века) – связана с изобретением книгопечатания.
Человек получил не только средства хранения информации, но и средства систематизации и размножения информации. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья революция (конец XIX века) – связана с изобретением электричества.
Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.
Четвертая революция (70-е годы XX века) – связана с изобретением персонального компьютера.
Именно эта революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина – “информационное общество”.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. (Слайд № 9.)
Отличительные черты информационного общества. (Слайды № 10–17.)
- Доступность информации для всех его членов
В обществе создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой ему информации.
- Широкое использование компьютеров
Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого компьютеры, избавляясь от рутинной работы и ускоряя принятие оптимальных решений.
- Производство информационного продукта
Появляется новый социальный строй, который называют “белые воротнички”. Это люди, которые не производят материальные ценности, а занимаются обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.).
- Увеличение доли умственного труда
Увеличивается количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.
- Бурное развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологии
Разрастается сеть Интернет, увеличивается число ее пользователей. Универсиализируются информационные технологии, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств – компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.
- Развитие системы непрерывного образования
Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию при помощи дистанционных форм обучения.
- Широкое внедрение в производство материальных продуктов роботов и манипуляторов
На производстве роботы и манипуляторы заменят людей на сборочных линиях.
- Появление всевозможных домашних электрических приборов и компьютеризованных устройств
Дома будут оснащены одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидении и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет “умным”. К “умным” зданиям добавятся “умные” автомобили, которые смогут управлять им.
В информационном обществе информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать. Для перехода от индустриального общества к информационному обществу должна была возникнуть ситуация информационного кризиса. И она возникла в связи с тем, что ХХ веке лавинообразный поток информации, хлынувшей на человека, сделал практически невозможной его ориентацию в этом объеме. Стало необходимостью внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Начался процесс информатизации общества.
Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. (Слайд № 18.)
Вопрос для дискуссии: можно ли поставить знак равенства между понятиями “компьютеризация” и “информатизация”?
Ответ: Нельзя. Так как первое понятие означает техническое оснащение, а второе – явление социальное, включающее совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ членам общества к любым источникам информации.
Какое определение “информатизации” дано в законе РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 года? (Слайд № 19.)
Выступает ученик, подготовивший сообщение по этому вопросу.
- Информационная культура человека (Эвристическая беседа)
Чем определяется культура человека? Какой человек считается культурным?
Культура человека определяется:
- знаниями, умениями, профессиональными навыками;
- уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития;
- способами и формами взаимного общения людей.
А в чем проявляется информационная культура человека?
Чтобы ответить на этот вопрос мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека. (Слайд № 20.)
Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире?
Современное общество принято называть информационным, поэтому человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему адаптироваться и хорошо существовать в IT-насыщенной среде.
Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.
Добавляем к фигуре человека на экране элемент – компьютер и телефон.
Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями.
Добавляем к фигуре новый элемент – окна программ из пакета Microsoft Office, Adobe Photoshop, Corel Drow и т.д.
В-третьих, он должен уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
Добавляем к фигуре новый элемент – страницу из газеты или журнала и окно программы Internet Explorer.
В-четвертых, он должен уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Добавляем к фигуре новый элемент – рекламу чего-либо.
В-пятых, он должен знать различные методы обработки информации.
Добавляем к фигуре новый элемент – решение квадратного уравнения в тетради, с помощью языка программирования, в электронных таблицах.
В-шестых, он должен уметь работать с разными видами информации.
Добавляем к фигуре новый элемент – аудио, видеоинформацию, символьную информацию, графическую информацию.
Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.
Упражнение 2. (Слайды № 21–22.)
Ответьте на вопрос: “В какой степени вы соответствуете образу человека, владеющего информационной культурой, полученной нами на экране?”.
Для этого заполните таблицу, полученную вами в раздаточных материалах, и определите процент соответствия.
Оценивайте по 10-бальной шкале |
Черты информационной культуры человека |
Итого | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Пояснение: ученик должен аргументировать свой ответ. Так как вероятность того, что процент соответствия образу информационно-культурного человека будет невысока, после ответов учащихся необходимо им сообщить, что на уроках информатики они как раз и будут формировать и повышать уровень информационной культуры.
А теперь подведем итоги и сформулируем определение понятия “информационная культура”.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. (Слайд № 23.)
- Национальные информационные ресурсы России. (Слайд № 24.)
Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.
Ресурс – это запас или источник некоторых средств.
Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных ресурсах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных ресурсах).
Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.д.), а информационный ресурс остается, им можно воспользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Далее выступает ученик, подготовивший сообщение на эту тему.
IV. Текущая проверка знаний
- Вернитесь к заданию, которую ученики получили в начале урока и исправьте ошибки. (Слайд № 25.)
- Проведите игру “Найди пятерку!” (Приложение № 3.) (Слайд № 26.)
V. Домашнее задание. (Слайд № 27.)
Уровень знания: знать этапы развития информационного общества и его характерные черты.
Уровень понимания: расставьте профессии по мере убывания степени использования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, учитель, директор школы, министр.
Творческий уровень: сделайте рекламу какого-либо товара, используя для этого домашний компьютер и Интернет.
Тесты на тему “Основы социальной информатики” на странице персонального сайта учителя www.matrosova.21416s01.edusite.ru
VI. Рефлексия. (Слайд № 28.)