Информационная культура

Разделы: Информатика


Основное содержание модуля

Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Общеобразовательные цели:

  • знать основные этапы развития информационного общества;
  • знать виды информационных ресурсов общества;
  • освоить содержание понятия “информационная культура”;
  • знать этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Развивающие цели:

  • освоение различных форм коммуникации;
  • развитие самооценки как необходимого качества успешного функционирования в информационном обществе.

Воспитательные цели:

  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • формирование навыков групповой работы и креативного мышления;
  • формирование и развитие правовых и этических представлений об информационной деятельности человека.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • этапы формирования информационного общества;
  • характерные черты информационного общества;
  • признаки информационной культуры человека;
  • перечень информационных услуг, существующих в информационном обществе;
  • этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться информационными ресурсами;
  • выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой;
  • выделять проблемы, возникающие при взаимодействии общества и человека при рассмотрении информационного продукта как объекта собственности.

Программно-дидактическое обеспечение:

  1. Компьютерный класс, оборудованный локальной сетью с выходом в Интернет.
  2. Интерактивная доска
  3. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, Excel, “1C Образование 4. Школа”, Internet Explorer.

Цели:

  • знать основные этапы развития информационного общества;
  • освоить содержание понятия “информационная культура”;
  • знать классификацию информационных ресурсов общества.

Ход урока

I. Организационный момент. (На экране слайд № 1, приложение № 1.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготовка к уроку.

II. Постановка целей урока. (Слайд № 2.)

  • Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?
  • Каковы отличительные черты информационного общества?
  • Каков запас информационных ресурсов России?
  • Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?

Упражнение 1. Для актуализации знаний предложите ученикам выполнить следующее задание на карточках (Приложение № 2). Один ученик выполняет упражнение на интерактивной доске. (Слайд № 3.)

Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.

Середина XVI века   Владение навыками использования различных технических устройств
Информационное общество Открытие электричества
Конец XIX века Развитие промышленности
Информационная культура Увеличение доли умственного труда
Индустриальное общество Появление компьютеров
70-е годы XX века Книгопечатание
Первая информационная революция Проблемы информационного общества
Лавинообразный поток информации Появление письменности

Организационный момент

Два ученика получают карточки с заданиями и садятся за компьютеры:

Задание 1. Найти в Интернет закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 года и выделить определения понятий “Информация” “Информатизация ” и “Информационные процессы”.

Задание 2. Подготовить сообщение на тему “Информационные ресурсы России” пользуясь ресурсами ЦОР “1С Образование 4. Школа".

III. Изложение нового материала

1. Информатизация общества

Учитель показывает на экране слайды с рисунками, по которым ученики должны догадаться о чем пойдет речь дальше – об этапах развития информационного общества.

На экране слайды № 4–8.

На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией, и наконец, информацией. Объем информации увеличивался очень быстро и потому люди почувствовали необходимость каких-то устройств, которые помогли бы им хранить и обрабатывать эту информацию. И на свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе – информационные революции.

Первая революция – связана с изобретением письменности.

Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации и передачи информации. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая революция (середина XVI века) – связана с изобретением книгопечатания.

Человек получил не только средства хранения информации, но и средства систематизации и размножения информации. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья революция (конец XIX века) – связана с изобретением электричества.

Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.

Четвертая революция (70-е годы XX века) – связана с изобретением персонального компьютера.

Именно эта революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина – “информационное общество”.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. (Слайд № 9.)

Отличительные черты информационного общества. (Слайды № 10–17.)

  1. Доступность информации для всех его членов

В обществе создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой ему информации.

  1. Широкое использование компьютеров

Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого компьютеры, избавляясь от рутинной работы и ускоряя принятие оптимальных решений.

  1. Производство информационного продукта

Появляется новый социальный строй, который называют “белые воротнички”. Это люди, которые не производят материальные ценности, а занимаются обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.).

  1. Увеличение доли умственного труда

Увеличивается количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.

  1. Бурное развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологии

Разрастается сеть Интернет, увеличивается число ее пользователей. Универсиализируются информационные технологии, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств – компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.

  1. Развитие системы непрерывного образования

Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию при помощи дистанционных форм обучения.

  1. Широкое внедрение в производство материальных продуктов роботов и манипуляторов

На производстве роботы и манипуляторы заменят людей на сборочных линиях.

  1. Появление всевозможных домашних электрических приборов и компьютеризованных устройств

Дома будут оснащены одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидении и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет “умным”. К “умным” зданиям добавятся “умные” автомобили, которые смогут управлять им.

В информационном обществе информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать. Для перехода от индустриального общества к информационному обществу должна была возникнуть ситуация информационного кризиса. И она возникла в связи с тем, что ХХ веке лавинообразный поток информации, хлынувшей на человека, сделал практически невозможной его ориентацию в этом объеме. Стало необходимостью внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Начался процесс информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. (Слайд № 18.)

Вопрос для дискуссии: можно ли поставить знак равенства между понятиями “компьютеризация” и “информатизация”?

Ответ: Нельзя. Так как первое понятие означает техническое оснащение, а второе – явление социальное, включающее совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ членам общества к любым источникам информации.

Какое определение “информатизации” дано в законе РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 года? (Слайд № 19.)

Выступает ученик, подготовивший сообщение по этому вопросу.

  1. Информационная культура человека (Эвристическая беседа)

Чем определяется культура человека? Какой человек считается культурным?

Культура человека определяется:

  • знаниями, умениями, профессиональными навыками;
  • уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития;
  • способами и формами взаимного общения людей.

А в чем проявляется информационная культура человека?

Чтобы ответить на этот вопрос мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека. (Слайд № 20.)

Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире?

Современное общество принято называть информационным, поэтому человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему адаптироваться и хорошо существовать в IT-насыщенной среде.

Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

Добавляем к фигуре человека на экране элемент – компьютер и телефон.

Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями.

Добавляем к фигуре новый элемент – окна программ из пакета Microsoft Office, Adobe Photoshop, Corel Drow и т.д.

В-третьих, он должен уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

Добавляем к фигуре новый элемент – страницу из газеты или журнала и окно программы Internet Explorer.

В-четвертых, он должен уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

Добавляем к фигуре новый элемент – рекламу чего-либо.

В-пятых, он должен знать различные методы обработки информации.

Добавляем к фигуре новый элемент – решение квадратного уравнения в тетради, с помощью языка программирования, в электронных таблицах.

В-шестых, он должен уметь работать с разными видами информации.

Добавляем к фигуре новый элемент – аудио, видеоинформацию, символьную информацию, графическую информацию.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

Упражнение 2. (Слайды № 21–22.)

Ответьте на вопрос: “В какой степени вы соответствуете образу человека, владеющего информационной культурой, полученной нами на экране?”.

Для этого заполните таблицу, полученную вами в раздаточных материалах, и определите процент соответствия.

Оценивайте по

10-бальной шкале

Черты информационной культуры человека

Итого
1 2 3 4 5 6
             

Пояснение: ученик должен аргументировать свой ответ. Так как вероятность того, что процент соответствия образу информационно-культурного человека будет невысока, после ответов учащихся необходимо им сообщить, что на уроках информатики они как раз и будут формировать и повышать уровень информационной культуры.

А теперь подведем итоги и сформулируем определение понятия “информационная культура”.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. (Слайд № 23.)

  1. Национальные информационные ресурсы России. (Слайд № 24.)

Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Ресурс – это запас или источник некоторых средств.

Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных ресурсах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных ресурсах).

Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.д.), а информационный ресурс остается, им можно воспользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Далее выступает ученик, подготовивший сообщение на эту тему.

IV. Текущая проверка знаний

  1. Вернитесь к заданию, которую ученики получили в начале урока и исправьте ошибки. (Слайд № 25.)
  2. Проведите игру “Найди пятерку!” (Приложение № 3.) (Слайд № 26.)

V. Домашнее задание. (Слайд № 27.)

Уровень знания: знать этапы развития информационного общества и его характерные черты.

Уровень понимания: расставьте профессии по мере убывания степени использования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, учитель, директор школы, министр.

Творческий уровень: сделайте рекламу какого-либо товара, используя для этого домашний компьютер и Интернет.

Тесты на тему “Основы социальной информатики” на странице персонального сайта учителя www.matrosova.21416s01.edusite.ru

VI. Рефлексия. (Слайд № 28.)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3