Данный урок позволяет учителю:
- Осуществлять мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся;
- Организовать самостоятельную работу школьников на различных уровнях – все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им.
- Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.
Цели изучения данного пункта:
- систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
- повторить понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол, окружность, ломаная, многоугольник.
- познакомить с понятиями: поверхность, чертеж, круг, расстояние между точками.
План урока (для учащихся, если он работает самостоятельно по презентации урока
см. Приложение1).
- Изучение новый материал.
- Выполнение упражнения.
- Подведение итогов.
- Выполни дома.
- Закончи предложения.
Девиз урока. Легко учить, интересно учиться!
Ход урока.
- Работа с классом. (Или самостоятельная работа учащегося с самопроверкой)
Беседа.
Геометрия и арифметика - важные части математики. В арифметике мы в основном занимаемся вычислениями, т. е. действиями с числами. Да и само название «арифметика» произошло от греческого слова «арифмос», что в переводе означает число. Разберем слово «геометрия» по частям: «гео» и «метрия». Какие известные слова начинаются со слова «гео»? ( География, геология, геодезия и др.)
Все эти науки изучают землю. Действительно, слово «гео» по-древнегречески означает «земля». А что означает слово «метрия»? Вспомним для чего нужен метр, и в каких случаях мы пользуемся метром. ( Для измерения). Следовательно, слово «геометрия», можно перевести как «землемерие». Бумагу в древности еще не изобрели, поэтому чертежи тогда часто выполняли на земле. Вы же будете чертить в тетрадях и на классной доске.
Поверхность классной доски и страницы тетради являются плоскими поверхностями или, как говорят в геометрии - плоскостями. Точнее говоря, они представляют собой только конечные части бесконечных плоскостей (вывести эти объекты на экран). О том что изучает геометрия, мы узнаем в ходе урока.
- Поверхности каких из следующих предметов: пол, потолок, занавеска, лепесток цветка, лист дерева, ручка - можно считать плоскими? (на экране).
- Приведите примеры своих плоских поверхностей.
В геометрии мы имеем дело с рисунками - чертежами, на которых изображаются геометрические фигуры.
- На экране появляются фигуры.
- По какому правилу фигуры объединили в группы?
(Плоские фигуры и объемные тела)
- Назовите известные вам плоские фигуры
(квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
На экране появляется фигура, дети называют ее, потом появляется слово - название фигуры.
- Назовите известные вам объемные тела.
(Куб, цилиндр, конус, пирамида, шар)
Слово «фигура» в переводе с латинского языка означает «внешний вид», «образ». Назовите предметы, имеющие форму: шара, круга, квадрата, куба.
- С основными геометрическими фигурами вы уже знакомы. Это - (появляются на экране) точка, отрезок, луч, прямая, угол, треугольник, прямоугольник, многоугольник, окружность.
- Задание №94. На рисунке (на экране) изображены прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, прямоугольник, окружность, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник, круг.
- Укажите каждую из этих фигур.
- Какие чертежные инструменты вам понадобятся для изображения таких фигур?
Все эти фигуры, кроме точки,
изображаются с помощью линий.
Первое задание выполняется в парах. Сначала один из пары указывает на фигуру, а другой ее называет. А затем учащиеся меняются ролями.
- Задание №95. Выполняется самостоятельно.
1) Начертите отрезок АВ. Отметьте точки так, чтобы точка:
а) К не принадлежала отрезку АВ;
б) L принадлежала отрезку АВ;
в) N находилась между точками А и L;
г) М находилась на отрезке между точками N и L.
2) Сколько отрезков образовалось на отрезке АВ?
ПРОВЕРКА - высветить на экран.
- Работа с текстом учебника.
Есть бесконечно много линий, которыми можно соединить точки А и В. (изобразить рис.10 стр.33 с помощью веревок, кнопок, магнитиков) Линия АМNВ называется ломаной, она состоит из трех звеньев - отрезков АМ, МN, NB. Представим себе, что все три наши линии являются нитями. Тогда и ломаную и AMNB, и кривую АВ можно распрямить, потянув, например, за конец В. А вот отрезок АВ не растянешь. Значит, он является самой короткой из всех линий, соединяющих точки А и В. Поэтому длину отрезка и считают расстоянием между точками А и В.
- Задание №96. Выполняется учениками на местах с последующим опросом. Ученики используют сигнальные карточки.
ПРАВИЛА чтения равенств и неравенств с отрезками.
В равенстве все, что стоит в левой части, читают в именительном падеже, а все, что стоит в правой части, читают в дательном падеже.
НАПРИМЕР. АВ = 7см - длина отрезка АВ равна семи сантиметрам.
В неравенстве все, что стоит в левой части, читают в именительном падеже, а все, что стоит в правой части, читают в родительном падеже.
НАПРИМЕР. АB < CD - длина отрезка АВ меньше длины отрезка CD.
- Задание №99.
Точка К лежит между точками С и В, а точка N – между точками К и С. Сравните длины отрезков и результат запишите с помощью знаков неравенств:
1) СВ и NK; 2) СN и СК; 3) ВN и ВК; 4) СВ и СК.
ПРОВЕРКА:
1) СВ > NK; 2) СN < СК; 3) ВN > ВК; 4) СВ > СК.
- Задание №100. Выполняется устно.
Ученики могут рассуждать так: «Если точка лежит на отрезке АВ , то сумма расстояний от этой точки до концов отрезка должна быть равна длине отрезка АВ».
- Устная работа.
1) Прочитайте записи:
а) АВ = СD; д) РН = 5 м 6 дм;
б) ЕF < КL; е) NA = NL + LA;
в) МN > ОS; ж) XY = XE – EY;
г) RT = 3мм; з) DF = CD·5.
2) Ответьте на вопросы.
- Какие точки принадлежат отрезку КL?
- Между какими точками расположена:
а) точка L? б) точка А?
- Какая точка расположена между:
а) точками К и В?;
б) точками В и L?.
- Найдите длину отрезка КL, если известно, что КД = 15см, ДВ = 9см, ВА = 21см, АL = 7см.
- Домашнее задание.
1) Тренировка в проведении отрезков с концами в заданных точках.
2) Задание №97.
3) Задание №4 - для сильных учащихся. Сделать вывод, что сумма расстояний от точки до концов отрезка равна длине отрезка, если точка принадлежит отрезку, и больше длины отрезка, если точка не принадлежит отрезку.
Итог урока. Закончить предложение. Я умею… Я могу… Я знаю…