Литературное чтение. Урок-исследование "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведений о природе Н.Сладкова «Лесные спаленки», «Почему ноябрь пегий?»"

Разделы: Начальная школа


ЗАДАЧИ:

  • расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах речи (синонимы, сравнения, противопоставление, образные выражения);
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать умения различать литературные произведения;
  • расширить представления о сказках – объяснениях;
  • учить анализировать смысл названия текста;
  • воспринимать и понимать образный смысл выражений, пословиц;
  • тренировать навыки выразительного чтения (выборочно, по схеме);
  • учить детей делать выводы;
  • развивать речь учащихся, наблюдательность;
  • учить выделять основное в тексте;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству, бережное отношение к природе, самостоятельность, активность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • портрет Н. Сладкова, книги Н. Сладкова, словарь Ожегова, рисунки;
  • карточки для игр, парной работы;
  • работы с текстами, пословицами, с темой урока.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в удивительную страну. Её населяют удивительные жители. Они сильные, смелые, добрые, ласковые. Они всегда ждут доброго отношения к себе. Все у нас есть для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть и голова, чтобы все понимать и проникать в тайны этой страны.

Мы с вами будем исследовать эту удивительную страну. Наша смекалка, сообразительность, наше желание проникать в тайны литературы помогут узнать, как называется эта страна, и что нового и интересного мы узнаем сегодня.

Выберем эпиграф урока. Перед вами две карточки, на которых написаны мудрые изречения – пословицы. Выберете одну карточку с пословицей, которая точно выражает на ваш взгляд тему и настроение урока.

Эпиграфы:

Испокон века книга растит человека.
Кто говорит доброе, тот сеет добро, кто слушает – собирает.

II. Работа над развитием речи.

Учитель: Народная мудрость гласит:

Возьму книгу в руки – не будет скуки.

1. Чтецкая 5 – минутка.

Учитель предлагает детям самостоятельно прочесть тексты на карточках.

2. Парная работа по плану.

Учитель обращает внимание детей на план, который обозначен на доске. Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанном тексте, используя пункты плана.

ПЛАН:

  1. Назовите автора текста
  2. Определите жанр произведения (рассказ, сказка, стихотворение, басня)
  3. О чем текст?
  4. Что особенно понравилось или запомнилось?

3. Выводы.

Учитель: О чем вы прочитали?

- Верно, вы сейчас прочитали о той удивительной стране, которую мы с вами будем исследовать.

Встречи там неожиданны, знакомства негаданны. Голоса звучат неслыханные, краски горят невиданные. А уж загадки там - на каждом шагу. А лежит та страна не морями, не за горами, а рядышком – за городом. Лес, роща, луг, речка, поле – это и есть та удивительная страна, которая называется родной природой. И ждут нас там хорошие знакомые и удивительные открытия.

Учитель объявляет часть темы урока и выставляет карточку “О природе”.

III. Повторение изученного.

Повторенье – мать ученья.

1. Игра “Главные слова”.

Учитель дает задание детям: по трем опорным словам определить автора и название произведения.

Заяц, Сорока, Белка (Н. Сладков “Званый гость”)
Медвежонок, Гриб, Лягушка (Н. Сладков “Неслух”)
Муравьишка, Гусеница, Кузнечик (В. Бианки “Приключения Муравьишки”)
Бобр, дровишки, печка (Н. Сладков “Склад бобра”)

2. Игра “4-е лишнее”.

Учитель: ребята, определите 4 –е лишнее. Почему вы так думаете?

4-е лишнее: В. Бианки “Приключения Муравьишки”.

Учитель дополняет часть темы урока, выставляя карточку на доску “Н. Сладков”.

ВЫВОД: все произведения, которые упоминаются в игре “4-е лишнее” написал Н. Сладков, а “Приключения Муравьишки” В. Бианки.

3. Определение темы урока Н. Сладков “О природе”.

IV. Работа по теме урока.

Была бы охота – будет ладиться и работа.

1. Исследование текста Н. Сладкова “Почему ноябрь пегий?”

Учитель предлагает детям прочитать текст с целью соответствия заголовка с содержанием.

2. Беседа по первичному восприятию.

- Почему ноябрь пегий?
- С кем из героев текста вы согласны?
- В чем поддерживаете автора?

3. Выборочное чтение.

Учитель просит прочесть ту часть текста, где говорится о том, что требовал заяц? О чем просит куропатка? Медведь? Чего не хотели волки? Как двигалась туча?

4. Словарно – лексическая работа.

Учитель спрашивает учеников, как они понимают значение слова “пегий”. После объяснений учащихся учитель читает сведения из “Толкового словаря” Ожегова.

Пегий – о масти животных, об оперении птиц, пятнистый, пестрый. Например - пегая лошадка, пегий голубь.

5. Исследование языковой структуры текста.

Учитель: каков жанр этого произведения?

- Какие глаголы использует автор для усиления действий? (заверещит, закричала, заворчала, завыли).
- Назовите противопоставления. (То вперед, то назад. То ясно, то пасмурно. То снег, то дождь).

6. Чтение по ролям.

Автор, заяц, куропатка, медведь, волк.

V. Закрепление изученного.

Умную речь хорошо и слушать.

1. Беседа с учащимися.

- Какие произведения написаны Н. Сладковым, кроме сказки?
- Какой рассказ читали дома?
- О чем этот текст?

Чем интересен рассказ “Лесные спаленки”?

2. Чтение по схеме

Учитель показывает иллюстрации, выполненные учащимися, и просит учеников соотнести рисунок с отрывком из рассказа “Лесные спаленки”.

Белка – медведь – лисица – белка-летяга – синичка – бобр.

3. Словесное рисование.

Ученики рассказывают о желаемом рисунке, используя наводящие вопросы учителя.

- Что хочешь изобразить?
- В центре, слева, справа, вблизи, вдали?
- Какие краски используешь?

VI. Обобщение.

Один ум хорошо, а два лучше.

1. Парная работа.

Учитель раздает детям карточки, в которых нужно дополнить предложение или подчеркнуть верные ответы. По окончании один представитель от группы зачитывает ответы.

1-я группа: В рассказе Н. Сладкова говорится о том,( как животные зимуют). Писатель использует сравнения:( лисица- подкова, берлога медведя – перина и подушка). Интересным делают рассказ образные выражения (живет – не тужит, в тесноте да не в обиде)

2-я группа: “Почему ноябрь пегий?” Это – (рассказ, сказка, так как животные разговаривают). Синонимы (заверещит – закричала - заворчал – завыли) делают сказку более интересной, описание животных более точным. Н. Сладков также придумал противопоставления (то вперед, то назад; то снег, то дождь).

3-я группа: Творчество писателя. Мы читали произведения о природе( В. Бианки, В. Осеевой, Н. Сладкова, Ш. Перро, К. Паустовского). Нам понравился рассказ “Лесные спаленки”, потому что (интересно описывается ,как зимуют медведь и бобр). Автор – человек (добрый, сердитый, умный, наблюдательный, ленивый). Он любит (природу, зверей, птиц, путешествия), умеет рассказать (интересно, по-доброму, с юмором).

VII. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Ученику - удача, учителю – радость.

Учитель: Ребята, вспомните эпиграф, выбранный вами в начале урока, и поделитесь своими размышлениями о соответствии эпиграфа и темы урока с товарищем по парте.

- Из каких источников вы бы хотели побольше узнать о природе?

Учащиеся выходят к доске и прикрепляют фишки к одному из определений.

КНИГА ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИРОДА

Учитель делает вывод о том, что большинство детей хотят исследовать природу, читая книги и путешествуя.