Цели:
- Ознакомить учащихся с басней как одним из старейших жанров в литературе.
- Развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; умение находить в басне мораль-поучение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы, понимание юмора и иронию басни.
- Воспитать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Оборудование: лес, иллюстрации, выставка книг, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова, проектор, экран, костюмы вороны, лисицы, кукушки, воробья, петуха).
Оформление доски: картины леса, иллюстрации басен, выставка книг с баснями И. А. Крылова, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова.
Ход урока
I. Вступительное слова.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (изучать басни И.А.Крылова)
- А что такое басня? (Дети высказывают свои предположения, затем читаем определение на экране – файлы 1,2)
- А людей, которые пишут басни, как называют? (баснописцами)
- Сегодня на уроке мы будем говорить, о каком баснописце? (И.А. Крылове, портрет И.А.Крылова на экране). Сегодня у нас состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы знакомились в прошлом году.
- На уроке мы прочитаем три басни, увидим их в исполнении наших ребят, научимся находить мораль, будем работать над выразительным чтением.
- Дома вы читали басни И.А. Крылова и принесли книги. В чьей книге есть портрет Крылова?
- Содержится ли в какой-нибудь из книг предисловие или послесловие, в котором рассказывается о баснописце?
- Читали ли вы его?
- Что интересного узнали?
II. Сообщения учащихся об авторе.
- Так каким же человеком вы представляете И.А. Крылова? (мудрым, талантливым…)
III. Инсценировка басни “Ворона и лисица”.
- Какие вы басни прочитали?
- Понравились ли они вам?
- Из скольких частей состоит басня? (2)
- Из каких частей? (рассказ, мораль; определение морали – файл3, 4).
- Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и послушать басню “Ворона и Лисица в исполнении наших ребят.
- Понравилось ли вам исполнение ролей басни?
- Охарактеризуйте героев. Какой показана лиса в басне? (лиса хочет поживиться сыром, а ворона, попавшись на удочку, хочет показаться, что она действительно царь-птица)
- Как вы понимаете смысл слов лесть, льстец, не впрок?
- Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
- Льстец – льстивый человек.
- Не впрок не на пользу.
- Рассмотрите иллюстрации к басне и сравните её с образом лисицы и вороны в басне (файл5)
- Найдите вывод в басне. А по-другому как можно его назвать? (мораль)
- Где стоит мораль? (в начале)
- Чему учит нас басня? (не поддаваться на уловки хитрых людей, не быть глупым, не слушать лесть)
IV. Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и послушать басню “Кукушка и Петух”
в исполнении следующей группы ребят. (Аналогично проводится анализ басни).– А сейчас наши ребята еще одну басню покажут. С ней вы знакомились дома, вы ее уже знаете. (Аналогично проводится анализ басни, РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ – ФАЙЛ 6)
- Где стоит мораль в этой басне? – прочитайте.
- Что осуждает Крылов? (лесть)
- Чему она нас учит?
V. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова “Стрекоза и Муравей”.
1. Чтение басни учителем наизусть
2. Словарная работа
а) катит – наступает;
б) мурава – трава;
в) удручена – сильно огорчена, угнетена;
г) вешних дней – весенних дней;
д) поди – иди;
е) боле – больше;
ж) помертвело – опустело;
з) без души – обо всем забыв;
и) кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери (С.И. Ожегов);
к) нужда – потребность
3. Жужжащее чтение басни вслух (т.к. басня написана в стихотворной форме, поэтому те нормы, которые присущи чтению стихов , мы должны соблюдать)
- А какие это нормы? (паузы, логические ударения, чтобы рифма не нарушилась)
4. Чтение по ролям по рядам.
5. Обсуждение прочитанного.
- Как вы понимаете ответ Муравья? Откликнулся ли он на просьбу Стрекозы? Почему?
- Какие слова из басни раскрывают характер Стрекозы?
- С помощью каких слов и выражений И.А.Крылов изображает Муравья, Стрекозу?
- Какими вы представляете себе Стрекозу, Муравья?
- Какой же был Муравей?
- Характер Муравья и Стрекозы мы знаем, а теперь это надо передать в чтении.
- В каких строках басни содержится мораль? Зачитайте
- Когда и о ком так говорят? (о людях беспечных, ленивых)
- Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (он трудился, а она порхала, ничего на делала, а только пела)
- Прав ли он?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Не жестоко ли это?
- Что теперь станет со Стрекозой?
- Не жалко ли вам ее?
- Кто вам более симпатичен? Чем?
- Кого и за что вы осуждаете
6. Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.
Ребята, а вы сейчас посмотрите инсценировку и отгадайте, кому из героев симпатизируют наши артисты.
VI. Итог урока.
- Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней не случалось больше такого?
- Вывод: мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для Стрекоз и Муравьев, а для кого? (файл 9)
- От какого недостатка предостерегает детей басня? (эгоизма, беспечности, черствости, лени)
- Чему учит басня? (надо думать о завтрашнем дне) (файл 10)
– А сейчас я хочу прочитать вам еще одну басню, которая называется тоже “Стрекоза и Муравьи”, а написал ее Л.Н. Толстой
- Какие мысли возникли у вас при чтении?
- Сравните эти две басни. Чем они похожи? Чем различаются ? (басня Крылова написана в стихотворной форме, есть рифма, звучит медленно, звучно, воспринимается легче; а басня Толстого написана без рифмы, в прозе.)
VII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.