Интегрированный урок по теме "Страницы истории образования Российского государства"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель урока: Закрепление материала по темам - история Древней Руси; образование Московского княжества; республика- субъект государства; народы РФ; Русская равнина, условия жизни и характер человека;  путешествия и расширение границ государства Российского; современные границы и символы России. В игровой форме проявление умений учениками анализа карты и имеющихся знаний и применение их в разных заданиях. Создание у детей целостной картины о истории формирования Российского государства.  Возможно проведение этого урока как внеклассного мероприятия, с разной степенью  задействования учащихся.

Материалы и оборудование: компьютер,  машина времени (макет),  карты исторические и географические, плакаты (оформление ситуации), артефакты (племена) – рисунки или макеты предметов; одежда и аксессуары школьников будущего.

ХОД УРОКА

Школа наша основная, небольшая, учеников 6-7 классов, которых можно задействовать  в этом мероприятии около 8-10. Они делятся на 3 группы, по 2-3 человека.  Действие должно происходить в актовом зале  или большом классе, где кроме действующих лиц (школьники 6-7 классов  могут быть заняты полным составом)  будут находиться и зрители (например, учащиеся начальных классов).

На доске плакат «Полушкинский общепланетный лицей» с датой 15 февраля 2103 год.   В углу машина времени (макет), можно использовать компьютер   и  светомузыкальную установку.   Ученики собираются в классе   и обсуждают, как провели каникулы (одеты  необыкновенно).

Ученик 1 (У.1): Я, наконец, побывал на лунном карьере, где работает мой отец. Ох, какие там огромные экскаваторы, размером с дом. Мне понравилось.

У2: А я опять помогала в заповеднике. Ухаживала за новорожденными львятами. Я вам скажу, пустыня в Африке по - прежнему наступает, очень жарко. Другие поддерживают разговор. Появляются два учителя – историк  и географ.

Историк (И): Приветствуем вас дорогие лицеисты. Вы удивлены, что нас двое. А у нас сегодня необычный урок с использованием машины времени. И посвящен он образованию Российского государства и формированию его народов.

Географ (Г): «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и людьми гордыми,   частными и мужественными. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о правоверная вера христианская!» Так писал о Земле Русской летописец.

И: Так в путь, в далекую Старину!  

«Слава нашей стороне! 
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,  
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны!»

Звучит   музыка «Ростовские звоны» (звон колоколов) или любая  другая музыка, обозначающая перемещение во времени. Может изменяться  по мере проведения мероприятия.

У.1:  Смотрите представители разных племен. Пойдем, познакомимся.

Расходятся, поделившись  на три группы,  на трех разных столах их ждут подготовленные заранее артефакты.  Возвращаются с артефактами и начинают рассказывать.

У.: Мы побывали у полян. Они жили южнее Киева (ученики показывают  лесостепную и степную зону  на карте). В руках у ребят артефакты – картинки с нарисованными колосьями, скотом (лошади),  хлебом (рисунки больших размеров готовятся заранее.  Можно  использовать и макеты нужных предметов). Кроме  артефактов ученики дома готовят материал по истории  народов  древней Руси.

Г: Почему так называется это племя?

У.3: Там степные просторы, поля, свободное пространство.

Они выращивают зерновые культуры, овощи, пасут скот. Это высокие люди, вольной души, воинственные, им приходится постоянно защищать свои земли.

У.2: А мы были у древлян. Они жили в западной части Русской равнины (показывают  зону широколиственных и смешанных лесов  на карте). Их племя называется так, поскольку они жили в глухих лесах. Это - невысокие крепкие люди. Хитрые и быстрые, скрытные. Они занимаются охотой, рыбалкой, собирательством (бортничеством). (У учеников в руках картинки с артефактами;   на картинках изображены – рыба, лось, лиса, заяц,  мед, грибы, ягоды).

У1.: А мы побывали у вятичей. Этот славянский народ жил в долине реки Оки. Они занимались  земледелием,  торговлей.

Г.: Как вы объясните название племени?

У.2: Мы предполагаем, что у них есть такая река Вятка.

И.: Ребята, не всегда название племени связано с природными объектами или местом проживания. Часто племя носило имя своего предводителя, так, что вятичи, возможно, носят имя предводителя по имени Вятко.

У3.:  А когда же образовалось древнерусское     государство?

И.: Отправляемся в Киевскую Русь!

Но не   работает  машина  времени. Звучит голос компьютера. Можно вывести вопросы на монитор.

Компьютер: Много узнали? Надо проверить ваши знания! Компьютер выдает команде по карточке. На карточках задания для  тех, кто изучал:

  • древлян:   славяне считали, что у леса есть хозяин. Кто он? Какими силами он обладал?
  • полян:  Каким образом поляне защищали свои поля от соседа и нечистой силы?
  • вятичей:   этот народ,  живущий у реки, должен был опасаться  одного  дивного голоса. Кто им обладал?  

Ответы команд:

Чур (древляне)

В старые времена крестьянское поле имело четкую границу, межу, отделяющую его поле от соседского. Полоса, разделяющая владения, считалась неприкосновенной. В определенные дни глава семейства пел гимны и приносил дары божеству. Позднее на меже стали ставить изображение самого Чура — резной короткий деревянный столб, на котором были родовые знаки владельцев участка. Чур уберегал      от напасти не только собственность хозяев, но и весь их род. Чур — большой враг чертей и нечистой силы. Поэтому люди «чурались» от нечистой силы: «Чур,  меня!», т.е. «защити меня, Чур». Но,   если находили что-либо ценное, просили: «Чур, мое» и добрый божок сохранял находку для этого человека.

Сирин (вятичи)

Это странное и прекрасное существо из потустороннего мира. Полуженщина, полуптица несравненной красоты, посланница властелина подземного мира. Она владеет темной силой. Тот, кто услышит ее дивный голос, забудет обо всем на свете и заснет вечным сном. Она выискивает плывущих по морям и рекам корабли и сладкой песней погружает моряков в непробудный сон.

Леший (древляне)

Считается царем, хозяином леса. Он оберегает лесное царство от внешнего посягательства. Живет он в буреломе или в старом дупле. Превращаться может в любого зверя или растение. Глаза зеленые, а по ночам горят, словно два светлячка. Бровей нет и ресниц, а также правого уха. Если он идет по лесу, то рост его достигает самого высокого дерева, а если по траве - становится с малую травинку. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, Леший вас не тронет, но если что-то не понравится ему -берегитесь. Леший любит злые шутки -  может завести в дикие и непроходимые чащи, из которых трудно выбраться.

Звучит музыка перемещения.  И вот  мы в древнерусском государстве.

И.: Временем образования государства Русь следует считать начало 9 века. Основание государства связано с личностью князя Кия, который жил примерно в 6 веке. Князь Кий основал город Киев, который станет центром всех городов, столицей Древней Руси.

Что известно о происхождении слова - Русь? В среднем Приднестровье, где в Днепр впадает река Рось, находилось славянское племя рось. В названии племени, народа постоянно менялись буквы «о» на «у», отсюда Рось - Русь. По другому «рось» обозначала «светлый» (люди эти имели светлую кожу, светлые волосы).

Племя русов возглавило союз приднепровских славян, называемых полянами, и летописец записал: «Полян теперь называют Русью». К 9 веку под властью русов оказался целый ряд славянских племенных союзов -кривичи, вятичи, радимичи, древляне. Эти союзы испытывали натиск со стороны кочевников и хазар. Киевские князья возглавили борьбу против кочевников, и это содействовало сплочению племен, и началу сложения большого государства Древняя Русь.

Компьютер:  Прошу учащихся назвать памятники древнерусской культуры. Кто больше? Отвечают представители команд.

Архитектурные – Софийский собор (Киев, Великий  Новгород);  художественные - мозаика; фрески;  письменные – берестяные  грамоты,  летописи, сказания.

Звучит музыка перемещения (использовалась  музыка песни  «Гляжу в озера синие…)

И:   В средние века, во время феодальной раздробленности Русь распалась   на 12 больших княжеств. Каждое княжество было самостоятельное во главе со своим князем. В 14 веке стала возвышаться Москва. Она становится экономическим и политическим центром Руси. Правители  Москвы Иван Калита, потом Дмитрий Донской положили начало «собиранию Руси» вокруг Москвы. Это дело было сложное и небезболезненное. Взаимоотношения князей были непростыми. Не все из них стремились лишиться своих престолов и стать слугами великого князя московского. Не обходилось объединение без крови, но дело все же шло.

Почему необходимо было объединение? Принимаются  ответы от всех участников перемещения (не зависимо от команды).

  • Во-первых, объединение было необходимо   для борьбы с внешними врагами, особенно с Золотой Ордой (монголо-татарское иго). В одиночку княжество не могло справиться и защитить от набегов свою территорию. А объединившись, княжества могли отдать отпор внешним врагам
  • Объединенное государство становилось экономически сильным.
  • Оно занимало большую территорию и старалось еще расширить свои границы. Завершил объединение земель Иван III. Он присоединил Казанское, Сибирское, Астраханское, Новгородское княжество. Объединение происходило с 14 до 16 века.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ (учитель-историк)

1. Развитие городов. Здесь шла торговля, развивалась промышленность.

2. Развитие культуры

3. Бурное развитие торговли (ежегодные ярмарки, торги).

Развитие общерусской культуры, важнейшие политические события, прежде всего победа на Куликовом поле и начало объединения русских земель дали мощный толчок к формированию национального самосознания русского народа (т.е. чувство единства народа, осознание своего права на независимость и свободу, любовь к Родине)

 Компьютер: А теперь  задание каждой команде.

1. Назвать города - крепости на южных рубежах

2. Назвать князей, которые  стремились к объединению земель под руководством Москвы.

3. Назвать товары, которые пользовались спросом у людей.

Звучит музыка перемещения (использовалась  музыка   оркестра Поля Мориа)

Идет повествование о первопроходцах. На этом этапе возможен как рассказ учителя, так и выступления учеников (7 кл.)  с домашними заготовками, особенно если это внеклассное мероприятие. Хорошо смотрятся магнитные значки новых сибирских городов-крепостей (если карта  расположена  на магнитной доске).

Г.: Государство наше разрасталось. Географ Семенов  Тянь-Шаньский  считал, что когда Русь перешагнула в Волжский бассейн, тогда и появился тот размах, что позволил ей переселиться и за Урал, и докатиться до самого Тихого океана да за такой короткий срок который не устроил бы никакой другой народ. В 1581 году отряд Ермака пересекает Уральские горы (поход показывается  на карте), а в 1639 русские появляются уже на берегу Охотского моря. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, очень слабо тогда заселенные,  с легкостью присоединяются к России. В конце1724 г. император Петр 1 организовал экспедицию с целью отыскать дорогу через Ледовитое море в Китай и Индию. Начальником экспедиции был Витус Беринг,   который прошел проливом между Евразией и Северной Америкой, названным его именем.  Были исследованы Алеутские острова, Аляска. В 1784 году на Аляске уже были созданы русским купцом Гр. Шелеховым   поселения. Но удаленность этих земель привела к их потери. Аляска была продана в 1867 г. США.

В 1858 г. Н.Н. Муравьев-Амурский основывает пост Хабаровка, который позже становится городом  (найдите его на карте и назовите?  Выходит любой желающий).

В 19 веке происходило изучение земель российских и на юге. П.П. Тянь-Шаньский всю свою жизнь изучал горы Тянь- Шань (за этот научный подвиг   он получил право именоваться Тянь-Шаньским). Он также был инициатором ряда экспедиций в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток. Он написал 19 томов труда «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Наш географ, офицер Ник. Мих. Пржевальский вошел в мировую историю открытий как один из величайших путешественников. Общая длина его маршрутов по Ц. Азии превышает 31,5 тыс. км.   Он изучил рельеф и речную сеть Азии, исследовал климат этой местности и растительность. Он собрал около 16000 экземпляров растений, большое внимание уделил и животным (собрал 7,6 тыс. экземпляров). Мы помним имена первоисследователей Сибири. Это П. Чичагов, В Прончищев, С. Челюскин, Д. Лаптев, И. Черский, В. Обручев. ( На карте показываются маршруты их экспедиций).

Вопросы компьютера: Первым исследователям и первооткрывателем приходилось давать названия многим природным объектам. Объясните названия:

  • Волчья балка
  • речка Пьяная
  • гора Белуха

Звучит музыка перемещения (использовалась  музыка   песни «Это Москва»)

И.: Распад в 1917 году царской России привел к образованию нового государства Союза Советских Социалистических республик. В состав входили республики: Литва,  Латвия, Эстония,  Белоруссия, Украина,   Грузия,   Азербайджан,  Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан,  Киргизия, Молдавия (показать на карте). Мир разделился на два лагеря: социалистический (вокруг СССР) и капиталистический (вокруг США). СССР - мировая держава, занимавшая первые места в промышленности ( особенно военной), освоение космоса, большие успехи были достигнуты в повышении уровня жизни населения. Дети учились бесплатно и в институтах, отдыхали в лагерях, лечились. Любая самая сложная операция проводилась бесплатно. Дети  младшего возраста были октябрятами, старшие - пионерами и комсомольцами. За свое поведение, учебу, дела каждый отвечал перед товарищами, при необходимости получал помощь. Народы всех республик  дружили между собой, обменивались опытом и культурой. Возникло много смешанных браков. СССР уважали многие люди и страны, просили помощи и получали ее. Именно на долю СССР выпала горькая доля  бороться с фашизмом. За 4 года войны погибло 27 млн. советских людей, всех национальностей.

У.1: В нашем школьном музее имеются альбомы и стенды, посвященные этим тяжелым годам, многие жители  нашего поселка воевали или много трудились во время войны.

От фашизма были освобождены многие европейские страны (дети называют – участвуют все желающие из числа участников и зрителей).

Но в 1991 году эта мировая держава распалась. Все союзные государства стали самостоятельными. Компьютер: а вот вопросы для участников.

  1. Сколько стоил килограмм мяса в эти годы?
  2. Какого цвета галстуки носили пионеры?
  3. Назвать игры детей того времени.

Звучит музыка перемещения (использовалась  музыка   песни «Беловежская пуща»)

Г:  Сейчас наша страна называется Российская Федерация. Границы страны покажет  У.1    Первым президентом   РФ   был избран Б.Н. Ельцин. Он находился на этом посту 8 лет. Сейчас президентом нашей страны является............. ? В составе нашей страны 88  субъектов федерации. Это области, края, автономные округа, республики (примеры по карте административно-территориального деления – участвуют все желающие). В нашей стране самые крупные народы после русских - татары, украинцы, башкиры, белорусы, мордва, чуваши.  В местах проживания многочисленных народов, образуются   субъекты Федерации (края, автономные области, республики).

Наша страна граничит:   с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, КНДР, Японией, США. Она занимает площадь в 1/8 части суши. Кто может показать соседей первого порядка? Что  означает быть соседом первого порядка?

Не смотря, на экономические сложности и снижение уровня жизни нашего народа, наша страна Россия, остается мировой державой, участвующей во всех мировых процессах.   Россия   выступает за мир во всем мире, за помощь слабым, за гармоничное развитие всего мира. 

И.: Наш урок окончен, мы снова в  лицее. Я надеюсь у вас сложилось   впечатление об отдельных страницах   истории формирования нашего государства.