Цели:
- Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;
- Усвоение категориального признака фразеологического оборота – устойчивости; учить осознавать метафорический компонент фразеологизма, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам;
- Обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;
- Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;
- Закрепить знания учащихся о “правилах” предложения;
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через использование нестандартных заданий и приёмов.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Мимическая гимнастика:
Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
Подготовка руки.
Запись даты.
2. Синтез слов. Повторение.
- Соберите из отдельных букв слова-понятия
ДОСКА:
- Как данные понятия связаны м/у собой? (Наша
речь состоит из предложений, а предложения из
слов.)
- Верно! Ориентируясь на схему, расскажите, какие
“правила предложения” вы знаете.
ДОСКА:
3. Введение в тему занятия:
- Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.
4. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.
- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на
вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется
по очереди):
У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
- Верно! Если бы мы разложили данные выражения на отдельные слова, то их смысл оказался бы совсем иным, чем тот, который вы предложили, то есть эти предложения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё предложение в целом. Такие предложения употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах.
- Соберите это понятие из отдельных букв, ориентируясь на цифровой код:
ДОСКА:
- Устойчивое сочетание слов.
- Прочитайте, что такое “Фразеологизм”.
- Фразеологизм иначе можно назвать
“фразеологическим оборотом” или “крылатым
выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно
только запомнить и употреблять в своей речи.
5. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:
- Послушайте стихотворения, дополните их
необходимыми фразеологизмами.
- Объясните, когда так говорят. Запишите
Фразеологизм в тетради.
ОТКРЫВАЮ ПО ХОДУ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ
ДОСКА:
У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)
Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)
6. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением:
- Прочитайте фразеологизмы на индивидуальных
карточках.
- За какими картинками они “прячутся”?
ДОСКА:
7. Физминутка
- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):
- Голоден как …(ВОЛК)
- Хитёр как … (ЛИСА)
- Труслив как … (ЗАЯЦ)
- Здоров как … (БЫК)
- Надут как … (ИНДЮК)
- Упрям как … (ОСЁЛ)
8. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):
- Прочитайте фразеологизмы на карточках. Подберите к фразеологизму первого столбика:
- 1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы
- 2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы
9. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Формирование образной речи.
- Прочитайте и объясните фразеологические
обороты, приведённые в справке.
- Прочитайте текст. Замените выделенные слова
фразеологизмами (УСТНО)
После школьных уроков мы устали.
На занятии у логопеда мы сосредоточились.
Работали, не отвлекаясь. Показали,
что в нас развито чувство товарищества. Справка: не хлопая ушами, валились с ног, взяли себя в руки, чувство локтя. |
- Спишите первое предложение. Подчеркните в нём используемый фразеологизм.
10. Итог занятия:
- О каких необычных предложениях мы сегодня
говорили?
- Продолжите начатую мною фразу: “Фразеологизмы
– это….”.
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ