Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Ход урока

Организационный момент (эмоциональный настрой)

Назовите  оболочки Земли. (Атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера)

  • Что знаете об атмосфере, для чего она нужна?
  • Из чего состоит гидросфера?
  • А атмосфера? (Из воздуха)

Обнаружение воздуха

У: Каким способом можно доказать, что воздух не пустое место? Что он вообще существует?

Д: резко вдохнуть. В носу чувствуем ветерок. Помахать тетрадкой перед лицом, тоже чувствуем движение воздуха.

Выявление ресурсов

У: Знаем, что воздух есть и он всегда вокруг нас, что еще хотелось бы вам узнать о нем, чтобы получить ясную картину?

Д:  КАКОЙ он, его свойства.

У: Воздух обнаружили, но я не вижу его. Почему?

Д: Воздух прозрачный, бесцветный.

Объяснение

У: А как это объяснить – прозрачный, как понять?  Футляр от диска тоже прозрачный. Я вижу сквозь него!  Посмотрите сквозь прозрачное зеленое стекло на  Олю, через красное прозрачное стекло. А теперь сквозь воздух.

Д: Воздух не меняет цвет предметов, если смотрим сквозь него, в отличие от цветного прозрачного стекла. Красное стекло прозрачное, но не бесцветное. Если сквозь него смотришь, всё становится красным. А воздух и прозрачный и бесцветный.

«границы» -  «управление»

У: Скажите, как можем изменить прозрачность воздуха?

Д: Когда в воздухе «висит» пыль, когда туман или дым – прозрачность уменьшается, после дождя – прозрачность увеличивается.

У: Почему  пыль не падает?... (опять «обнаружение» нового явления)

Д: Что-то не дает им упасть.

У: Подумайте, что?

Д: Каждую пылинку держат частицы воздуха, подталкивают её со всех сторон.

У: Но в итоге пыль все же куда- то денется? (определяем границы во времени)

Д: Осядет на предметы, на пол.

У: А что её заставляет оседать?

Д: Сила притяжения к Земле.

У: Полезно для здоровья дышать пылью?

Д:  Нет!

Управление явлением

У: Как же от нее побыстрее избавиться? Пылинки летают медленно в воздухе, значит какие они?

Д:  Легкие – надо их утяжелить.

У: Чем?

Д: Водой из распылителя.

У:  Пыль на потолке налипла, что с ней сделала лампа Чижевского, намазала клеем?

Д: Нет, наэлектризовала.

У: Видите, можно и таким способом управлять пылью. Что ещё можно сделать, чтобы не дышать пылью?

Д: Профильтровать воздух.

У: А как? Через полиэтиленовый пакет – подойдет?

Д: Нет, через него воздух не проходит.

У: Почему?

Д: Все дело в строении молекул полиэтилена.

У: Изобразите в парах молекулы полиэтилена, чтобы стало понятно – тут воздух не пройдет. (Дети крепко обнимают друг друга)

У: А через что можно профильтровать воздух, чтобы очистить его от пыли?

Д: Через несколько слоёв марли, через воду, через мокрую тряпочку.

Демонстрация опыта с бутылкой

Пустую бутылку, заткнутую пробкой, нагреваем (поливаем горячей водой).

Обнаружение свойства воздуха

У: С чего это вдруг пробка стала вылезать наружу?

Д: Что–то ее выталкивает…

У:  Но в прозрачной бутылке Хоттабыча нет. Тогда – что?

Д: Воздух.

У: Но стояла же она до этого с воздухом, закрытая пробкой и не шалила!

Объяснение

Д: Нагрели бутылку. Нагрелся воздух и вытолкивает пробку, ему стало тесно! Воздух при нагревании расширяется! 

У: Ещё один опыт с шариком. «обнаружение» Сжимаю его, а он сопротивляется, пружинит. Почему? Какое свойство увидели?

Д: Упругость.

У: Почему  шарик принимают прежнюю форму?

Д: Воздух в шарике давит во все стороны и расправляет шарик.

У: При каких обстоятельствах воздух не может обладать этим свойством? (управление явлением)

Д: Когда шарик выносишь на мороз, он сморщивается, потому что воздух при охлаждении сжимается и уже не может давить на стенки шарика.

У: На праздниках все видели летящие в небе воздушные шары, а почему это мой шар не летит вверх, как только его отпускаю?

Д: шары наполнены не воздухом, а чем–то легким, чтобы они могли взлететь.

У: «Легкий – тяжелый». Какую величину мы можем сравнить таким образом?

Д: Массу, вес. Воздух имеет ВЕС.

У: Какие сказочные средства передвижения по воздуху помните?

Д: Карлсон, ковер – самолет, ступа.

У: Какой самый нереальный и неправдоподобный способ передвижения можете обозначить из указанных выше?

Д: Ступа.

У: Как еще называют пропеллер Карлсона, вертолета?

Д: ВИНТ.

У: Какие еще винтики знаете? (Связь с другими явлениями) Как винт действует?

Д: Ввинчиваются, вкручиваются в дерево, стену.

У: Посмотрите на винт пропеллера. А он во что ввинчивается?

Д: В воздух.

У: Итак, какие свойства воздуха мы с вами сегодня обнаружили?

Д:  Прозрачность, бесцветность, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес. За воздух можно держаться, опираться на него при полёте.

У: Мы с вами сегодня наблюдали разные явления, связанные с воздухом,  объясняли их, придумывали, как можно этими явлениями управлять. Я задавала вам вопросы, связанные с явлениями. А в следующий раз вопросы вы будете задавать сами. И мы все вместе будем на них отвечать. А потом подумаем, как и где можно применить эти знания, что можно изобрести на их основе.

Домашнее задание

Попробовать усовершенствовать воздушный транспорт бабы Яги – ступу.