В связи с кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества перед народным образованием стоят задачи, связанные с реализацией новых целей и ценностных ориентиров. Эти ориентиры опубликованы в законе РФ “Об образовании”. В статье 14 сказано: “Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации”.
С целью создания таких условий Управление образования и молодежной политики нашего района способствует введению новых педагогических технологий, инновационных процессов, классов разноуровневого обучения, осуществлению перехода на вариативное и другие виды обучения.
Разработанная в нашей школе концепция перехода к школе нового типа и модели ученика, соответствующей социальному заказу и ценностям современного общества, предполагает изучение ИКТ со второго класса.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и именно этим определяется его актуальность.
В наши дни трудно представить область человеческой деятельности, где бы не использовалась вычислительная техника. Компьютеры облегчают труд, заполняют досуг, экономят время и сокращают расстояния, считают, пишут, хранят информацию и открывают путь к общению со всем миром через Internet. Сегодня с помощью компьютера создаются художественные произведения, пишется музыка и снимаются кинофильмы. Компьютер превращается из научного инструмента в бытовую технику, а навыками работы с ним овладевают все – от школьников и домохозяек до министров и президентов корпораций.
С чего же начать, и при чем здесь второклашки? А все дело в том, что даже нынешний дошкольник достаточно наслышан о компьютерных мирах. В лексиконе малыша фигурируют файлы, диски, дискеты, и он отлично знает, что за мышь живет в компьютере. Хорошо, если взрослые в семье используют компьютер (если таковой имеется) по назначению. Иначе у ребенка складывается стереотип: компьютер – игрушки (как правило “стрелялки”). Да и живейший обмен информацией с коллегами-малолетками по детсадовской группе этому способствует!
И вот здесь моя задача со знанием психологии этого возраста приложить все усилия, для того, чтобы разрушить стереотип, если он уже сложился, и не допустить его возникновения, когда его нет. В реалиях нашего бытия воспитание нормального, правильного отношения к компьютеру оказывается важнейшим компонентом формирования личности ребенка.
Доступных программных средств для этого предостаточно. Если, к примеру, ребенок научится рисовать в графическом редакторе или создавать графические композиции в текстовом процессоре Microsoft Word, мультики – средствами Power Point, то работа за компьютером превратится для него в увлекательный творческий процесс.
Да и компьютерные игры ведь разные. Есть масса полезных развивающих сред, прошедших медико-педагогическую экспертизу. И ЛОГО, и Роботландия, и “Черепашки”, и “Кенгуренки” и среда “Пролог Д” и т.п. способствуют развитию логического и операционного мышления, творческих способностей детей без ущерба духовным и нравственным основам личности.
Итак -
- Налицо констатация факта, что компьютер в современном обществе – данность, с которой оно, общество, обязано считаться.
- Хотим мы этого или не хотим, компьютер представляет для детей живейший интерес, и задача школы, и начальной школы в первую очередь, вместе с родителями направить его в правильное русло.
- Использование компьютера на уроках информатики в начальной школе – насущная необходимость.
Учащиеся начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о компьютере и компьютерных программах. Моя задача, как учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач.
Данная педагогическая система рассматривает цели, задачи, содержание и особенности преподавания информатики в начальной школе. Новизна ее в том, что значительное место в ней отводится проблеме применения ИКТ на уроках информатики. В качестве развивающей компьютерной среды подробно рассматриваются Алгоритмические исполнители “Кенгуренок” и “Пылесосик”, программа “Информатика”. Описано применение на уроках в начальной школе MS WORD, MS EXCEL, MS PAINT, дидактического материала РИРО (Маркина М.А. Преподавание информатики в начальной школе.: Учеб. пособ./Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2005. – 45 с.)
Гипотеза – процесс обучения младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
1) его использование оптимизирует деятельность учителя;
2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика.
Цели и задачи курса:
Цель развитие творческого мышления школьников
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
I. Сформировать у учащихся
систему комплексных знаний и, с учетом
предметной специфики,
учебно-логические умения, необходимые для их
приобретения:
умение наблюдать;
умение выделять главное;
умение находить связи и зависимости;
умение выявлять закономерности;
умение систематизировать;
умение определять и объяснять понятия;
и др.
информационную культуру,
мышление и связанные с ними
приемы умственных действий:
анализ,
синтез,
сравнение,
абстрагирование,
обобщение
умение работать с понятиями:
находить признаки;
обобщать;
классифицировать;
проводить аналогии и т.д.
II. Развивать
познавательный интерес к предмету;
речевую деятельность ученика,
общие и специальные способности:
самостоятельность,
сотрудничество,
творческие силы.
Структура курса (Приложение 1)
Содержание курса информатики в начальном
обучении (Приложение 2)
Теоретическое обоснование (Приложение
3)
Классификационные параметры (Приложение
4)
Концептуальная основа преподавания.
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- Гуманистический смысл технологии состоит в развитии творческого потенциала учащихся и поддержании у учащихся состояния психологического комфорта при общении с компьютером
Технология построения учебного процесса.
Внедрение компьютера в школу открывает новые возможности в решении важной педагогической проблемы – развитие творческих способностей. На традиционном уроке предлагаю учащимся разнообразные игры. Однако возникает сложность вовлечь в игру всех учеников, проконтролировать их действия. Использование же компьютерных дидактических игр помогает мне в преодолении этих трудностей. Программные продукты для начальной школы дают поддержку начального этапа обучения. Выделю несколько направлений использования мною компьютеров на уроке:
- формирование элементарных навыков пользователя ЭВМ,
- создание развивающей среды обучения,
- формирование осознанного навыка чтения и счета,
- использование материала компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.
- Использование компьютера создает ряд преимуществ как для учителя, так и для ученика.
Для учителя:
- экономия времени на подготовку к уроку (не нужно готовить раздаточный материал);
- улучшение организации урока (раздаточный материал всегда имеется в достаточном количестве, его нельзя уронить, потерять, помять и т.д.);
- контроль действий каждого учащегося в процессе работы с компьютером;
- возможность в любой момент отредактировать предлагаемый учащемуся материал;
- возможность включить учащихся в коллективную деятельность в парах, тройках.
Для ученика:
- каждый может работать самостоятельно с оптимальной для него скоростью;
- действия учащегося являются материализованными, он наглядно видит процесс и результат своей работы;
- как следствие - повышение интереса к работе;
- работа в микро коллективах: поскольку учащихся, как правило, больше, чем компьютеров в классе, часто требуется образование групп учащихся, решающих общую задачу.
Итак: первая особенность преподавания информатики в начальной школе – поддержка курса обучения.
Вторая особенность преподавания информатики в начальной школе – смена вида деятельности из-за неумения детей долго сосредотачиваться на одном упражнении. Эту проблему можно решать с помощью устной работы на уроке информатики. Ей отведено большое место, потому что в это время можно и нужно подготовить детей к работе на компьютере, развить их внимание, проверить знания и навыки, уделить время развитию логического и алгоритмического мышления.
Третья особенность – забота о здоровье детей (уроки информатики проходят в компьютерном классе). Уроки предполагают строго дозированную работу за компьютером. В частности в 1 классе – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут (в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями и нормами). Кроме того, в начальной школе на каждом уроке я провожу физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.
Использование компьютерных заданий является одним из компонентов учебного процесса и применяю я их там, где это целесообразно. Определяю:
- какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
- какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
- какие уроки целесообразно делать компьютерными;
- как организовать компьютерные занятия.
Я выделяю следующие этапы разработки применения компьютерных заданий:
- Выбор учебного предмета или конкретного его раздела.
- Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
- Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
- Выбор программных средств для разработки заданий.
- Разработка компьютерных заданий с использованием программных средств.
- Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
- Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.
Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса.
Уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.
К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:
- правила ТБ при работе с компьютером;
- понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", "значок", "графический редактор";
- что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь";
- основные инструменты текстового редактора;
- основные инструменты графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
- использовать манипулятор "мышь";
- работать с командами открыть и закрыть меню файл;
- создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.
В технологии обучения реализуются общепринятые дидактические принципы.
- Научность.
- Последовательность.
- Сознательность усвоения.
- Доступность обучения
Реализуется через многоуровневую по сложности работу. Активность обучаемого с учетом возрастных особенностей обучаемого.
- Наглядность.
- Прочность и системность знаний.
- Индивидуальный подход.
- Коллективность в обучении.
- Связь теории с практикой.
- Эффективность обучения.
Формы контроля в процессе усвоения
Для определения результативности обучения, обобщения и систематизации знаний и умений по теме или разделу я использую различные формы контроля:
- Тесты, самостоятельные и практические работы, контрольные работы;
Самостоятельная работа или тест включают в себя задания, обобщающие материал по изученной теме.
Устный или письменный опрос проводятся после изучения теории.
- Творческие работы;
Творческие работы целесообразно проводить по тем темам, где учащиеся должны демонстрировать способность применять полученные знания в новых условиях.
Например, результатом освоения текстового и графического редактора может быть выполнение творческой работы “Напиши письмо другу”. Для такой творческой работы может быть предложено следующее задание:
Создать макет конверта:
- Расположить текст так, чтобы эффективно использовать объем листа;
- Подобрать соответствующий шрифт;
- Оформить макет конверта графической иллюстрацией.
Среди основных проблем, которые стоят передо мной как учителем информатики, можно выделить:
- Постоянное обновление курса информатики новыми материалами;
- Дальнейшее совершенствование методической базы преподавания предмета.
О результативности работы по программе свидетельствуют данные отслеживания уровня успеваемости учащихся.
Анализ уровня успеваемости показывает, что средний процент успеваемости достаточно высок.
Заключение
Многие годы основное назначение начальной школы состояло в том, чтобы дать детям навыки письма, чтения, счета, познания окружающего мира. Введение системы полного среднего образования по-новому поставило этот вопрос, поскольку начальная школа должна выполнять функции внутри целостной системы среднего образования.
Акцент в содержании начального образования должен сместиться с обучения собственно письму, чтению, счету на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.
Такая постановка проблемы не нова. Существует целая наука “Матетика”, задачей которой является изучение и разработка методики приобретения знаний из той или иной предметной области. Задача педагога - "учить учиться". Учитель обязан передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. И эта методика обучения должна внедряться в школе с начального образования.
Появление новых информационных технологий вносит новый элемент в содержание образования, начального образования в частности. Знание основ информатики и вычислительной техники, умение использовать компьютер становятся необходимыми каждому человеку, т.е. общеобразовательными.
Играя с компьютером, ученик помимо своего желания осваивает наиболее типичные формы взаимодействия с машиной, у него формируются навыки пользователя ЭВМ. Если игра будет при этом естественно включена в учебный процесс, то овладение компьютерной грамотностью будет способствовать повышению качества образования.
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его активной личной деятельности.
Ведущей идеей, которая должна быть реализована в методике преподавания информатики в начальной школе – является идея развивающего обучения, стимулирование интереса к познавательной деятельности, выработка навыков приобретения нового знания на основе приобретенных ранее знаний и умений. Важнейшим моментом такой методики является терпеливое, осторожное направление ребенка на стезю анализа и самоанализа своих действий и поступков, что должно способствовать не только развитию логического и операционного мышления, но и формированию развитой творческой личности учащегося.