Цель урока: установить причины поражения декабристов и значение этого движения; продолжить развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, закрепление навыков сравнения; нравственное и патриотическое воспитание.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин
План урока
- Северное и Южное общества.
- Сравнение программных документов, заполнение таблицы.
- Выступления декабристов (мини-проекты учащихся).
- Историческое значение.
Оборудование урока
Портретная галерея декабристов (мультимедийная презентация); документы по теме; подборка художественной литературы.
Ход урока
1. В 1821 - 1822 гг. возникли два новых общества: Северное в Петербурге и Южное в армейских частях на Украине.
Вопрос: Вспомните, какие факторы влияли на формирование революционного мировоззрения в обществе.
Ответ: 1. Война 1812 года вызвала патриотический подъем всех слоев российского общества, способствовала росту самосознания. 2. Российская действительность с крепостными порядками, военными поселениями воздействовала на образованные молодые умы, заставляла их искать возможность участия в преобразованиях. 3. Влияние идей А.Н. Радищева и французских просветителей. 4. Либеральные устремления Александра 1 активизировали деятельность общества. 5. Пребывание за границей показало отсталость общественного устройства России. 6. Международная обстановка (революции в Европе).
Северное общество возглавляла Дума, в которую входили: Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Евгений Оболенский. Программным документом была Конституция Н. Муравьева.
Вопрос: Что такое конституция?
Ответ: Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, избирательный закон, права и обязанности граждан.
Затем в обществе происходят изменения: Н. Муравьев по состоянию здоровья реже работает, Трубецкой по службе переведен в Киев. К руководству приходят молодые и радикальные люди: А. Бестужев, К. Рылеев (мини-проекты).
Е. Оболенский - мягкий и нерешительный человек, А. Бестужев-Марлинский - поэт-романтик, блестящий офицер, увлекался светскими развлечениями. Вся тяжесть организационной работы легла на плечи К. Рылеева.
Членом общества был и П. Каховский - человек нетерпеливый и импульсивный, рвался совершить цареубийство. Позже в Петербург вернулся Трубецкой, но он не принимал активного участия.
Южное общество возглавлял П. Пестель (мини-проект). Программный документ - «Русская правда». Пестель был человеком необщительным, поэтому душой общества стал С. Муравьев-Апостол (мини-проект). Его правой рукой был М. Бестужев-Рюмин - человек неиссякаемой энергии. Он установил связь с «Обществом соединенных славян», которые примкнули к Южному обществу (мини-проект).
2. Составим сравнительную таблицу программных документов декабристов.
Заполняем по учебнику
Вопросы для сравнения | Конституция Н. Муравьева | «Русская правда» П. Пестеля |
Общественное и государственное устройство | Федерация, двухпалатный парламент, конституционная монархия. | Единая и неделимая Россия, однопалатный парламент, республика. |
Права граждан | Свобода и неприкосновенность личности | Уничтожение сословий |
Крепостное право | Освобождение крестьян и предоставление им 2 десятины земли | Освобождение крестьян, земля делится на две равные части: помещичью и крестьянскую |
Вывод: Конституция Муравьева была реалистична в области политического устройства. «Русская правда» более реалистично решала аграрный вопрос, а уничтожение сословий и установление республики - не реально.
3. Для выработки общей программы действия Пестель приехал в Петербург, ему не удалось убедить северян принять «Русскую правду». Однако, договорились о совместных действиях летом 1826года.
Но жизнь распорядилась по-своему. Александр знал о тайных обществах, но бездействовал. Осенью 1825 г. императорская чета уезжает в Таганрог, в октябре император едет в Крым и возвращается больным. Находясь при смерти, он повелел арестовать членов Южного общества. 19 ноября 1825г. Александр скончался. Детей не было, и наследовать должен был второй сын Павла 1 - Константин, но он уже давно отказался от своих прав на престол. Поэтому наследовать должен был другой брат Николай. Александр составил на него завещание, но держал это в секрете.
В результате, после смерти Александра, Москва и Петербург присягнули Константину. Этот период получил название - междуцарствие.
Наконец была назначена новая присяга Николаю на 14 декабря 1825. г.
Руководство Южного общества было арестовано, ожидались аресты и в Северном. Обстановка междуцарствия давала заговорщикам шанс.
Окунемся в атмосферу, царившую в то время (отрывок из повести Ю. Тынянова «Кюхля»).
Н. Николаевский "Завтра"
Бледность монаршая, еще не истерика царская,
Площадь Петровская еще не Сенатская.
Завтра начало,
Ветер сырой и морозный.
Ветер колючий, горячий, завозный.
И оттого, что событье огромное рядом,
Руки дрожат как у юнкера перед парадом.
И оттого, что вести завтра конницу,
Сердце на всю эту площадь колотится.
Кто там бежит, тень, отбросив толстенную?
Как назовут революцией или изменою?
Клятвы, пирушки, встречи и речи
Далече ...
Кто победит или что перевесит?
И замирает тревожно рука на эфесе ...
Что же происходило 14 декабря 1825 года на Сенатской площади (мини-проект)
4. Историческое значение.
Одной из причин поражения движения была его слабость - малочисленность рядов, не всегда серьезное отношение к делу. Другая причина - не было поддержки народных масс.
Восстание было подавлено, однако произошедшие события вызвали сильный общественный резонанс и оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие страны.
А сейчас я предложу вам вопросы для обсуждения.
1). Услышав о восстании декабристов, Ф.Б. Ростопчин сказал: «Обычно сапожники делают революцию, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками».
Скажите, чего в словах Ростопчина больше: искреннего недоумения или насмешки? Чтобы вы ему могли возразить?
2). Из документов и воспоминаний декабристов ясно, что они не посвящали солдат в свои истинные цели. Они подняли солдат против Николая обманом, действуя якобы в пользу Константина.
Как вы оцениваете такую тактику декабристов? Чем она объяснялась?
3). Было ли выступление декабристов вооруженным восстанием или актом гражданского неповиновения?
5. Подведение итогов.
6. Д/з:
ответить письменно на вопрос: какой нравственный опыт движения декабристов актуален для вас? Чему могли бы научить молодые люди первой половины XIX века современную молодежь? Что вы могли бы у них перенять?
Хочу закончить наш урок стихотворением кузбасского поэта И. Киселева. Говорят декабристы:
Сквозь дымку песен и сказаний
В глаза взгляните к нам, в глаза!
Мы что, по-вашему, не знали,
Что уничтожит нас гроза?
Что хмель свободы, хмель отваги
Нас не спасет, не охранит,
Что наши тоненькие шпаги –
Соломинками о гранит?
Смешно, что мы не знали страха.
Страх - колокол гудел в груди.
Но кто-то должен лечь на плаху,
Чтоб свет забрезжил впереди!
Сиял нам смутно, как во сне,
Кандальный путь от ямы к яме
По нищей, желтыми ремнями
Крест-накрест стянутой стране.
Ее в поклон веками гнули
Под блеском царского венца,
Но кто-то должен встать под пули,
Чтоб гневом вспыхнули сердца!
Сквозь все пройдя и все изведав,
Почуяв гибельную дрожь,
Мы берегли своих поэтов.
Да разве их убережешь?