Задачи урока:
- Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;
- На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
- Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;
- Дать представление об областях применения азотной кислоты.
Оборудование и реактивы:
- азотная кислота (конц. и разб.),
- лакмус, оксид меди (II),
- хлорид меди (II),
- гидроксид натрия, карбонат натрия,
- медная проволока,
- химические стаканчики,
- колба.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)
2. Контроль ЗУН.
Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):
Вариант № 1
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl
Ответ:
Вариант № 2
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NH4NO3
Ответ:
3. Формирование новых знаний.
Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 9):
I. Физические свойства азотной кислоты;
II. Характеристика азотной кислоты;
III. Химические свойства ;
IV. Применение.
I. Физические свойства азотной кислоты
Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи
(слайд № 10):
- Агрегатное состояние - жидкость;
- Цвет - отсутствует;
- Запах - едкий, кислотный;
- Растворимость в воде - хорошая;
- "Дымит" на воздухе;
- "Особые приметы":
при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
II. Характеристика азотной кислоты
Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты
(слайд № 11):
1. По основности:
- одноосновная
2. По содержанию кислорода:
- кислородсодержащая
3. По растворимости в воде:
- растворимая
4. По стабильности:
- нестабильная
5. По летучести:
- летучая
6. По степени диссоциации:
- сильная
III. Химические свойства
1. Свойства HNO3 как электролита.
Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)
Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:
а) с оксидами металлов:
- CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
- CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O
б) с основаниями:
- Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
- Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
в) с солями:
- Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
- CO32- + 2H+ = CO2 + H2O
2. Окислительные свойства азотной кислоты
Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13):
Взаимодействует с металлами:
- K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
- Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy
- Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
- 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
- Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2
IV. Применение азотной кислоты.
Обсуждается слайд № 14
Области применения азотной кислоты:
- Производство азотных удобрений;
- Производство взрывчатых веществ;
- Производство красящих веществ;
- Лекарственные препараты;
- Синтез различных химических веществ;
- Полимерные материалы (пластмассы)
4. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 - 16:
1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:
- Твердое агрегатное состояние;
- Хорошая растворимость в воде;
- Отсутствие запаха;
- Желтый цвет;
- Разлагается на свету с выделением азота;
- "Дымит" на воздухе.
2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:
- SO2
- H2
- ZnO
- Ca(OH)2
- HCl
- Na2SiO3
- Ag
3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
5. Подведение итогов.
Слайд № 17
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?
Б) Где применяется азотная кислота?
6. Домашнее задание с комментариями.
Слайд № 18
- Выучить параграф 27 (со 2 абзаца);
- Проанализировать записи в тетради;
- Выполнить задания № 3 - 9 стр. 109 (тетрадь с печатной основой).