Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Ведь существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты, а так же большое количество другого картографического материала: атласы, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, маршруты движения, сведения о погоде и климате и многое другое. Все это учитель географии использует для формирования картографической компетентности учащихся. Количество картографического материала, необходимого для проведения современного урока, огромно. Почти у каждого учителя возникает проблема его хранения. Да и смена нескольких карт за 45 минут урока – задача не всегда выполнимая. Как же решить эту проблему? Как сделать урок динамичным, познавательным, насыщенным?
В современном информационном обществе вся такая информация все чаще и чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Как в жизни отдельных граждан, так и в деятельности организаций, географическая пространственная информация регулярно используется в цифровой форме.
Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Так, например, в ряде стран Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», в рамках которых формируются общедоступные базы данных, часто содержащие географическую информацию. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» разрабатывается Концепция формирования Российской инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов.
Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т.д. Интернетом пользуются все учащиеся, и поэтому им уже неинтересно работать с бумажными картами, да и устаревают они сейчас очень быстро – за 1-2 года.
Вот здесь на помощь учителю и приходит современный источник географической информации – цифровая карта. Цифровая карта – цифровая модель карты, созданная путем цифрования – преобразования географической информации в электронную, цифровую форму с помощью специального оборудования. Они предназначены для хранения, отображения и передачи пространственно координированных данных.
Цифровые карты, выпущенные ООО «Дрофа» для средней школы, являются интерактивными. Интерактивное средство обучения – комплексное программно-техническое средство обучения, позволяющее учителю или ученику управлять содержащейся в нем учебно-методической информацией при подготовке к уроку, изучении, повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом». Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называют тематическими слоями.
Применение таких пособий на уроках географии может быть эффективным при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной и той же территории, будь то материк или небольшой участок местности.
Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
- приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
- снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
- делать рисунки;
- наносить надписи при помощи клавиатуры;
- ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
- на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов.
Начать работу с интерактивными картами рациональнее всего в 6-7 классах (исходя из наличия интерактивных карт), а затем постепенно добавлять этот вид работы в 8-9 классы. Предлагаю Вам некоторые приемы работы с интерактивными картами, апробированные мной на уроках географии в 6 классе («Начальный курс физической географии») Приложение 1
Курс «География материков и океанов» требует использования большого количества карт, в том числе и интерактивных. Задания для семиклассников в чем-то повторяют предыдущие, но акцентированы на конкретных материках Земли. Формы работы с интерактивными картами в 6 классе собраны мной в таблицу, которая поможет учителю, начинающему использовать интерактивные карты на своих уроках. Конечно, каждый может дополнить и изменить ее в соответствии со своими представлениями.
Анкетирование семиклассников показало, что во 2 полугодии интерес к изучению географии увеличился. Я считаю, что работа с интерактивными географическими картами способствовала этому росту. Эксперимент, проведенный мной на одном из уроков, так же подтверждает все вышесказанное: когда у детей появился выбор – выходить отвечать к обычной карте или интерактивной, выбор большинства был в пользу последней.
Работа с интерактивными картами только начинается, и все же подведем итог: для чего они нужны, чем лучше обычного бумажного носителя географической информации?
Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:
- использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
- оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
- накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
- подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;
Ученику подобная работа поможет научиться:
- читать географические карты в цифровом виде;
- искать географические объекты на цифровой карте;
- проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
- заполнять цифровые контурные карты
- создавать собственную цифровую географическую карту
- описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.
При таких формах организации работы удается максимально реализовать возможности интерактивных средств обучения географии в общеобразовательной школе.