Целью проведенного нами эксперимента было выявление наиболее эффективных методов и технологий, основанных на принципах развивающего обучения, активизирующих процесс развития учащихся.
Для достижения цели с нашим участием в школе были созданы следующие принципиальные педагогические условия:
- вовлечение каждого ученика в активную учебную деятельность в соответствии со своими возможностями, чтобы каждый чувствовал себя в школе комфортно, был успешным учеником;
- сохранение контингента учащихся, их хорошее психическое, физическое, социальное здоровье, а также положительная динамика уровня обученности и воспитанности;
- ориентация содержания образования на индивидуализацию учебного процесса;
- возрастная адекватность образования;
- обеспечение полноты реализации возможностей каждого ребенка;
- опора на достижения предыдущего этапа развития.
В зависимости от темы урока, занятия проводились как в индивидуальной, так и в мелко групповой форме, при которой время урока целиком (или какая-либо часть) использовалась на занятиях с двумя-тремя учениками одновременно. Это способствовало большей эффективности работы, давало возможность уделять необходимое внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, а также расширению музыкального кругозора учащихся. Суммарный объем количества занятий из расчета на одного ученика составил 30 уроков индивидуальных и 15 - мелкогрупповых (в неделю: 2 ч. - специальность, 1 ч. – ансамбль, творческое музицирование).
В ходе данного эксперимента каждый урок был комбинированным, то есть включал в себя различные виды деятельности, освоение которых проходило в виде непрерывного взаимосвязанного цикла, направленного на комплексное развитие индивидуальности каждого учащегося. Уроки отличались достаточно быстрым темпом в смене деятельности, что позволяло поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, исключались монотонность и однообразие.
Обучение было распределено на 3 этапа:
- 1 этап. Введение, возбуждение интереса, создание фундамента на котором будет происходить дальнейшее развитие;
- 2 этап. Организация мышления, освоение музыкальной грамоты, подготовительные упражнения для организации игрового аппарата, развитие зачатков самостоятельного творчества;
- 3 этап. Закрепление и развитие всех навыков, знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой, осознание связи слуховых и двигательных ощущений, освоение исполнительских навыков, техническое развитие, воспитание навыков самостоятельной работы, выполнение творческих заданий, умение словесно охарактеризовать исполняемые произведения.
На уроках мы пытались создавать приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологический комфорт и уверенность в своих силах. Мы сознательно избегали назидательных замечаний, широко использовали возможности игры, где нет учителя и ученика, а есть равные партнеры.
Ход работы
по
интеллектуальному и музыкально-слуховому развитию учащихся
Следуя дидактическому принципу наглядности, принципу развивающего обучения об увеличении меры теоретической емкости знаний, будучи убежденными, в том, что заложить прочный фундамент музыкально-теоретических понятий можно лишь посредством доступных детям образных представлений мы использовали следующие методы:
- метод «образных характеристик интервалов»;
- метод «конструирования»;
- метод «соавторства»;
- метод «нескучных способов» разучивания произведений.
Изучение интервалов (2-3 этап). Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет два имени – «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомились с соответствующими каждому интервалу образами и слушали, как их характеристика выражается в звучании. В итоге они учились узнавать, различать, сравнивать, играть созвучия на фортепиано и анализировать с этой позиции исполняемые произведения. Образные обозначения всех интервалов и главные характеристики, доступные пониманию детей приведены в Приложении 1, таблицах 1, 2.
Написание ритмических диктантов (1-2 этап). Для записи ритмических диктантов с самых первых уроков были выбраны условные обозначения: короткие звуки (короткие хлопки) ученик будет изображать так - , а длинные звуки (длинные хлопки) так - Учитель читает короткие стишки - попевки, например: «Шел кот – мореход по лесной дорожке. С ним коза-дереза, тоненькие ножки», «Андрей-воробей, не гоняй голубей». Ученик должен прохлопать ритм этих стихотворений и записать его кружочками в тетрадь.
Мы считаем, что написание диктантов на индивидуальном занятии обеспечивает уверенность ребенка в своих силах, в то время как на групповом уроке ребенок сравнивает себя с другими учениками - кто-то из детей пишет диктант лучше, кто-то хуже, у кого-то лучше слух, а у кого-то быстрее реакция.
Для облегчения запоминания музыкальных терминов на уроках с детьми мы использовали красочно иллюстрированный «Словарик музыкальных терминов» (2-3 этап).
Для развития музыкального мышления мы использовали «конструирование» из отдельных нот фраз и предложений, выкладывая их на крупном нотоносце. Большую роль в выполнении таких заданий играла рифмованная подтекстовка. Для ясного осмысления фразы, которую играет ребенок, использовалось гармоническое сопровождение преподавателя, для большей образности использовался изобразительный ряд. Все это создавало наглядность, и возникающие образы воспринимались детьми очень легко. Используемое стиховое сопровождение помогало детям лучше осмысливать музыкальную речь, уметь выделять главное. Интересные иллюстрации вызывали интерес к музыкальному тексту, помогали лучше выразить содержание пьесы (2-3 этап).
Развивая музыкальное мышление учащихся, мы использовали метод «соавторства». Учащимся предлагались специально подготовленные пьесы с программным названием, в которых отсутствовали темповые, динамические и штриховые обозначения. Все это необходимо было определить ребенку и обосновать свой выбор (3 этап).
На этапе разучивания произведений, следуя принципу ускорения темпов прохождения учебного материала и с целью отхода от механической «зубрежки», мы использовали метод «нескучных способов разучивания», рекомендованный Г. Хохряковой.
Процесс разучивания методом «нескучных способов» состоит из нескольких этапов:
1) Учитель предлагает ученику «покататься» на руке учителя. Рука ученика должна почувствовать себя пассажиром самолета, задремавшим в удобном кресле. При этом ученик хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Чуткость ученика обостряется еще больше, если глаза будут закрыты (1-3 этап).
2) Игра ансамблем. При этом получается целостное исполнение, хорошее качество достигается вдвоем сравнительно легко (1-3 этап).
3) Способ игры через «увеличительное стекло» был рекомендован еще К.Н. Игумновым, он позволяет «рассмотреть» все переплетения звуков, вслушаться в звучание и в свои движения в медленном темпе (3 этап).
4) Способ «поделим трудности на двоих» (при котором играют учитель и ученик, меняясь на цезурах), позволяет провести соревнование, кто окажется более ловким (разумеется, учитель нарочно иногда не успевает или промахивается) (3 этап).
5) Если ученик не соглашается с аппликатурой, ему предлагается придумать свой вариант, и доказать что она не хуже. Учитель защищает аппликатуру, проставленную в нотах. В таком честном диспуте может уступить и ученик и педагог – в любом случае это лучше, чем просто потребовать: «соблюдай аппликатуру!» - если ученик не понял ее смысла (3 этап).
6) Разучивание с конца. Сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места. Делить не механически, а подчиняясь логике музыкальной речи (3 этап).
7) Игра «замри-отомри». Учитель исполняет произведение, а ученик в любой момент говорит: «Замри!». Как только будет сказано «Отомри!» - играет дальше. Потом учитель и ученик меняются ролями. Задача педагога – удачно выбрать момент остановки: момент начала неудобного места, судорожного движения. Между «замри» и «отомри» - несколько мгновений спокойной сосредоточенности, «нацеливания» на движение, предслышания звука. Игра хорошо помогает при затруднениях в моменты, требующие мгновенной смены состояния: внезапное изменение фактуры, динамики, темпа, перелет рук (2-3 этап).
Следует отметить, что метод «нескучных способов» разучивания музыкальных произведений, полезен также и для развития внимания учащихся.
Прививая учащимся навыки творческой самостоятельной работы, мы использовали такие задания:
- подбор по слуху песенных мелодий, которые нравятся детям (1-3 этап);
- транспонирование простых мелодий и исполнение их от всех клавиш (это в свою очередь способствовало более близкому знакомству с клавиатурой) (1-3 этап);
- изображение звуками на инструменте сказочных героев (1 этап);
- «досочинение» мелодий, предложенных учителем (1-2 этап).
Ход работы по развитию двигательной сферы учащихся
Следуя принципу единства художественного и технического, который основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений, овладение которыми является средством для достижения цели, мы использовали:
- игры-упражнения Т.Б. Юдовиной-Гальпериной;
- игры для организации пианистических движений, рекомендуемые И.Э. Сафаровой;
- упражнения А.А. Шмидт-Шкловской (см. Приложение 1).
В работе над упражнениями на развитие правильной осанки мы следили за тем, чтобы не был зажат шейный отдел. Упражнение «Лифтик» помогает при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука», содружественному движению обеих рук (синкинезии). Упражнение «Балерина» помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов (1-2 этап).
Упражнения для крупных мышц дифференцируют их работу, в результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
Пальчиковые игры помогают развить у детей мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения. Все упражнения объединяют в себя речь и движение, ритм и интонацию, все, что уже знакомо детям из их жизненной практики (1 этап).
Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука при фразировке, и пропевание интервалов «дышащей рукой», поэтому мы использовали ряд упражнений, главной целью которых являлось научить ребенка регулировать дыхание (1 этап).
При переходе к игровому периоду мы использовали упражнения, рекомендуемые А.А Шмидт-Шкловской (1-2 этап) и систему А.А. Коновалова «доНОТЫши» (1-2 этап).
Характерная особенность «доНОТЫшей» в том, что дети сразу начинают играть на черных клавишах, удобных и легко запоминающихся группах – До#, Ре# - «двойняшках» и Фа#? Cоль#, Ля# - «тройняшках», что обеспечивает наиболее органичное и естественное положение руки на клавиатуре. С первых упражнений дети начинают свободно и уверенно овладевать всей клавиатурой, получать удовольствие от музицирования.
На материале пьес «доНОТЫшей» мы познакомили детей с различными штрихами, открыли «волшебные» возможности фортепиано: педальные эффекты, звучащие обертоны при беззвучно нажатых клавишах, глиссандо и другие. «ДоНОТЫши» помогли в изучении основ аппликатуры и позиционных принципов игры на фортепиано.
Ход работы по эмоциональному развитию учащихся
Реализуя принцип единства эмоционального и сознательного, обусловленного спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия, развитие которого требует осознания эмоциональных впечатлений, вызываемых музыкой; для развития у учащихся способности более тонко и глубоко различать характер музыки, и определять оттенки одного настроения, мы использовали «Словарь признаков характера звучания» (2-3 этап), выполненный в виде карточек, что помогало учащимся четче и яснее выражать свои мысли при прослушивании произведений и способствовало обогащению их словарного запаса.
С целью развития эмоциональной сферы мы так же использовали следующие методы:
- метод «раскраски» звуковых комплексов;
- метод комплексного воздействия музыкального и изобразительного рядов.
Беседы с детьми выявили то, что дети очень любят рисовать, а так как цвет является сильнейшим фактором эмоционального восприятия и способствует лучшему усвоению учебного материала, то в процессе освоения отдельных элементов музыкального языка мы использовали упражнения на «раскраску» звуковых комплексов (звуков, интервалов, регистров).
Мы использовали следующие творческие задания:
- «Семь нот – семь цветов радуги». Сыграть ноты и послушать, какого цвета каждая из них, раскрасить ноты цветами радуги (1 этап).
- «Музыкальное пространство нотного стана». Дорисовать картину на нотном стане так, чтобы на первом плане были земля, вода, на втором росли травка, цветы, на третьем светило солнышко, а на четвертом и пятом синело небо, плыли облака (1 этап).
- «Регистры». Сыграй звуки в разных регистрах и послушай их окраску. Раскрась каждую октаву одним из семи цветов радуги – тем, который ей больше подходит» (1 этап).
Для активизации эмоционального восприятия мы использовали метод, в котором задействованы словесные, цветовые и музыкальные ощущения, рекомендуемый Е.Э. Сугоняевой. Например, при объяснении темы «Лад: мажор и минор» (2 этап), мы рассматривали яркую, солнечную картину К. Моне «Дама в саду» и картину П. Сезанна «Гора святой Виктории», учились различать краски в связи с оттенками настроения и поясняли, что такое настроение называется мажорным. Дальше мы прослушали вальс И. Штрауса и прочитали фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
После обсуждения пришли к выводу, что и в музыке, и в стихотворении, и на картине – мажорное настроение.
Затем мы прочитали другой отрывок того же стихотворения:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Спросили у детей, подходит ли это стихотворение к картинам К. Моне и П. Сезанна. Почему? Объяснили, что в музыке такое настроение называется минорным и сыграли «Адажио» А. Марчелло – И. Баха. В качестве домашнего задания, предложили детям нарисовать красками мажорную и минорную картину на свободную тему и определить лад произведений из своего репертуара.
Использованный нами метод комплексного воздействия звукового, музыкального и изобразительного рядов направлен в первую очередь на развитие ассоциативного мышления ребенка, на способность воспринимать им художественную реальность и понимать своеобразие языка искусства. Продолжая работу в этом направлении, мы рассмотрели и сопоставили следующие образцы музыкального и художественного искусства (2-3 этап):
Музыка |
Живопись |
---|---|
Л. Боккерини. Менуэт |
Н. Ланкре. Танцовщица Комарго» Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И. Нелидовой |
Р. Шуман. Смелый наездник |
Т. Жерико. Скачки в Эпсоме |
П.И. Чайковский. Хор девушек из оперы Евгений Онегин» |
А.Я. Головин. Хоровод |
К. Дебюсси. Лунный свет |
А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре |
П.И. Чайковский. «Февраль» («Масленица») из «Времен года» |
В. И. Суриков. Взятие снежного городка |
Н.А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» |
М.А. Врубель. Царевна - Лебедь |
Эмоциональная отзывчивость детей развивалась в процессе всего эксперимента. На творческие задания откликалось большинство учащихся. Дети были заинтересованы в выполнении таких заданий.
Весь процесс обучения в ходе проведения эксперимента был подчинен воспитанию культуры внимания у учащихся. Выполнение заданий требовало от учащихся постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Предлагая то или иное задание, мы старались исходить из уровня развития индивидуальных способностей каждого учащегося. Следует отметить, что дети занимались с радостью и интересом. Создаваемая ситуация «успеха», когда ребенок вне зависимости от результатов его успеваемости на других предметах на уроке специального фортепиано мог реализовать свои индивидуальные возможности, создавала особую мотивацию у учащихся.
(Образные обозначения и характеристики интервалов и характеристики звучания интервалов см. в Приложении 2)