Цели и задачи:
- Рассмотреть предпосылки и содержание экономических преобразований, направленных на развитие отечественной промышленности, характеризуя процесс формирования рабочей силы.
- Продолжить формирование умения учащихся анализировать статистические данные.
- Способствовать развитию навыков работы с исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.
- На фактах социально- экономического развития России первой половины XVIII века, с одной стороны формировать чувства гордости и уважения к её заслугам и достижениям, с другой стороны – чувства сопричастности драматическим событиям её истории.
- Расширять познавательный интерес школьников.
Оборудование урока:
- Учебная карта «Экономическое развитие России в первой половине XVIII века».
- Фонограмма шума моря.
- Схема: «Цели экономических преобразований».
- Схема: «Труд на мануфактурах».
- Отрывки из документов: «Берг – привилегия» 1719 и «Указ о покупке к заводам деревень»- раздаточный материал.
Основные понятия: мануфактура, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, меркантилизм, экспорт, импорт, наёмный труд, подушная подать.
План урока:
- Подготовка к восприятию нового материала. Опрос-беседа по домашнему заданию.
- Постановка целей и задач. Изучение нового материала по плану:
- Развитие мануфактурного производства в России.
- Развитие торговли.
- Налоговая политика Петра I. Рост повинностей крестьян и посадского населения.
- Итоги экономического развития.
- Подведение итогов урока.
- Объяснение домашнего задания.
Форма и тип урока: комбинированный урок (групповая работа).
Класс делится учителем на четыре группы, в каждой назначается бригадир.
Бригадир:
- Отвечает на вопрос, заданный учителем любому члену группы, если тот не может ответить сам.
- Знакомит всех членов группы с содержанием заданий.
- Составляет план и определяет способы выполнения группового задания.
- Распределяет задания между членами группы в соответствии с их возможностями, интересами.
- Обеспечивает соблюдение правил сотрудничества; право каждого высказывать своё мнение.
- В результате обсуждения назначать выступающего от группы.
- Стараться создать дружескую атмосферу в группе.
Перед уроком бригадир знакомиться с «памяткой для бригадира».
Учитель вместе с учащимися подготавливает класс для групповой работы.
Ход урока.
I.. Звучит фонограмма шума моря.
Учитель задаёт классу вопрос: «Ребята, как вы думаете, почему я включила фонограмму, о чём мы говорили на прошлом уроке»? Давайте вспомним.
Вопросы для повторения:
- Назовите годы Северной войны?
- Какие страны входили в Северный союз?
- Почему России был необходим выход в Северное море?
- Назовите этапы Северной войны?
- Какого мы называем рекрут?
- Какое значение имела Полтавская битва?
- Назовите крупные победы русского флота в Северной войне?
- Что такое редут?
- Назовите условия Ништадского мирного договора?
- В чём состоит историческое значение победы России в Северной войне?
За каждый ответ группа получает жетоны: «красные» - за правильные ответы, «синие» - за неправильные.
Затем работа с таблицей: «Северная война»
1703 г. | … |
… | Битва при Лесной |
27 июня 1709 г. | … |
… | Гангутское сражение |
1721 | … |
Учитываются быстрота выполнения и правильные ответы.
II. Постановка целей и задач.
Учитель: «Тема нашего урока- «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века». В условиях Северной войны ощущалось потребность русской армии в вооружении, боеприпасах, снаряжении - это стимулировало развитие мануфактурного производства, а в целом отечественной промышленности. Но прежде, чем говорить о развитии экономики во времена царствования Петра I, давайте вспомним новые черты, которые появились в экономике России XVII века». (Каждая группа называет по одной черте).
Учитель оценивает ответы групп жетонами.
Каковы же цели экономических преобразований Петра I:
Работа со схемой:
Цели экономических преобразований:
- Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением.
- Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости.
- Развитие внутренней и внешней торговли.
Учитель: « За 25 лет появилось более 200 новых мануфактур. Началось использование железных руд Урала. Промышленные предприятия появились в Москве, Туле и в других городах. Откройте карту в учебнике, найдите районы, где появились мануфактуры. Как вы думаете, почему они появились именно в этих районах?»
Работа с документом: «Берг привилегия» (1719г.) и «Указ о покупке к заводам деревень по группам. (1)
Вопрос для учащихся: «Какие меры принимались Петром I для развития мануфактурного производства»?
Время обсуждения в группе – 5 минут.
Учитель: « Развитие промышленности требовало развития рабочей силы. Кто работал на мануфактурах?»
Работа со схемой:
По ходу объяснения задаётся вопрос: «Что такое крепостное право? Когда произошло окончательное закрепощение крестьян?»
Учитель рассказывает о тяжёлых условиях труда крепостных крестьян, используемых на мануфактурах:
- по 14-18 часов;
- в рудниках работали стоя по пояс в воде;
- ручной труд.
Работа с учебником: читаем вслух пункт параграфа «Торговля», затем работаем со схемой:
В словарь записываем новые слова: экспорт, импорт, меркантилизм, протекционизм.
Кстати, текстиль (холст, полотно, парусина) составил более трети экспорта России. К 1725 году экспорт превысил в 2 раза импорт.
В тетрадь записываем этапы развития торговли:
- I период - 1700- 1719 г.г.;
- II период -1719- 1725 г.г.- он характеризуется переходом к политике меркантилизма и протекционизма;
Работа с учебником: «Денежная и налоговая политика».
Затем работа с заданием № 2 по группам. Время обсуждения – 5 минут.
III. Подведение итогов урока.
В конце урока учитель задаёт вопрос: «Какие изменения произошли в России в первой четверти XVIII века в развитии хозяйства и положении крестьян и посадских людей? »
После ответов учитель подводит итог урока: Каково значение экономических преобразований Петра I?
С одной стороны: Ускорение темпов социально – экономического развития России.
С другой стороны: Деятельность Петра I стоила народу больших жертв. Во время его правления общая сумма тягот, ложившаяся на население, заметно возросла, что вызвало целый ряд восстаний. Но об этом мы будем говорить на следующих уроках.
В конце урока подсчитываются жетоны, определяется лучшая группа, оценивается работа учащихся.
Домашнее задание:
читать параграф 16, учить новые термины, составить рассказ от имени крестьянина, работающего на мануфактуре.
Материалы к уроку:
Отрывки из документов: «Берг – привилегия» 1719 и «Указ о покупке к заводам деревень»:
«Соизволяется всем и каждому даётся воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы…: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо… и минералов и всяких красок… Помещики или владельцы тех земель, в которых руды изобрящутся, имеют напередь в сих позволение ко устроению тех заводов, когда заранее о том востребуют».
«Кто в своих землях полезные металлы… сыщет, и объявит в берг- коллегии и похощет завод построить, тому даётся из коллегии, по доброте руд смотря, в займе денег на строение…»
…Позволяется нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхству (дворянству), так и купецким людям, к тем заводам и деревни покупать, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно (…).
Задание № 2
«1) Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Пётр I не русский царь, иначе бы он не опустошал страну. Называли его антихристом. Правильно ли осуждали крестьяне политику Петра I?
2) Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым. А в чём мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение». Как оценить налоговую политику Петра I?» (2)
Используемая литература:
- Хрестоматия по истории СССР. Москва, 1980, с.169-171
- Методическое пособие по истории СССР. 8 класс. Москва, 1989
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII век. Москва, «Просвещение», 2007