Цели:
- ввести понятие окружности, радиуса и диаметра окружности;
- обеспечить усвоение понятия окружность и ее элементов;
- изучить формулу длины окружности;
- научить применять изученные формулы при решении задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать культуру устной математической речи учащихся;
- проверить знания учащихся в ходе контрольного среза
Оборудование:
- компьютерный проектор,
- электронная презентация,
- чертежные инструменты,
- электронная программа «Витаминный курс математики для 5-9 классов»,
- цветные карандаши,
- стакан, цилиндр, тарелка, тесьма,
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: наглядно- иллюстративные
Планируемые ЗУН: ЗНАТЬ: понятие окружности, радиуса и диаметра окружности;
формулы длины окружности;
УМЕТЬ: применять изученные формулы при решении задач.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебно- познавательной деятельности учащихся, сообщение темы, целей и задач урока.
- Правила техники безопасности при работе с чертёжными инструментами.
- Изучение нового материала по теме “Окружность и её элементы. Длина окружности”.
- Упражнения на его закрепление.
- Практическое применение геометрических построений.
- Домашнее задание.
- Контрольный срез
- Подведение итогов.
В течение урока, при выполнении построений, решении упражнений помощь учащимся оказывает учитель
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебно- познавательной деятельности учащихся, сообщение темы, целей и задач урока.
Вступительное слово учителя.
Сообщения учащихся (из истории математики о возникновении окружности)
III. Изучение нового материала.
(с окружностью, как геометрической фигурой учащиеся знакомы и визуально каждый без труда может изобразить её на чертеже. Но чаще всего чертежи школьники предпочитают выполнять от руки. Дать определение окружности затрудняются. Примерные ответы учащихся: «Окружность- это точка и множество точек», «Окружность- круглая фигура» и.т. К более научному определению окружности, как геометрической фигуры подвожу, демонстрируя слайды №2,3,4 )
- Ребята, прочитайте первую часть темы урока.
- 2 уч-ся показывают у доски, остальные в тетрадях чертят. (циркуль “одет” , как балерина)
Учащийся читает стихотворение Николая Глазкова «Циркуль» (шутка)
Танцевальное вращенье |
Подивился ей немало Достославный геометр. О прекрасной балерине Вспоминал частенько он- Не по этой ли причине Циркуль был изобретён! |
- Меняли ли мы раствор циркуля?
Уч-ся отвечают, что точки должны быть на одинаковом расстоянии от одной данной точки.
- Вводится понятие окружности, центра окружности и радиуса (проецируется слайд №5;№ 6; №7; № 8)
- Чертежи и записи учащиеся выполняют в тетрадях.
- Вводится понятие диаметра d= 2 r (слад № 11)
V. Практическая работа:
- Нужно “опоясать” тесьмой предмет (у каждого на столе один из предметов: стакан, цилиндр, тарелка), потом распрямить и измерить её длину.
- Почему разные измерения получили?
- Вывод: Длина тесьмы будет тем больше, чем больше её диаметр.
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА ДЛИНЕ ДИАМЕТРА.
ОТНОШЕНИЕ ДЛИНЫ ОКРУЖНОСТИ К ДЛИНЕ ЕЁ ДИАМЕТРА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧИСЛОМ ДЛЯ ВСЕХ ОКРУЖНОСТЕЙ.
ЭТО ОТНОШЕНИЕ ОБОЗНАЧАЮТ ГРЕЧЕСКОЙ БУКВОЙ π (ЧИТАЮТ: “ПИ”)
c-длина окружности; d- диаметр, то с : d = π, или с = 2 πd, т.к. d = 2r , то c = πd = 2 πr
У окружности длина
Во все стороны равна.
Знает каждый пионер:
Цэ равно здесь
Два пи эр.
c = 2 πr –формула длины окружности.
Число π- бесконечная дробь. Для более лёгкого запоминания можно использовать скороговорку:
ВОТ, 3, |
И 1 |
МИША 4 |
И 1 |
АНЮТА 4 |
ПРИБЕЖАЛИ 9 |
π 1 |
ЧИСЛО 5 |
УЗНАТЬ 6 |
ОНИ 3 |
ЖЕЛАЛИ* 6 ... |
В практике чаще всего пользуются приближённым зачением числа π с точностью до сотых.
π≈ 3,14.
(использован материал книги Б.А.Кордемского «Увлечь школьников математикой»)
VI. Закрепление изученного материала.
- № 833 на доске и в тетрадях;
- № 834 (2 чел. на боковых досках, остальные самостоятельно в тетрадях, потом решения проверяется, уч-ся с места задают теоретические вопросы, отвечающим у доски)
- 2 чел. у доски: выполнить необходимые измерения и найти: 1- длину окружности; 2- записать на доске результаты измерения и вычислить радиус окружности вместе с ним выполняют все уч-ся
VII. Итог урока.
- Устно по слайду №12: а) дать понятие окружности ; б) назвать элементы окружности.
- Написать формулы для нахождения длины окружности по длине её диаметра и по длине радиуса.
- Пропорциональна ли длина окружности длине её радиуса?
VIII. Контрольный срез
- Компьютерная программа «Витаминный курс математики для 5- 9 классов»
IX. Домашнее задание: П. 24 № 851; №852; №853.
При наличии времени: показать способ построения окружности без циркуля.
Можно предложить для устного опроса слайды №10 и №13
ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация «Окружность».