Групповое логопедическое занятие по теме "Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые выражения и слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;
  • Усвоение категориального признака фразеологического оборота – устойчивости; учить осознавать метафорический компонент фразеологизма, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам;
  • Обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;
  • Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;
  • Закрепить знания учащихся о “правилах” предложения;
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через использование нестандартных заданий и приёмов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Мимическая гимнастика:

Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

Подготовка руки.
Запись даты.

2. Синтез слов. Повторение.

- Соберите из отдельных букв слова-понятия

ДОСКА:

- Как данные понятия связаны м/у собой? (Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.)
- Верно! Ориентируясь на схему, расскажите, какие “правила предложения” вы знаете.

ДОСКА:

3. Введение в тему занятия:

- Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.

4. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.

- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

  • У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
  • Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
  • Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)
  • Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
  • Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)
  • Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

- Верно! Если бы мы разложили данные выражения на отдельные слова, то их смысл оказался бы совсем иным, чем тот, который вы предложили, то есть эти предложения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё предложение в целом. Такие предложения употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах.

- Соберите это понятие из отдельных букв, ориентируясь на цифровой код:

ДОСКА:

- Устойчивое сочетание слов.
- Прочитайте, что такое “Фразеологизм”.
- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

5. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:

- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.
- Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.

ОТКРЫВАЮ ПО ХОДУ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ

ДОСКА:

У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)

6. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением:

- Прочитайте фразеологизмы на индивидуальных карточках.
- За какими картинками они “прячутся”?

ДОСКА:

7. Физминутка

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

  • Голоден как …(ВОЛК)
  • Хитёр как … (ЛИСА)
  • Труслив как … (ЗАЯЦ)
  • Здоров как … (БЫК)
  • Надут как … (ИНДЮК)
  • Упрям как … (ОСЁЛ)

8. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):

- Прочитайте фразеологизмы на карточках. Подберите к фразеологизму первого столбика:

  • 1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы
  • 2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы

9. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Формирование образной речи.

- Прочитайте и объясните фразеологические обороты, приведённые в справке.
- Прочитайте текст. Замените выделенные слова фразеологизмами (УСТНО)

После школьных уроков мы устали. На занятии у логопеда мы сосредоточились. Работали, не отвлекаясь. Показали, что в нас развито чувство товарищества.

Справка: не хлопая ушами, валились с ног, взяли себя в руки, чувство локтя.

 - Спишите первое предложение. Подчеркните в нём используемый фразеологизм.

10. Итог занятия:

- О каких необычных предложениях мы сегодня говорили?
- Продолжите начатую мною фразу: “Фразеологизмы – это….”.

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ