Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности общества, так как лишь здоровые дети способны усваивать полученные знания и применять их в производственной деятельности. Целью современной школы является подготовка детей к жизни. Достижение данной цели может осуществляться с помощью здоровьесберегающих технологий:
- Организационно-педагогические (ОПТ) – определяют структуру учебного процесса, способствующего предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
- Психолого-педагогические (ППТ) – здоровьесберегающая организация урока, психолого-педагогическое сопровождение всех элементов ОП.
- Учебно-воспитательные (УВТ) – разработка своих или внедрение существующих программ по обучению грамотной заботы о своём здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
В школе разработана модель сферы здоровья, целью которой является обеспечение равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, создание условий для формирования культуры здоровья.
Применение данной модели осуществляется через следующие группы средств: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. К средствам двигательной активности относятся движение, физкультминутки, минутки покоя, пальчиковая и дыхательная гимнастики, подвижные игры, весёлые старты, слёты, праздники здоровья “Папа, мама, я – спортивная семья”, “В здоровом теле – здоровый дух!”, “Кросс наций”, “Деньздоровья”.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесбережения. После второго урока проводится динамическая пауза для учащихся начальной школы. Уроки физической культуры проводятся учителем на улице в зависимости от погодных условий: в зимнее время детей обучают ходьбе на коньках, осенью и весной учащиеся посещают бассейн. Такие мероприятия на свежем воздухе способствуют активизации биологических процессов, повышают работоспособность организма, замедляют процесс утомления. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесбережения относят выполнение санитарно-гигиенических норм, личная и общественная гигиена, соблюдение режима дня, привитие детям навыков мытья рук, использования носового платка при чихании, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни через такие мероприятия, как: игры “В гостях у Мойдодыра”, “Самый опрятный”, классные часы “Моё здоровье”, “Пагубное влияние ПАБ”, “Здорового аппетита”, “Великая сила спорта”. смотр рисунков на тему “Полезные продукты”, “Весёлая гимнастика”, “Вредные вирусы” и другие, викторины “Спорт, спорт, спорт!”, ”Книга рекордов “Суперстар 2008”, сказка-быль “Про лентяев и Вредну. Привычку”, “Советы доктора Айболита”, беседы с родителями на тему “Как вырастить здорового ребёнка?” “Основные принципы режима дня”, “Здоровье и вредные привычки”, конкурсы пословиц и загадок о здоровье. Комплексное использование таких средств позволяют решить задачи оздоровления учащихся, обеспечивают возможность сохранения здоровья за период обучения, формируют у них знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.