Литературное чтение "Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. С.Я. Маршак "Ландыш" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обучения:
    Показать полнокровность поэтических образов весны, созданных С.Я.Маршаком; выразительные художественные образы; точность передачи эмоционального состояния лирического героя.
  • Развития:
    Внимания, творческого воображения, эмоциональной чуткости, тонкости восприятия художественной речи, интерес к предмету и культуре общения.
  • Воспитание:
    Нежных чувств, сердечной привязанности к родным местам, любви к природе.

Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг писателя.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

В кого мы превращаемся на уроках литературного чтения?

А какое чувство влечет, подталкивает нас к исследованию?

Так вы готовы открывать новые литературные секреты?

Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.

2. Мотивация. Определение цели урока.

Откройте маршрутный лист.

Прочитайте (про себя), что значит созерцать.

А теперь вслух.

Теперь прочитайте эпиграф к уроку (глазами и губами), затем в темпе разговорной речи.

“Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет поэта, что образы рождаются в его душе один за другим…”

Вы догадались, о чем мы будем говорить?

Погружение в урок (учитель называет тему урока):

а) работа с л/картой.

Мы отправляе6мся в сады поэзии, в гости к С.Я.Маршаку. Все ли есть у нас для этого?

В какие области мы должны заглянуть по пути? (Область искусств.)

Что мы оттуда возьмем? (Авторский образ.)

Но почему он создан художником? (П – X)

Пойдем через мост сравнения на дорогу открытий. Остановимся в области научной литературы. Как вы думаете, почему? (П – И – У)

3. Работа над темой урока.

Но сначала мы вспомним, что мы знаем о С.Я.Маршаке.

Да, это был писатель разностороннего дарования: драматург, сатирик, лирик, критик, детский поэт, переводчик, педагог и редактор.

Сегодня мы войдем в его стихотворение, которое он назвал “Ландыш”. Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?

Вы готовы открывать секреты?

Что мы знаем о ландыше?

А вот что говорит о цветке научная литература:

научные сведения о ландыше (Стрелкова Ж., Астина О.)

У вас еще не пропало любопытство?

Тогда послушайте стихотворение С.Я.Маршака “Ландыш”.

Чтение стихотворения учителем (наизусть).

Вам понравилось?

Какие чувства возникли в вашем сердце?

Вы хотите оказаться “внутри” стихотворения?

4. Физкультминутка

Чтение учащихся (жужжащее чтение)

Смысл каких слов вы бы хотели уточнить?

а) словарная работа (смотрим в маршрутный лист – Ваше желание совпало с услугами маршрутного листа?)

Кто хочет прочитать стихотворение вслух?

5. Индивидуальное чтение.

6. Анализ лирического стихотворения.

Каких 2 весенних образа вы увидели в стихотворении? (Образ леса, ландыша.)

Прочитать те строчки, которые представляют образ леса?

Какой вы увидели лес? (Черный, голый, сонный, с трудом просыпается, томится.)

Он счастлив? (От сотворил нежный цветок – ландыш – это его творение.)

Вы чувствуете, что он живой? (Подтвердите словами стихотворения.)

Какой литературный прием использовал поэт? (Олицетворение.)

7. Физкультминутка (о лесе)

Ребята, а что вы еще чувствуете? (Запах ландыша.)

В каких именно образах С.Маршак передает свое восхищение необыкновенным цветком? (С чем сравнивает он ландыш.)

Какой поэтический прием использует поэт? (Метафора.)

Кто помогает раскрыть венчики цветку? (Солнце – олицетворение.)

Каким вы увидели ландыш? (Хрупкий, душистый, нежный, чистый.)

Как называются эти образные определения? (Эпитеты.)

Зачитать, как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

Как лес относится к ландышу? (Чудо.)

Как много нам открыл поэт? (В образе ландыша мы увидели большую картину весны) (П – Ф)

Как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)

8. Выразительное чтение.

9. Работа с рисунками (приготовил консультант, ЧМСК – Ученый кот)

Что объединяет эти рисунки?

Какой рисунок лишний?

Какое открытие мы сделали на уроке?

П – Н – И – Х – Ф – П = любит свое дело

МИР ИЗ звуков, запахов, ощущений

10. О ландыше существует много легенд? (Расскажите.)

11. Домашнее задание (по выбору)

Рефлексия: Целая корзина ландышей.

Кому из ребят вы бы подарили сегодня цветок?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Спасибо за урок.

Маршрутный лист к стихотворению С.Я.Маршака “Ландыш”

Созерцать – чувствовать сердцем, быть полностью во власти увиденного.

Эпиграф: “Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет ПОЭТА, что ОБРАЗЫ, рождаются в его душе один за другим…”

Чувство грусти, удивление, изумление, восторг, радость, восхищение, потрясение, очарование, любви, нежности, неожиданности.

Словарь:

Объят – охвачен, обнят.

Жемчужины – сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.

Бутоны – почки цветка.

Бубенчики – полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.

Венчики – часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.

Томится – переживать, мучиться.

Образные средства языка

Эпитет – образное, художественное определение свойств предмета.

Метафора – в переводе с греческого “перенос, перенести: свойства одного предмета переносятся на другой предмет”.

Схемопись (интонационная схема)