Тип урока:
Урок углубления и обобщения темы
Жанр урока:
Урок – праздник
Цель урока:
Формирование у учащихся более полного представления о народной праздничной культуре русского народа.
Задачи:
- Обобщить полученные знания по русским зимним праздникам.
- Продолжить развитие исполнительских творческих навыков и умений.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный центр;
- рождественская елочка;
- макет русской избы;
- костюмы и маски животных;
- маска чертенка на палочке;
- свеча и спички;
- ложки (30 пар);
- платочек;
- чаша с водой;
- девочкам приготовить фанты.
Зрительный ряд: иллюстрации народных костюмов, картины быта.
Музыкальный ряд:
Колядки: «Ще, на улице шатер», «Уж, ты, курка не пой», «Щедрики-ведрики» (корилка), «Первенчики-другенчики». Р.н.п. Калинка, Курилка (песня-игра). Рождественская песенка. Ходит царь (Круговой хоровод). Золото хоронили мы (Подблюдная). Колокольные звоны.
Сценарий урока
Вход в класс под собственное исполнение коляды «Щё, на улице шатёр» (Приложение 1).У: - учитель Х: – хозяйка, в роли хозяйки выступает учитель. Д: – дети (колядовщики).
Х: Здравствуйте, гостьюшки, дорогие!
Д: Можно ли у вас поколядовать?
Х: Милости просим. Девочки садитесь, мальчики садитесь.
У: На какой праздник мы с вами попали с этой колядкой?
Д: На праздник святки.
У: Из чего он состоит?
Д: Из колядок и гадания.
У: Что значит колядовать?
Д: Желать счастья, добра, удачи.
У: Что значит гадать?
Д: Узнавать своё будущее.
У: Когда начинаются святки?
Д: С 7-19 января по – новому стилю или с 25 декабря -7 января по – старому стилю.
У: Почему гадают с 13-19 января?
Д: Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы
У: С каким христианским праздником совпадают святки?
Д: С Рождеством Христовым.
У: Как готовятся к Рождеству верующие люди?
Д: 40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября.
У: В чем особенность поста?
Д: Разрешалось кушать рыбу, кроме среды и пятницы.
У: Получается, что больших ограничений в еде нет. Для чего же этот пост?
Д: Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей.
У: Что это значит?
Д: Не говорить плохого
о людях, никого не обижать, не на кого не обижаться.
У: Как называется канун Рождества?
Д: Сочельник.
У: Что полагалось делать в этот день?
Д: Не ели до появления на небе первой звезды.
У: «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления [2].
Д: Ещё готовили сочиво (постная каша с фруктами, овощами или ягодами).
У: Как проходила трапеза?
Д: Сначала молитва, затем трапеза спокойно, почтительно.
У: Что делали 7 января, в день Рождества?
Д: Все идут на службу в храм, только потом веселье, празднество, колядки.
У: Колядовщики заходят в дом и славят Христа со словами:
Д 1:
«Пречистая дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Д 2:
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала.
Д 3:
Три царя приходили
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали» [3].
Х: Возьмите же гостьюшки дорогие.
Д: Спасибо.
У: Ребята, здесь цари это кто?
Д: Волхвы – пророки, мудрецы востока.
У: Что подарили волхвы Иисусу?
Д: Золото, как царю. Зёрна ладана, как богу. Смирну, как смертному человеку
У: «Травы подарили младенцу шелест – «колыбельную», Звезда – свет, Цветы – благоухание, Осел – тепло своего дыхания. А что подарила ему ёлочка?
Д: Она ничего не могла подарить, боялась уколоть его и поэтому плакала смоляными слезами. Ангелы пожалели и осыпали её звёздами, что обрадовало младенца» [2].
У: А как мы должны украшать рождественскую ёлочку?
Д: На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.
У: Что подарили бы Вы?
Д: Хороший поступок, игрушку, послушание родителям, уважение к старикам [2].
У: Я предлагаю Вам подарить ему свою песенку.
Исполнение рождественской песенки.
У: Настало время славить хозяйку, хозяина. (Узнать по музыкальной фразе?) Название колядки?
Д: Уж, ты, курка не пой.
У: С какой целью исполняется эта колядка?
Д: Необходимо похвалить хозяина, хозяйку, чтобы они одарили колядовщиков.
У: Хвалим хозяйку, хозяина, чтобы они как можно лучше одарили бы колядовщиков.
Исполнение. Уж, ты, курка не пой (Приложение 1).
Х: Возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы в фартук).
Д: Спасибо!
У: Почему здесь уж, ты, курка не пой, а ты, пой петушок?
Д: Петушок является птицей счастья.
У: Почему хозяйка подаёт гостинцы в фартук, а не в руки?
Д: Еда может быть наговоренной и может принести зло и несчастье, поэтому пока руками к ней притрагиваться нельзя.
У: Если хозяйка плохо одарила гостей, что они ей поют?
Д: Корилку.
У: Что такое корилка?
Д: Это ритуальные бесчинства.
У: Какие могут быть бесчинства?
Д: Поленницу дров могут развалить, залить ворота водой, увести скотину со двора …
У: Хозяйка плоховато одарила гостей. Гости встали, бросили корящий взгляд на хозяйку и запели.
Исполнение. Щедрики-ведрики. Корилка (Приложение 1).
Х: Ой! Батюшки! Да возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы)!
Д: Спасибо!
У: Хозяйка одарила гостей, пора на выход. Как они это делают?
Д: Все берутся за руки, поют, пританцовывают, а колядовщик с маской чертёнка или бесёнка на палочке (зло долго на себе носить нельзя) выводит всех из дома.
У: Пора и честь знать, выходить из дома, поем.
Исполнение. Первенчики – другенчики (Приложение 2).
У: Идут в следующий дом и поют все сначала. Ходят так до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?
Д: Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть.
У: Поели, попили и пошло у них веселье, а вот и появились ложкари. Ложки пошумите. Покажите, что вы умеете играть?
Исполнение р.н.п. Калинка на ложках.
У: Затем идут игры, хороводы… Любили водить в святки и этот хоровод. (Узнать по музыкальной фразе?) Название?
Д: Ходит царь.
У: Как заканчивается хоровод?
Д: Девушка целует парня, и они выходят из круга. Во время святок конец хоровода мог быть другим. Девушка целует парня в том случае, если он ей понравился. Если не понравился, то они встают назад в круг.
У: Исполним хоровод, так как исполняли его наши предки во время святок.
Исполнение хоровода. Ходит царь (Приложение 2).
У: Любимой игрой была? (Узнать по музыкальной фразе?)
Д: Курилка.
У: Что такое курилка?
Д: Курилка – это свеча.
У: Давайте поиграем в
курилку.
Исполнение. Курилка (Приложение 2).
У: Так развлекаются до 13 января. Что же делают в этот день?
Д: В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.
У: С 13-19 января гадают. При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка?
Д: Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год.
У: При гадании с блюдцем или чашей пели песенки – подблюдны. Игруха собирает фанты в чашу, заливает водой, накрывает и поёт:
Золото хоронили мы,
Чистое хоронили мы.
Мы ухоронили,
Мы уборонили,
Порохом засыпали,
Сметьём замели.
Призаиндевела,
Да призакурживела (Повторяет до тех пор, пока не собёрет со всех фанты.)
Достаёт фант и спрашивает: «Девки, чей фант?» … И говорит всё, что ей на ум придёт. Гадают не более 7 человек и не более 7 раз (7 – это магическое число).
Д 1: У нас в Кузбассе гадали так: «Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Д 2: Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Д 3: Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет [5]».
У: Гаданий было превеликое множество. Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан, поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались, чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное веселье[1] .
Я благодарю всех за хорошую работу. Колокол приглашает
верующих на службу в храм, да и нам пора
расставаться.
Выход из класса под звон колоколов.
Литература
- Зимние праздники. Кемерово. 1994.
- Рудницкая Л.П., Маслова Л.П. Возвращение Рождества. Новосибирск. 1999.
- Максимов С. Крестная сила. Нечистая сила. Кемерово.1991
- Пигилова Т.А. Народная культура и традиции. Лекции-тезисы. М. РИПКРО. 1992.
- Похабов В.Ф. Живые родники Кузнецкого края. Кемерово. 1994.