Повышение познавательного интереса учащихся посредством использования интерактивных карт на уроках географии

Разделы: География


Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Ведь существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические  карты, а так же большое количество другого картографического материала:  атласы, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, маршруты движения, сведения о погоде и климате и многое другое. Все это учитель географии использует для формирования картографической компетентности учащихся. Количество картографического материала, необходимого для проведения современного урока, огромно. Почти у каждого учителя возникает проблема его хранения. Да  и смена нескольких карт за 45 минут урока – задача не всегда выполнимая. Как же решить эту проблему? Как сделать урок динамичным, познавательным, насыщенным?

В современном информационном  обществе вся такая информация все чаще и чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Как в жизни отдельных граждан, так и в деятельности организаций, географическая пространственная информация регулярно используется в цифровой форме.

Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Так, например, в ряде стран Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», в рамках которых формируются общедоступные базы данных, часто содержащие географическую информацию. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» разрабатывается Концепция формирования Российской инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов.

Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т.д. Интернетом пользуются все учащиеся, и поэтому им уже неинтересно работать с бумажными картами, да и устаревают они сейчас очень быстро – за 1-2 года.

Вот здесь на помощь учителю и приходит современный источник географической информации – цифровая карта. Цифровая карта – цифровая модель карты, созданная путем цифрования – преобразования географической информации в электронную, цифровую форму с помощью специального оборудования. Они предназначены для хранения, отображения и передачи пространственно координированных данных.

Цифровые карты, выпущенные ООО «Дрофа» для средней школы, являются интерактивными. Интерактивное средство обучения – комплексное программно-техническое  средство обучения, позволяющее учителю или ученику управлять содержащейся в нем учебно-методической информацией при подготовке к уроку, изучении, повторении, закреплении и проверке знаний и умений.

Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом». Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называют тематическими слоями.

Применение таких пособий на уроках географии может быть эффективным при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной и той же территории, будь то материк или небольшой участок местности.

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

  • приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  • снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
  • делать рисунки;
  • наносить надписи при помощи клавиатуры;
  • ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
  • на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов.

Начать работу с интерактивными картами рациональнее всего  в 6-7 классах (исходя из наличия интерактивных карт), а затем постепенно добавлять этот вид работы в 8-9 классы. Предлагаю Вам  некоторые приемы работы с интерактивными картами, апробированные мной  на уроках географии в 6 классе («Начальный курс физической географии») Приложение 1

Курс «География материков и океанов» требует использования большого количества карт, в том числе и интерактивных. Задания для семиклассников в чем-то повторяют предыдущие, но акцентированы на конкретных материках Земли. Формы работы с интерактивными картами в 6 классе собраны мной в таблицу, которая поможет учителю, начинающему использовать интерактивные карты на своих уроках. Конечно, каждый может дополнить и изменить ее в соответствии со своими представлениями.

Анкетирование семиклассников показало, что во 2 полугодии интерес к изучению географии увеличился. Я считаю, что работа с интерактивными географическими картами способствовала этому росту. Эксперимент, проведенный мной на одном из уроков, так же подтверждает все вышесказанное: когда у детей появился выбор – выходить отвечать к обычной карте или интерактивной, выбор большинства был в пользу последней.

Работа с интерактивными картами только начинается, и все же подведем итог: для чего они нужны, чем лучше обычного бумажного носителя географической информации?

Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:

  • использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
  • оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
  • накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
  • подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;

Ученику подобная работа  поможет научиться:

  • читать географические карты в цифровом виде;
  • искать географические объекты на цифровой карте;
  • проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
  • заполнять цифровые контурные карты
  • создавать собственную цифровую географическую карту
  • описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.

При таких формах организации работы удается максимально реализовать возможности  интерактивных средств обучения географии в общеобразовательной школе.