Семинар-практикум "Методологический подход к продуктивному опыту педагога"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:

  • систематизация знаний участников семинара о жизненном опыте, его влиянии на формирование продуктивного педагогического опыта;
  • создание мотивации к активному использованию жизненного опыта в профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

  • актуализировать творческое педагогическое мышление;
  • выявить и осмыслить некоторые стереотипы восприятия человеком опыта в процессе  коллективного общения;
  • рассмотреть стадии формирования опыта, определить границы понятий «опыт» и «взаимодействие», место «опыта» в процессе становления профессиональной позиции педагога;
  • закрепить теоретические знания через проигрывание жизненных ситуаций.

Оборудование:

  • компьютер, медиа-проектор, медиа-экран;
  • презентация «Методологический подход к продуктивному опыту педагога» (Приложение 1);
  • карточки с афоризмами (Приложение 2);
  • тексты отрывка из романа Джерома Клапки Джерома «Как мы писали роман» (Приложение 3);
  • карточки для игры «Последствия» (Приложение 4);
  • предметы: блокнот, карандаш, подушка, клей, микрокалькулятор, ручка, календарь, книга;
  • карточки для игры «Наши жизненные приоритеты» (Приложение 5);
  • бланки анкеты «Я. Мы. Дело» (Приложение 6).

Ход семинара

I. Активизация внимания, включение в деятельность

1. Игра «Представь соседа»

Цель: улучшение групповой атмосферы, снятие напряжения, раскрепощение.

Инструкция: Каждому участнику нужно представить того, кто сидит рядом. При этом  акцент делается на профессиональные и деловые качества.

2. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

II. Пролог

1. Вступительное слово

Принято считать, что каждого человека можно чему-либо научить. На этом утверждении, считающимся аксиомой, построена вся существующая ныне система воспитания и образования, в том числе и система повышения квалификации.

Наличие соответствующего жизненного опыта – первое условие успешного повышения квалификации.

Второе условие успешного развития профессионального мастерства – желание педагога учиться у носителя опыта, у всех тех, кто ему может быть профессионально полезен.

2. Упражнение «Неоконченная фраза»

Участникам семинара предлагается продолжить фразу: «Благодаря моему жизненному опыту я знаю…»

3. Коллективная интерактивная игра  «Виртуальные диалоги с великими людьми об опыте жизни и жизненном опыте»

Цель: подготовить участников семинара к восприятию и осмыслению материала по проблемам продуктивного опыта педагога.

Ход игры

  1. Все участники игры располагаются полукругом; в центре ведущий (модератор).
  2. Ведущий раздаёт игрокам карточки с афоризмами (Приложение 2).

  3. Игроки внимательно изучают содержание карточек; затем  по команде ведущего вслух читают афоризмы и отвечают на вопросы.

Вопросы для игроков:

- Как Вы понимаете эти высказывания? Согласны ли Вы с мыслями, заложенными в них? Если нет, то почему?

- Какие новые грани понимания жизненного опыта и опыта жизни Вы обнаружили в этих высказываниях?

- На какие новые подходы к работе с передовым педагогическим опытом натолкнули вас эти высказывания? На что открыли глаза?

- Какие проблемы в Вашей профессиональной работе можно сформулировать?

Ответы должны быть предельно краткими, ясными, исчерпывающими. Ведущий и другие игроки могут дополнять ответы коллег, соблюдая культуру коллективного общения.

4. После осмысления, обсуждения, комментирования высказываний выдающихся людей проводится рефлексия по итогам игры.

Участники должны прийти к выводу, что:

- мы зачастую находимся в плену общепринятых штампов,

- негативные профессиональные стереотипы во многом мешают формированию положительного, продуктивного профессионального опыта;

- нередко педагог боится опираться на свой жизненный опыт, использовать его в педагогической практике;

- педагоги слепо, не всегда глубоко и личностно осмысленно следуют только педагогической теории, учебнику педагогики, чужим и чуждым своей «Я-Концепции» методическим рекомендациям.

III. Этюд

1. Участникам семинара предлагается посмотреть мини-спектакль «Плоды воспитания» по отрывку романа Джерома Клапки Джерома «Как мы писали роман» (Спектакль представляют заранее подготовленные участники семинара).

2. Обсуждение участниками семинара просмотренного мини-спектакля (каждый участник получает на руки текст разыгранного отрывка) (Приложение 3).

Вопросы для обсуждения

- В этом эпизоде представлен опыт жизни или жизненный опыт кошки-педагога, воспитателя?

- Облегчил ли богатый опыт по воспитанию ко­тят усилия героини эпизода по воспитанию белоч­ки, попавшей к ней на воспитание?

-  Принес ли нашей героине богатый опыт вос­питания котят счастье и удовлетворение?

- По результативности педагогической деятель­ности нашей кошки-матери, воспитательницы ее опыт можно считать богатым? Излишним? Бедным?

- Если оценивать ее педагогический опыт на эмо­циональном уровне, то, как его можно охарактери­зовать: как печальный, горький, удачный или неудач­ный, успешный, суровый и почему?

- С точки зрения содержания опыта нашей геро­ини он общий (пригодный для всех, кто занимается вопросами воспитания), индивидуальный (полезный только педагогам, горячо и самозабвенно предан­ным делу воспитания), актуальный (отвечающий духу и требованиям времени)?

- В итоге: что вы можете сказать о носителе опыта - кошке-матери, о кошке-педагоге, воспитателе, наставнике молодежи? Как нарисуете ее портрет? Что это за тип педагога? Родителя? Какие воспита­тельные стереотипы используются ею в воспитании белочки? Какие педагогические аксиомы, догмы для кошки-матери, кошки-воспитательницы незыблемы?

IV. Экспликация

 «Жизненный опыт -  информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представ­ляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожи­тых человеком, представляющих для него самодо­статочную ценность, связанных с помощью разума, памятью чувств, памятью поведения». (А.С. Белкин)

Ключевое слово в этом определении - прожито.

Есть смысл в разведении понятий «жизненный опыт» и «опыт жизни».

Опыт жизни -  информация, имеющая для человека несущественное значение, связанная лишь с его осведомлённостью о тех или иных сторонах жизни.

Жизненный опыт – результат серьёзного анализа событий, их оценки. Решающее значение в развитии человека имеет то, что люди осознают и интегрируют свой жизненный опыт.

Стадии перехода имеющийся информации в жизненный опыт: превращение формулы «Слышал, наблюдал, делал» в формулу «Принял, пережил, запомнил».

Рассмотрим подробнее стадии формирования опыта.

Умозрительный опыт приобретается посредством наблюдения, созерцания. Когда педагог говорит воспитаннику «Смотри, как я делаю!» - он предлагает ему умозрительный опыт. Но и слова педагога, обращённые к коллегам, его действия обогащают умозрительный опыт

Первичным назовём первые самостоятельные действия человека, когда она выстраивает самостоятельно взаимодействие с объектом. Ситуация «отойди, не помогай, я – сам» - наглядная иллюстрация выстраивания первичного опыта. Непрофессионален тот педагог, не допускающий воспитанников до самостоятельных действий без контроля.

Вторичным опыт становится при повторном воспроизведении в сопровождении осмысления производимого. Ситуация «Теперь я знаю, что так надо делать и делаю именно так» - пример вторичного опыта. Непрофессиональный педагог часто «перепрыгивает» через первичный опыт, предъявляя ребёнку требования «Ты же знаешь, как надо делать. Так почему ты сделал неправильно?».

Так постепенно мы приходим от услышанного и увиденного к прожитому и осмысленному.

Отсутствие опыта порождает у людей чувство страха. Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх, сказать: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли». Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, и я сделаю» - так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте.

Приобретение опыта достигается через физическое и духовное усилие, через действие, которое ещё не умеет производить человек. Потому, тот, кто не имеет опыта, часто не понимает, почему тот, кто опыта не имеет, как будто не хочет исполнить необходимое.

Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов. Очевидность такого влияния опыта особенна в профессиональном труде. Специалисты высокого класса часто поражают нас поразительными качествами профессиональной работы. Работа «опытного специалиста» доставляет наслаждение в её восприятии, потому что не видно усилий, не видно пота, напряжения, затраты огромной энергии. И самому специалисту, в таком случае, профессиональная деятельность в радость.

Педагогический опыт в силу специфики профессии формируется из недр жизненного опыта и влияет на  становление профессиональной позиции педагога. Профессиональная позиция педагога является основой его умений и действий.

Педагог находится в постоянном взаимодействии с воспитанником.  Это взаимодействие  создаёт опыт жизни, который складывается «здесь и сейчас». Каждый момент организуемой жизни ребёнка становится накоплением жизненного опыта. Педагог должен продуманно выстраивать этот жизненный опыт в контексте достижений мировой культуры, ни на минуту не забывая, что именно опыт становится основой для формирования образа жизни.

Граница «опыта» как понятия проходит в поле «взаимодействия». Если не было взаимодействия – нет опыта. Об отсутствии опыта либо о недостатке опыта говорят именно тогда, когда взаимодействия «субъект – объект» не довелось осуществить.

Когда-то А.С.Макаренко говорил, что между знаниями и поведением лежит «канавка, которая должна быть заполнена «упражнениями» в поведении, эта «канавка» должна быть заполнена опытом.

Знания, приобретённые в опыте, отличны от тех, что приобретаются в процессе теоретического осмысления. Например, уколовшись однажды иглой, субъект очень хорошо «знает», к чему приводит неосторожное обращение с этим швейным инструментом. Теоретические знания иглы вовсе не предполагают такого рода сведений.

Опыт всегда предполагает извлечение из практики сущностного элемента либо идеи. Иначе приходится копировать детали и человек недоумевает: «Я всё делаю так, как ты, почему же у меня не получается так, как у тебя?»

В своё время К.Д. Ушинский, говоря о профессиональном педагогическом опыте, замечал, что опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею.

Опыт надо осмыслить, потом давать ему оценку, а тем более – лишь потом его можно использовать или расширять и углублять.

V. Коррекция

1. Игра «Последствия» (Приложение 4)

- Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход  игры:

1. Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: «Я принёс и вручил цветы хорошему человеку», «Я грубо надсмеялась над коллегой», «Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть», «Я начала курить», «Нашла чей-то кошелёк и присвоила  себе деньги», «Я много читаю», «Начала по утрам делать зарядку», «Я сказала некрасивой, что она некрасивая», «Забываю, зачем прихожу на работу», «всегда довожу любое дело до конца»).

2. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: «Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…».

Последствие-1 сообщает, что последует «сейчас» после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта «через неделю»;

Последствие-3 рисует картину «через месяц»;

Последствие-4 предвидит неотвратимое «в зрелые годы»;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

3. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак «присвоенного» поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

2.  Игра  «Наши жизненные приоритеты» (Приложение 5)

Ход игры:

1. Участники семинара садятся в полукруг, они являются представителями разных

профессий и наук. (Поэт, Повар, Парфюмер, Лётчик, Танцовщик, Торговец, Врач)

2. Участникам показывается предмет. (Блокнот, карандаш, подушка, клей, микрокалькулятор, ручка, календарь, книга). Они поочерёдно доказывают его возможную надобность для жизни представителей «своей» профессии.

3. На месте предмета объявляется духовная ценность. (Общество, жизнь, природа, истина, красота, добро, человек).

Наблюдатели принимают решение, кому в наибольшей степени нужен предмет и кому в наибольшей степени необходима духовная ценность.

Вопрос участникам семинара в конце игры: «Что я извлёк из нашего исследования?»    

Заключительное решение содержит в себе философский вывод: если предмет нужен не всем, то духовные ценности, всеобщее достояние.

VI. Рефлексия

Упражнение  «Закончи фразу»

Участникам семинара предлагается ответить продолжить фразу: «Теперь в моей копилке жизненного опыта…»   

VII. Итог семинара

Анкета  для  определения эффективности методического семинара «Я. Мы. Дело» (Приложение 6)

Для определения эффективности методического семинара участникам предлагается заполнить схему по пятибалльной системе:

- свою работу в процессе методического семинара (я);

- работу творческой группы, в которой Вы принимали участие (мы);

- работу всего коллектива (дело).    

Литература

Щуркова Н.Е. Формирование жизненного опыта у обучающихся. - М.: Педагогическое общество России, 2001