Цели:
1. Развивать умение воспринимать содержание
репродукции картины, её композицию, детали и
навыки точного употребления слов и
словосочетаний;
2. Способствовать развитию связной речи и
расширить литературный кругозор детей;
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к
героическому прошлому нашей Родины.
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”, слайды рисунков и текстов, опорные слова и словосочетания, орфографические словари П.И. Грушникова, толковый словарь Е. Леоновича.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Широка и необъятна земля русская. Лесами и реками богата она. Но воевать приходилось часто. То с юга, то с севера. То с запада ждали нападения. И всегда мечтал русский народ о богатырях, которые защитят родную землю от врага, и слагал о них песни. Былины. А какие вы знаете былины, прославляющие русских богатырей?
Дети. “Добрыня Никитич”, “Исцеление Ильи Муромца”, “Добрыня и змей”, “Илья Муромец и Соловей – разбойник”.
Учитель. Назовите героев этих произведений.
Дети. Илья Муромец и Добрыня Никитич.
Учитель. А еще?
Дети. Алеша Попович.
Учитель. Поэты пишут стихи, , а народ слагает былины и сказания, в которых воспевают силу, мудрость и красоту русского народа. А что могут художники?
Дети. Они пишут картины.
Учитель. Вашему вниманию я хочу предложить репродукцию картины художника Виктора Васнецова “Богатыри”.
Слайд 1. На экране появляется изображение картины В.Васнецова “Богатыри”
III. Подготовка к восприятию картины.
Чтение исторической справки.
Слайд 2. На экране появляется портрет художника Виктора Васнецова и текст: “ Эту картину художник писал 17 лет”.
Учитель. Очевидно, художнику было трудно представить далекое прошлое нашей Родины, жестокие, кровопролитные битвы, которые развертывались на русских полях, как опустошались и разорялись земли. Но народ воспевал и прославлял в веках мужественных защитников Родины, борцов за её независимость, спокойствие и свободу. И насколько художнику удалось передать, воплотить народное понимание образов богатырей мы попробуем с вами разобраться.
IV. Исследовательская работа.
Учитель. А что можно сказать о числе три? Это число в народном творчестве имеет значение множественности. И поэтому в лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ нашей Родины.
V. Беседа по содержанию картины.
1. Описание русских богатырей.
Учитель. Кого художник изобразил в центре картины и почему?
Дети. В центре картины изображен Илья Муромец. Он богатырь. О нем много былин сложено. Возможно, поэтому.
Учитель. Что можно сказать о чертах лица Ильи Муромца?
Дети. Красивое лицо, зоркие глаза, борода с проседью.
Учитель. А что у него в руках?
Дети. Дубинка.
Учитель. Есть более точное название этого предмета – палица.
Слайд 4. На экране появляется изображение палицы и текст: “Палица – это тяжелая дубинка с утолщенным концом”.
Учитель. А еще?
Дети. Стрелы. Они всегда были у воинов.
Учитель. А в другой руке?
Дети. Щит и длинное копье.
Слайд 5. На экране появляется изображение щита и текст: “Щит – предмет старинного вооружения в виде округлой формы или с углами плоскости для предохранения от ударов и стрел”.
Учитель. Во что одет Илья Муромец?
Дети. В кольчугу, а на голове – шлем.
Слайд 6. На экране появляется изображение кольчуги и текст: “Кольчуга – это старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец из проволоки длиной до 600 метров. Её сворачивали в спираль, которую разрубали по одной стороне. Получались круглые разомкнутые кольца. Половину их сваривали. У оставшихся колец дополнительно расплющивали разъединенные концы и на это место прибивали отверстия для заклепок. Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми и склепывалось. Работа требовала большой точности и умения. Иногда в кольчугу вплетали медные кольца, что придавало ей нарядный вид. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска”.
Слайд 7. На экране появляется изображение шлема и текст: “Шлем – в старину его называли шелом. Он имел науши и бармицу, закрывающие шею”.
Учитель. Какие черты характера просматриваются в его фигуре?
Дети. Храбрость. Мужественность. Бесстрашие. Героизм.
Учитель. А что можно сказать о его коне?
Дети. Он черный по окрасу. Крепкий. Легко держит Илью Муромца. Конь имеет красивую сбрую и уздечку. У коня большая грива. Голову конь слегка наклонил. Прислушивается.
Учитель. Черный – значит вороной. Это слово лучше подходит для описания. Думаю, что вы достаточно подробно описали Илью Муромца. Узнали и много интересного, что обязательно поможет вам лучше представить этого богатыря.
VI. Физминутка (музыкальное сопровождение).
VII. Беседа по содержанию картины (продолжение).
Учитель. А кто находится справа от Ильи Муромца?
Дети. Добрыня Никитич.
Учитель. Это не менее и любимый народом богатырь. Он был искусен в бою, метко стрелял из лука. Любил петь и играл на гуслях. Обратите внимание на его одежду. Отличается ли она от одежды Ильи Муромца?
Дети. Да, он одет богато и нарядно. На нем кольчуга и шлем.
Учитель. А щит?
Дети. Он яркий, по цвету красный.
Учитель. Да, ребята. На нем дорогие княжеские доспехи, нарядные сапоги, а щит из дорогого металла. А какое у него оружие?
Дети. Меч.
Учитель. А почему он наполовину вынут из ножен?
Дети. Богатырь хочет сражаться. Может быть, его что-то насторожило.
Учитель. А что можно сказать о его лице?
Дети. Спокойное, суровое. У него тоже борода.
Учитель. А его конь?
Дети. Белый и стройный. Гордый. Тоже украшен.
Учитель. И наконец наш третий богатырь. А выглядит ли он так же внушительно и величественно, как два других богатыря?
Дети. Нет. Он не такой сильный. Думаю, что молодой, но храбрый и смелый.
Учитель. А его воинские доспехи?
Дети. Они как и у других: кольчуга и шлем. У него лук и стрелы. Думаю, что он, как и другие богатыри, метко стрелял.
Слайд 8. На экране появляется изображение лука и стрел и текст: “Лук и стрелы – обязательная часть воинских доспехов русских богатырей”.
Учитель. А чем он отличается от других богатырей?
Дети. Он без бороды. Значит молодой.
Учитель. Совершенно верно. Он юноша. Его стройная фигура опоясана широким золотым поясом. У него тоже сбоку видны гусли. Очевидно, как и Добрыня, он любил петь и играть. А конь Алеши Поповича?
Дети. Конь небольшой. Рыжий. Он хочет травы пощипать, поэтому наклонил голову. Нарядных украшений на нем не видно.
Учитель. Так удалось ли художнику Васнецову передать народное понимание образов богатырей?
2. Вывод.
Дети. Удалось. Они непобедимы. Богатыри мужественные и сильные.
Учитель. Так какими же качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырем?
Дети. Быть защитником. Бесстрашно сражаться с врагами. Быть мудрым, чтобы победить нападающих.
Учитель. Какое чувство вызывает в целом эта картина?
Дети. Гордость. Веру в победу русского народа. Победа будет на стороне богатырей. Такие три богатыря смогу защитить наш народ.
VIII. Лексико-орфографическая подготовка.
1. Лексическое значение слов:
Слайд 9. На экране появляются слова: “Палица, щит, шлем, кольчуга, лук и стрелы”.
2. Выделение опорных слов и словосочетаний (коллективная работа)
Учитель. Какая часть речи делает нашу речь более яркой, выразительной?
Дети. Часть речи имя прилагательное.
Учитель. Составляя словосочетания, что еще нужно помнить?
Дети. Подлежащее и сказуемое словосочетаниями не являются.
Учитель. Следует учесть и пейзаж, на фоне которого изображены богатыри.
Слайд 10. На экране снова появляется изображение картины В.Васнецова “Богатыри”.
Учитель. Обратите внимание на степь, небо и цвет, выбранный Васнецовым. Желательно использовать слова, значение которых вы видите на слайдах, так как они стали малоупотребительны в речи или имеют другое значение. Но они нужны для характеристики времени, в котором жили богатыри.
3. Проверка составленных словосочетаний.
Низкое небо, холодные тучи, густая трава, широкая степь;
Зоркие глаза, седая борода, суровый взгляд;
Тяжелая палица, острый меч, железная кольчуга, красивый шлем, длинное копье. Лук со стрелами, красный щит, вороной конь.
4. Устное составление описания образов богатырей по плану.
(1-2 рассказа выслушиваются)
План предлагается простой, из трех частей:
- Вступление (название картины, её автор, история создания картины).
- Основная часть (описание образов богатырей с учетом пейзажа природы).
- Заключение (показать свое отношение к картине).
Предлагается памятка:
- Обдумай тему сочинения.
- Определи, о чем следует писать в сочинении.
- Определи главную мысль сочинения.
- Используй свои наблюдения.
- Соблюдай последовательность в изложении мыслей.
Слабым учащимся выдаются карточки с опорными словами.
IX. Написание сочинения учащимися.
Индивидуальная помощь учителя.