Урок литературного чтения "Поучительный мир басен"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с басней как одним из старейших жанров в литературе.
  2. Развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; умение находить в басне мораль-поучение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы, понимание юмора и иронию басни.
  3. Воспитать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Оборудование: лес, иллюстрации, выставка книг, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова, проектор, экран, костюмы вороны, лисицы, кукушки, воробья, петуха).

Оформление доски: картины леса, иллюстрации басен, выставка книг с баснями И. А. Крылова, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова.

Ход урока

I. Вступительное слова.

  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (изучать басни И.А.Крылова)
  • А что такое басня? (Дети высказывают свои предположения, затем читаем определение на экране – файлы 1,2)
  • А людей, которые пишут басни, как называют? (баснописцами)
  • Сегодня на уроке мы будем говорить, о каком баснописце? (И.А. Крылове, портрет И.А.Крылова на экране). Сегодня у нас состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы знакомились в прошлом году.
  • На уроке мы прочитаем три басни, увидим их в исполнении наших ребят, научимся находить мораль, будем работать над выразительным чтением.
  • Дома вы читали басни И.А. Крылова и принесли книги. В чьей книге есть портрет Крылова?
  • Содержится ли в какой-нибудь из книг предисловие или послесловие, в котором рассказывается о баснописце?
  • Читали ли вы его?
  • Что интересного узнали?

II. Сообщения учащихся об авторе.

  • Так каким же человеком вы представляете И.А. Крылова? (мудрым, талантливым…)

III. Инсценировка басни “Ворона и лисица”.

  • Какие вы басни прочитали?
  • Понравились ли они вам?
  • Из скольких частей состоит басня? (2)
  • Из каких частей? (рассказ, мораль; определение морали – файл3, 4).
  • Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и послушать басню “Ворона и Лисица в исполнении наших ребят.
  • Понравилось ли вам исполнение ролей басни?
  • Охарактеризуйте героев. Какой показана лиса в басне? (лиса хочет поживиться сыром, а ворона, попавшись на удочку, хочет показаться, что она действительно царь-птица)
  • Как вы понимаете смысл слов лесть, льстец, не впрок?
  • Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
  • Льстец – льстивый человек.
  • Не впрок не на пользу.
  • Рассмотрите иллюстрации к басне и сравните её с образом лисицы и вороны в басне (файл5)
  • Найдите вывод в басне. А по-другому как можно его назвать? (мораль)
  • Где стоит мораль? (в начале)
  • Чему учит нас басня? (не поддаваться на уловки хитрых людей, не быть глупым, не слушать лесть)

IV. Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и послушать басню “Кукушка и Петух” в исполнении следующей группы ребят. (Аналогично проводится анализ басни).

– А сейчас наши ребята еще одну басню покажут. С ней вы знакомились дома, вы ее уже знаете. (Аналогично проводится анализ басни, РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ – ФАЙЛ 6)

  • Где стоит мораль в этой басне? – прочитайте.
  • Что осуждает Крылов? (лесть)
  • Чему она нас учит?

V. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова “Стрекоза и Муравей”.

1. Чтение басни учителем наизусть

  • Сейчас я вам прочитаю басню, а вы послушайте и скажите, сколько участников в этой басне. (Чтец, Муравей и Стрекоза)

2. Словарная работа

  • В этой басне есть непонятные слова, устаревшие. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать и какими современными словами из русского языка можно их заменить: (слова показаны на экране через проектор, файл 7)

а) катит – наступает;
б) мурава – трава;
в) удручена – сильно огорчена, угнетена;
г) вешних дней – весенних дней;
д) поди – иди;
е) боле – больше;
ж) помертвело – опустело;
з) без души – обо всем забыв;
и) кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери (С.И. Ожегов);
к) нужда – потребность

3. Жужжащее чтение басни вслух (т.к. басня написана в стихотворной форме, поэтому те нормы, которые присущи чтению стихов , мы должны соблюдать)

  • А какие это нормы? (паузы, логические ударения, чтобы рифма не нарушилась)

4. Чтение по ролям по рядам.

  • Назовите действующих лиц басни (1 ряд – чтец, 2 ряд – Стрекоза, 3 ряд – Муравей)
  • Каким вы представляете Муравья? Нарисуйте словесно. (трудолюбивым, серьезным, думает о дальнейшей судьбе) На экране появляется рисунок Муравья. Сравните словесный портрет с рисунком.
  • Какой вы представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная) На экране появляется рисунок Стрекозы. Сравните словесный портрет с рисунком. (Файл 8)
  • Кому можно адресовать пословицу: “Делу – время, потехе – час”.

5. Обсуждение прочитанного.

  • Как вы понимаете ответ Муравья? Откликнулся ли он на просьбу Стрекозы? Почему?
  • Какие слова из басни раскрывают характер Стрекозы?
  • С помощью каких слов и выражений И.А.Крылов изображает Муравья, Стрекозу?
  • Какими вы представляете себе Стрекозу, Муравья?
  • Какой же был Муравей?
  • Характер Муравья и Стрекозы мы знаем, а теперь это надо передать в чтении.
  • В каких строках басни содержится мораль? Зачитайте
  • Когда и о ком так говорят? (о людях беспечных, ленивых)
  • Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (он трудился, а она порхала, ничего на делала, а только пела)
  • Прав ли он?
  • Как бы вы поступили на его месте?
  • Не жестоко ли это?
  • Что теперь станет со Стрекозой?
  • Не жалко ли вам ее?
  • Кто вам более симпатичен? Чем?
  • Кого и за что вы осуждаете

6. Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.

Ребята, а вы сейчас посмотрите инсценировку и отгадайте, кому из героев симпатизируют наши артисты.

VI. Итог урока.

  • Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней не случалось больше такого?
  • Вывод: мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для Стрекоз и Муравьев, а для кого? (файл 9)
  • От какого недостатка предостерегает детей басня? (эгоизма, беспечности, черствости, лени)
  • Чему учит басня? (надо думать о завтрашнем дне) (файл 10)

– А сейчас я хочу прочитать вам еще одну басню, которая называется тоже “Стрекоза и Муравьи”, а написал ее Л.Н. Толстой

  • Какие мысли возникли у вас при чтении?
  • Сравните эти две басни. Чем они похожи? Чем различаются ? (басня Крылова написана в стихотворной форме, есть рифма, звучит медленно, звучно, воспринимается легче; а басня Толстого написана без рифмы, в прозе.)

VII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

VIII. Отметки за урок.

Презентация