Современный урок химии по теме "Азотная кислота" (9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


Задачи урока:

  • Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;
  • На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
  • Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;
  • Дать представление об областях применения азотной кислоты.

Оборудование и реактивы:

  • азотная кислота (конц. и разб.),
  • лакмус, оксид меди (II),
  • хлорид меди (II),
  • гидроксид натрия, карбонат натрия,
  • медная проволока,
  • химические стаканчики,
  • колба.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приложение.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)

2. Контроль ЗУН.

Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):

Вариант № 1

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.

Ответ:

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.

Ответ:

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl

Ответ:

Вариант № 2

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

Ответ:

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

Ответ:

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NH4NO3

Ответ:

3. Формирование новых знаний.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 9):

I. Физические свойства азотной кислоты;

II. Характеристика азотной кислоты;

III. Химические свойства ;

IV. Применение.

I. Физические свойства азотной кислоты

Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи

(слайд № 10):

  • Агрегатное состояние - жидкость;
  • Цвет - отсутствует;
  • Запах - едкий, кислотный;
  • Растворимость в воде - хорошая;
  • "Дымит" на воздухе;
  • "Особые приметы":

при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O

II. Характеристика азотной кислоты

Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты

(слайд № 11):

1. По основности:

  • одноосновная

2. По содержанию кислорода:

  1. кислородсодержащая

3. По растворимости в воде:

  • растворимая

4. По стабильности:

  • нестабильная

5. По летучести:

  • летучая

6. По степени диссоциации:

  • сильная

III. Химические свойства

1. Свойства HNO3 как электролита.

Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)

Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:

а) с оксидами металлов:

  • CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
  • CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

б) с основаниями:

  • Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
  • Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

в) с солями:

  • Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
  • CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

2. Окислительные свойства азотной кислоты

Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13):

Взаимодействует с металлами:

  • K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
  • Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy
  • Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
  • 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
  • Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2

IV. Применение азотной кислоты.

Обсуждается слайд № 14

Области применения азотной кислоты:

  • Производство азотных удобрений;
  • Производство взрывчатых веществ;
  • Производство красящих веществ;
  • Лекарственные препараты;
  • Синтез различных химических веществ;
  • Полимерные материалы (пластмассы)

4. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 - 16:

1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:

  • Твердое агрегатное состояние;
  • Хорошая растворимость в воде;
  • Отсутствие запаха;
  • Желтый цвет;
  • Разлагается на свету с выделением азота;
  • "Дымит" на воздухе.

2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:

  • SO2
  • H2
  • ZnO
  • Ca(OH)2
  • HCl
  • Na2SiO3
  • Ag

3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?

5. Подведение итогов.

Слайд № 17

А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?

Б) Где применяется азотная кислота?

6. Домашнее задание с комментариями.

Слайд № 18

  • Выучить параграф 27 (со 2 абзаца);
  • Проанализировать записи в тетради;
  • Выполнить задания № 3 - 9 стр. 109 (тетрадь с печатной основой).

Приложение.