Применение приемов развивающего обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Цель школы самовыражения личности ребенка заключается в том, чтобы эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Урок – это гибкая по своему составу и структуре форма прямого общения учителя с учащимися. И наша задача - сделать его более эффективным.

Основой использования любой современной технологии на уроках является личностно-ориентированный подход, который предполагает: разнообразие приемов, методов и форм проведения уроков, где учитывается и развивается субъективный опыт ребенка, создание комфортной обстановки, демократический стиль общения, способствующие самопроявлению и самовыражению учащихся; дифференциация и индивидуализация учебного процесса; создание ситуации успеха и выбора для учащихся, независимо от его результатов в учебной деятельности.

Вся моя система работы ориентирована на личность ребенка и максимальное развитие ее уникальности. Это побуждает к поиску адекватных приемов и методов. В свою работу включаю следующие приемы развивающего обучения: привлекательная цель, выдвижение гипотезы, «лови» ошибку, практичность теории, театрализация и игровые моменты.

При использовании приема «привлекательная цель» акцент делаю на активное и заинтересованное участие каждого учащегося. Это может быть постановка перед учащимися маленьких проблем, например, «Чтобы это означало?», «Как вы думаете, а это верно?».

Задания с элементами игры и занимательности. Примеры:

  • «Попробуйте расшифровать древние записи, в которых от пропавших цифр остались только точки. Учтите, чем древнее рукопись, тем сложнее ее раскодировать».
  • «Посетив морские глубины, вы узнаете много нового о жизни обитателей этих глубин».
  • «В нашей стране водится много бобров… (немного о жизни бобров). Найдите длину бобра (в дм). А поможет вам в этом удивительный квадрат…»

Необычная запись, чертеж, модель, рисунок, схема, зашифрованные или закодированные примеры, «математическое лото», «логический каркас»- все это активизирует деятельность учащихся и создает ситуацию успеха, обеспечивает самореализацию ученика.

Проблемные ситуации для старшего звена строю на столкновении учащихся с затруднениями, на противоречии с их опытом . В таких случаях учащихся понимают, что ответ они могут дать лишь наугад, так как не хватает знаний. Примеры:

1) Предлагаю найти корни уравнения х² = 7 разными способами. Но учащиеся пока не могут найти корни способом разложения на множители, а только применяя графический способ решения, обнаруживают, что корня два и они являются противоположными числами и значения их приближенные. Перед учащимися опять ставится вопрос: «Можно ли определить значения корней более точно ?». А учащиеся выдвигают гипотезу , что для решения этой задачи необходимо ввести операцию, обратную возведению в квадрат.

2) Описать свойства неизвестной функции ( у = √х) по плану. Каждая команда имеет бланк ответа. Работа проходит в группах.

3) Изобразить эскиз графика функции у = √х.
Даю время для обсуждения в командах, на поиск решения. Затем учащиеся показывают решения на доске, а команды обмениваются бланками с изображением эскиза графика по схеме: 1→2→3→4→1.

В своей работе использую проблемные вопросы, актуализирующие опыт учащихся и тем самым создаю ситуацию успеха на основе предыдущего опыта. Примеры:

  1. Сколько вам необходимо знать точек, чтобы построить график функции у = ах². Учащиеся уже имеют опыт построения графика функции у = х² и смогут ответить.
  2. Предлагаю решить уравнение х² = 9 разными способами: разложением на множители и графически.

Следующий прием - выдвижение гипотез и проверка их на практике позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся и стимулирует их к высказываниям. Примеры:

  1. Как вы думаете, как будет располагаться график функции у= (х + m)² на координатной плоскости?
    Учащиеся выдвигают гипотезы по положению графика и ,построив уже заданные графики, сравнивают их с графиком функции у = х², а затем устанавливают, что данные графики получены переносом параллельно оси абсцисс влево или вправо.
  2. По теме: «Функция у = а/х » предлагаю в начале рассмотреть ряд практических задач, строю диалог с учащимися. Затем от рассмотрения частных значений коэффициента переходим к общему. Учащимся предлагаю сосредоточить свой взгляд, внимание на формулу у= а/х и записать вопрос, который напрашивается, и выдвинуть гипотезу к вашему вопросу. Учащиеся ставят следующие вопросы: «Какие значения может принимать х ?» и выдвигают гипотезу : « Х принимает любые значения, кроме О».

Следующий этап - исследование гипотезы. Предлагаю построить график этой функции с составлением таблицы значений Х и У.

Работа в парах, в группах создает ситуацию общения, позволяет проявить инициативу , самостоятельность, изобретательность в способах работы, условия для самовыражения ученика. Если урок строится на основе элементов проблемно- исследовательской технологии, то группы учащихся работают по определенным бланкам. По этим бланкам учащиеся устанавливают и записывают все проблемы, которые возникают при исследовании. Через 5-10 минут слушаем группы, в результате получаем некоторые проблемы.

Прием «практичность теории» способствует развитию познавательного интереса к предмету у учащихся. Этот прием о полезности, о приложении рассмотренной темы на практике. Примеры:

  1. При прохождении темы: «Функция у=ах ²+bx+c». Проблемный вопрос: « А как вы, ребята, думаете, почему квадратичной функции нужно уделить особое внимание?». Учащиеся дают некоторые ответы по применению данной функции (примерные ответы учащихся).

  2. Аналогично, показ на практике графика функции ( у= а/х ) обратной
    пропорциональной зависимости –гиперболы. Учащиеся знакомятся с тем, что многие кометы движутся по орбитам, близким к гиперболам, данной кривой широко пользуются в астрологии и в строительном деле.

    Для показа применения рассмотренной темы я часто предлагаю учащимся подготовить рефераты, сообщения, информационные бюллетени, мини-проекты. Таким образом создаются условия для непрерывного самообразования и творческого развития учащихся, то есть с обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика.

  3. Иногда прием практической значимости провожу на основе проблемно – исследовательской технологии. Перед учащимися поставлена проблема: « Можно ли увидеть красоту окружающегося мира с помощью пропорций?». Класс разбивается на 4-е группы. Каждая группа имеет бланки, где дана определенная информация и перечень наводящих вопросов.

1-ая группа: выясняет высоту колонн большинства архитектурных сооружений.
2-ая группа: определяет основу гармоничных решений в архитектуре.
3-ая группа: определяет основу гармонии в живописи и скульптуре.
4-ая группа: рассматривает замечательное свойство «золотого прямоугольника».

Помимо бланков каждой группе даны картинки (1-ой - изображение колонн; 2-ой - изображение архитектурных сооружений; 3-ей - картины, где есть линии горизонта; 4-ой -открытки, книги, учебники). Учащиеся делают определенные замеры и вычисления, затем заполняют соответственные таблицы. И конечный этап - учащиеся, обобщая результаты исследования, формулируют вывод.

После прослушивания выступлений всех 4-ех групп, учащиеся делают общий вывод: «Теория пропорций и отношений, действительно, имеет большую область применения и является средством познания красоты».
Можно в завершении дать учащимся домашнее задание: «Выяснить «идеальна» ли ваша семья с точки зрения «золотого сечения» и составить таблицу.

Опыт моей работы показал, что при использовании данных приемов развивающегося обучения формируется у учащихся потребность в самообразовании, самовоспитании, создаются различные ситуации, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, создаются условия успешной социализации личности.