Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5–11-х классов с учетом возрастных особенностей

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции учащихся. Другое дело, когда внедрение этих методов направлено на то, чтобы с их помощью объективно провести диагностику, выявить причины отдельных недостатков обучения с целью их коррекции, реализовать более эффективно ре­шение тех или иных дидактических и методических задач.

Для того чтобы работа преподавателя и деятельность испытуемых при  тестировании были наиболее эффективными, следует руководствоваться соответствующими рекомендациями отечественных и зарубежных психологов.

Особое внимание здесь следует уделить теории развития личности в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Взгляды Л.С. Выготского на проблему возраста, соотношение обучения и развития, его учение о "зоне ближайшего развития" должны учитывать не только разработчики тестов, но и непосредственные исполнители. Не должны остаться в стороне и такие положения его теории, как учение о внутреннем единстве интеллекта и эмоций, идеи о характере взаимосвязи воли с выс­шими психическими процессами и ряд других аспектов.

При проведении тестирования одним из определяющих является принцип деятельности с его системообразующей основой. При руководстве данным принципом особое внимание надо уделить трем его аспектам:

  • характеру взаимодействия личности и ситуации;
  • различным видам деятельности испытуемого при выполнении заданий;
  • особенностям мышления человека, исходя из его возрастной периодизации.

Для наиболее полной характеристики полученных результатов тестирования полезно учитывать научные положения Курта Левина о взаимодействии личности и ситуации, понимая под ситуацией актуальное окружение живого организма, определяющее в данный момент его поведение. Согласно этим положениям, поведение человека (а следовательно, и его деятельность) как форма проявления его активности определяется двумя факторами: свойствами личности и особенностями ситуации. В одних случаях свойства личности довлеют над ситуацией, в других наблюдается обратный процесс. Однако для объективной оценки личности необходимо рассмотреть такую ее деятельность, при которой эти компоненты были бы адекватны между собой. Это требует всестороннего и комплексного учета характерных особенностей, признаков и качественных показателей тестирования.

При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Так, у учащихся 5 – 6-х классов формируется теоретическое мышление, наблюдается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Поэтому для этого возраста важным является форма подачи учебного материала.

С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа, в которых ученики выбирают правильный ответ из двух предложенных. При составлении тестов к ряду заданий целесообразно приводить чертежи, рисунки, схемы.

Так как тестовая форма контроля знаний для учащихся пятых классов является новой формой проверки и оценки результатов обучения, то тестовые задания должны быть представлены на бумажном носителе. Перед первым проведением тестирования ученикам необходимо объяснить, что собой представляет тестирование и дать подробную инструкцию к выполнению тестовых заданий. Она может быть, например, такой:

«Вам уже известны такие формы контроля знаний как контрольная, самостоятельная  работа, устный опрос, но существует и еще одна форма, новая для вас, которая называется тестовая. Тест – одно из средств проверки и оценки результатов обучения (учитель показывает бланк с тестовыми заданиями).

  1. Для тестирования необходимо иметь ручку.
  2. Для начала нужно заполнить графы с личными данными.
  3. При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительной литературой.
  4. Выбирая ответ, который представляется наиболее правильным, нужно около него поставить галочку.
  5. Если был выбран не тот номер ответа, надо зачеркнуть неправильный ответ и поставить галочку около другого варианта ответа.
  6. Не нужно долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, переходите к следующему заданию. Если останется время, можно вернуться к заданию, вызвавшему затруднение, потом.
  7. Со всеми вопросами обращаться к учителю, подняв руку.
  8. На выполнение теста отводится 10 минут (конкретное время задается учителем в зависимости от теста, уровня знаний класса и пр.).

За несколько минут до окончания теста, учитель обязан предупредить учащихся о необходимости закончить работу.

Для учащихся 6-х классов тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных и представлены на бумажном носителе, а спустя время на компьютере. Тестовые задания также должны содержать чертежи, рисунки, схемы.

В возрасте 13 – 15-ти лет (учащиеся 7 – 9-х классов) стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости учащихся. Однако это не свидетельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так, возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных рассуждениях.

Исходя из указанных особенностей учеников 7 – 9-х классов, можно сказать, что для учащихся этого возраста тестовые задания должны быть, как правило, заданиями закрытого типа – с выбором правильного ответа из четырех предложенных, на восстановление соответствия и на установления правильной последовательности, а также могут быть использованы задания открытого типа. Вопросы к тестовым заданиям должны быть коротко и четко изложены, в ряде случаев могут прилагаться чертежи.

Перед первым проведением тестирования с тестовыми заданиями  на восстановление соответствия и установления правильной последовательности учащимся необходимо дать подробную инструкцию к выполнению этих заданий.

Все тестовые задания для учащихся 7 – 9-х классов должны быть представлены и выполнены на компьютере.

В возрасте 16 – 17-ти лет (учащиеся 10 – 11-х классов) идет лишь совершенствования всех процессов, поскольку основное развитие произошло до старшего школьного возраста.

Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому весьма сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школьников младших и средних классов ведущим фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала.

В этом возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Развитие памяти в старших классов связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т.е. приемов способствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выделение опорной информации и т.п.).

Таким образом, тестовые задания для учащихся 10 – 11-х классов могут быть как заданиями закрытого, так и открытого типа всех видов. Все тестовые задания должны быть представлены на компьютере, а вопросы к тестовым заданиям должны быть коротко и четко изложены. Особое внимание следует обратить на то, чтобы тест отвечал требованиям теста, предлагаемого для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ).