Цель: Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Ход урока
Организационный момент (эмоциональный настрой)
Назовите оболочки Земли. (Атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера)
- Что знаете об атмосфере, для чего она нужна?
- Из чего состоит гидросфера?
- А атмосфера? (Из воздуха)
Обнаружение воздуха
У: Каким способом можно доказать, что воздух не пустое место? Что он вообще существует?
Д: резко вдохнуть. В носу чувствуем ветерок. Помахать тетрадкой перед лицом, тоже чувствуем движение воздуха.
Выявление ресурсов
У: Знаем, что воздух есть и он всегда вокруг нас, что еще хотелось бы вам узнать о нем, чтобы получить ясную картину?
Д: КАКОЙ он, его свойства.
У: Воздух обнаружили, но я не вижу его. Почему?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный.
Объяснение
У: А как это объяснить – прозрачный, как понять? Футляр от диска тоже прозрачный. Я вижу сквозь него! Посмотрите сквозь прозрачное зеленое стекло на Олю, через красное прозрачное стекло. А теперь сквозь воздух.
Д: Воздух не меняет цвет предметов, если смотрим сквозь него, в отличие от цветного прозрачного стекла. Красное стекло прозрачное, но не бесцветное. Если сквозь него смотришь, всё становится красным. А воздух и прозрачный и бесцветный.
«границы» - «управление»
У: Скажите, как можем изменить прозрачность воздуха?
Д: Когда в воздухе «висит» пыль, когда туман или дым – прозрачность уменьшается, после дождя – прозрачность увеличивается.
У: Почему пыль не падает?... (опять «обнаружение» нового явления)
Д: Что-то не дает им упасть.
У: Подумайте, что?
Д: Каждую пылинку держат частицы воздуха, подталкивают её со всех сторон.
У: Но в итоге пыль все же куда- то денется? (определяем границы во времени)
Д: Осядет на предметы, на пол.
У: А что её заставляет оседать?
Д: Сила притяжения к Земле.
У: Полезно для здоровья дышать пылью?
Д: Нет!
Управление явлением
У: Как же от нее побыстрее избавиться? Пылинки летают медленно в воздухе, значит какие они?
Д: Легкие – надо их утяжелить.
У: Чем?
Д: Водой из распылителя.
У: Пыль на потолке налипла, что с ней сделала лампа Чижевского, намазала клеем?
Д: Нет, наэлектризовала.
У: Видите, можно и таким способом управлять пылью. Что ещё можно сделать, чтобы не дышать пылью?
Д: Профильтровать воздух.
У: А как? Через полиэтиленовый пакет – подойдет?
Д: Нет, через него воздух не проходит.
У: Почему?
Д: Все дело в строении молекул полиэтилена.
У: Изобразите в парах молекулы полиэтилена, чтобы стало понятно – тут воздух не пройдет. (Дети крепко обнимают друг друга)
У: А через что можно профильтровать воздух, чтобы очистить его от пыли?
Д: Через несколько слоёв марли, через воду, через мокрую тряпочку.
Демонстрация опыта с бутылкой
Пустую бутылку, заткнутую пробкой, нагреваем (поливаем горячей водой).
Обнаружение свойства воздуха
У: С чего это вдруг пробка стала вылезать наружу?
Д: Что–то ее выталкивает…
У: Но в прозрачной бутылке Хоттабыча нет. Тогда – что?
Д: Воздух.
У: Но стояла же она до этого с воздухом, закрытая пробкой и не шалила!
Объяснение
Д: Нагрели бутылку. Нагрелся воздух и вытолкивает пробку, ему стало тесно! Воздух при нагревании расширяется!
У: Ещё один опыт с шариком. «обнаружение» Сжимаю его, а он сопротивляется, пружинит. Почему? Какое свойство увидели?
Д: Упругость.
У: Почему шарик принимают прежнюю форму?
Д: Воздух в шарике давит во все стороны и расправляет шарик.
У: При каких обстоятельствах воздух не может обладать этим свойством? (управление явлением)
Д: Когда шарик выносишь на мороз, он сморщивается, потому что воздух при охлаждении сжимается и уже не может давить на стенки шарика.
У: На праздниках все видели летящие в небе воздушные шары, а почему это мой шар не летит вверх, как только его отпускаю?
Д: шары наполнены не воздухом, а чем–то легким, чтобы они могли взлететь.
У: «Легкий – тяжелый». Какую величину мы можем сравнить таким образом?
Д: Массу, вес. Воздух имеет ВЕС.
У: Какие сказочные средства передвижения по воздуху помните?
Д: Карлсон, ковер – самолет, ступа.
У: Какой самый нереальный и неправдоподобный способ передвижения можете обозначить из указанных выше?
Д: Ступа.
У: Как еще называют пропеллер Карлсона, вертолета?
Д: ВИНТ.
У: Какие еще винтики знаете? (Связь с другими явлениями) Как винт действует?
Д: Ввинчиваются, вкручиваются в дерево, стену.
У: Посмотрите на винт пропеллера. А он во что ввинчивается?
Д: В воздух.
У: Итак, какие свойства воздуха мы с вами сегодня обнаружили?
Д: Прозрачность, бесцветность, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес. За воздух можно держаться, опираться на него при полёте.
У: Мы с вами сегодня наблюдали разные явления, связанные с воздухом, объясняли их, придумывали, как можно этими явлениями управлять. Я задавала вам вопросы, связанные с явлениями. А в следующий раз вопросы вы будете задавать сами. И мы все вместе будем на них отвечать. А потом подумаем, как и где можно применить эти знания, что можно изобрести на их основе.
Домашнее задание
Попробовать усовершенствовать воздушный транспорт бабы Яги – ступу.