I. Введение
Метод мультимедийных проектов в последние годы получил широкое распространение и используется в различных образовательных областях. Несомненным плюсом применения метода является то, что он способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.
Методика медиапроектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Сущность его можно обозначить словами: «Все способны». Как форма учебного занятия проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую — в течение определенного отрезка времени. Однако, основное отличие метода проектов от просто групповой работы или работы над темой заключается в организации обязательной мультимедийной презентации результатов.
II. Цели и задачи методики мультимедийных проектов
К целям проектного метода относятся развитие:
- самостоятельного, систематического, логического, критического и творческого мышления;
- навыков исследования;
- умений прогнозирования ситуации;
- коммуникабельности;
- навыков публичных выступлений.
Использование проектной методики в значительной степени развивает самообразовательную активность и активизирует коммуникативные способности учащихся.
Основными задачами данной педагогической технологии являются:
- формирование у учащихся чувства значимости предмета;
- усиление мотивации к изучению английского языка
Задача презентации проектов – обеспечить такой вид межъязыковой коммуникации, при котором создаваемая презентация могла бы выступить в качестве коммуникативной замены оригинала.
Презентатор как участник сложного вида речевого общения одновременно выполняет несколько коммуникативных функций. Во-первых, он выступает в качестве переводчика оригинала, во-вторых, он выступает в качестве создателя презентации на переводящем языке и участвует в акте речевого общения на этом же языке. В-третьих, презентатор создаёт не просто мультимедийную презентацию, а «текст», который выступает в качестве полноценной замены оригинала.
III. Применение мультимедийных проектов на уроках английского языка
1. Типологические признаки проекта
При овладении учителем методом проектов необходимо учитывать типологию проектов. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам.
Методы, доминирующие в проекте, определяют суть проекта:
Исследовательские медиа проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.
Творческие медиа проекты имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности, исследование, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (презентация, видеофильм, репортаж и пр.)
Приключенческие (игровые) медиа проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками (спонсоры и подрядчики, комиссия и участники проекта, трансляция). Обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты могут определиться лишь в конце проекта, но необходима оценка участников и соотнесение полученных результатов поставленной целью.
Информационные медиа проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (СМИ, электронные базы данных), ее обработки (анализ,
обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (мультимедийная презентация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практико-ориентированные медиа проекты - это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть мультимедийный проект или бизнес-план, удовлетворяющий конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный заказ и результат, непосредственные интересы участников проекта направленные на решение общественных проблем. Важна организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Характер координации проекта:
А) Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель участвует в проекте, направляя работу и организуя отдельные этапы проекта. Работа в содружестве с учащимися с сохранением консультирующих функций, без навязывания своих решений.
Б) Со скрытой координацией Учитель выступает как полноправный участник проекта, влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
Характер контактов
А) Внутренние или региональные проекты могут быть организованы при одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернета).
Б) Международные проекты с участием представителей различных стран.
Число участников
По числу участников проекты могут быть:
- - индивидуальные;
- - парные;
- - групповые.
2. Алгоритм работы по методу мультимедийных проектов
Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:
- создать мотивацию;
- создать образовательную среду;
- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
- представлять возможные способы представления ситуаций, чтобы осмыслить проблему исследования;
- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;
- консультировать (по методу убывающих подсказок);
- иметь критерии объективной оценки.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены теоретические и практические занятия, в том числе и интегрированные уроки «английский язык+ ИТ» в компьютерном классе. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Логика построения алгоритма проектной технологии обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися методом создания мультимедийных проектов.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умений:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении собранного материала или исследуемого объекта;
- участвовать в работе конкурсов, конференций.
IV . Опыт практической работы по методу мультимедийных проектов на уроках английского языка. (Приложение 1, слайды 10-14)
В создании современного информационного пространства при обучении иностранным языкам большую роль играют информационные технологии и Интернет. Их использование помогает учащимся ускорить процесс поиска информации и сделать свою работу более наглядной, оформляя результаты в виде компьютерных презентаций.
На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», проявляется отчетливый интерес к коллективной дискуссии.
Чем выше языковая компетенция учащихся, тем более гибким становится контроль со стороны учителя. В конечном итоге роль учителя трансформируется в роль полноправного участника проекта, то есть осуществляется переход к скрытой координации.
Опираясь на практические результаты использования метода мультимедийных проектов в обучении, можно отметить следующее: повышается мотивация развития личности учащегося; развиваются коммуникативные умения; происходит совершенствование навыков использования лексики и грамматики; осуществляется разноуровневое обучение; повышается мотивация к изучению предмета.
В процессе создания мультимедийных проектов у учащихся формируются следующие навыки и умения:
- формулировать проблему;
- самостоятельно добывать знания, используя интернет и ИТ;
- искать, отбирать и оформлять информацию в виде мультимедийной презентации;
- публично представлять свою работу во время защиты проекта;
- самостоятельно оценивать выполненную работу;
- делать выводы и анализировать.
По окончании работы над проектом проводится его публичная защита – представление опыта учебной работы по выбранной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Оценка результатов осуществляется с точки зрения творческого уровня и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности.
Литература
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы// Иностр. языки в школе – 2002.-№2. С.11-15.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование. – 2000 - №9 – с.177-180.
3. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике.//Иностр. языки в школе - 2002.-№1, с.18-20.