Урок по этике "Подадим друг другу руки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование дружного коллектива. Задачи:
  2. Познакомить с правилами поведения среди одноклассников;
  3. Развивать умения бережного отношения друг к другу; 3.Воспитание взаимопомощи среди одноклассников.

Учитель:

- Сегодня я предлагаю вам совершить восхождение на вершину горы.

- Посмотрите на вершину горы, она необыкновенная, её до нас уже покорили и я скажу вам, что не один раз. На вершине поставлен флаг с надписью Я = Я и если те, кто достиг цели, были согласны с надписью на флаге, оставляют свое послание будущим покорителям вершины.

- А также, когда они поднимались и испытывали трудности в пути, они писали письма, в которых есть подсказки и советы, как преодолеть их.

- Кто желает подняться до вершины и разобраться, почему именно на флаге данная надпись? Я обещаю, будут в дороге сюрпризы и неожиданные встречи

- Итак, в добрый путь!

- Каждый получил допуск, он форме буквы Я (вы дали свое согласие), а вот пропускной билет вы оформляли сами. "Я вижу, вы проявили фантазию, у каждого получился свой, нет одинаковых. Посмотрите друг на друга.

- Почему у всех получились разные? (каждый человек имеет свое имя, внешний вид, свой характер, видит окружающий мир по-своему, вы все разные)

- Что объединяет вас таких разных? (ученики, первоклассники, одноклассники)

- Действительно, ребята, вы, придя в школу, и оказавшись в одном классе, получили звание, которое останется на всю жизнь - одноклассники. Кто они такие? (ученики одного возраста, обучающиеся в одном класс)

- Вы одноклассники. Но ведь одноклассники одноклассникам рознь. Сможете ли вы, как говорят альпинисты, быть в одной связке?

- Что ж, проверим!

Тест:

1. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
2. Замечаешь ли ты, что кто-то из одноклассников отсутствует на уроках?
3. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
4. Если тебя обидел одноклассник, ты постараешься так же обидеть его?
5. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинили, ты заступишься за одноклассника?
6. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься''

- А теперь вместе найдём ключ к этому тесту.

Возможное решение:

4-5 баллов - Звание Одноклассник - можешь носить с гордостью.
3 балла - немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
1-2 балла - всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

- У кого получилось 4-5 баллов?

- Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. Это очень радует.

Проблемная ситуация:

- Представьте, что кто-то из ваших одноклассников вас обидел и он вам перестал нравится. Как быть? (ответы детей)

- не буду дружить
- не разговаривать
- подружиться

- Это вы давали варианты ответа про одноклассника. А теперь представьте, что в данной ситуации оказались вы сами. Хором скажем - Со мной не разговаривают, не дружат. Какой из вариантов вам больше понравился?-

- Да. Ребята, все мы разные, но всегда надо стараться найти способы понять другого человека и поставить себя на его место. Я - Я

- В каждой группе есть конверт. Распечатайте его. Нам это письмо прислали те, кто с гордостью носит звание “Одноклассник”. Прочтите. Правила, которые должны быть с нами всегда:

  • Грубость и агрессивность не украшают.
  • Одноклассник, совершивший проступок, раскаявшийся и признавший свою вину, пережил немало неприятных минут. Будем добры и великодушны, поможем сгладить неловкость и наладить нормальные отношения.
  • Будем помнить, что, отвечая грубостью на грубость, мы перестаем отличаться от своего обидчика, и теряем собственное достоинство. Будем оставаться всегда вежливыми.
  • Если же приходится сказать однокласснику или другу что-то неприятное, сделать это надо мягко, дружелюбно.
  • Помни всегда, как Ты будешь относиться к окружающим, так и они в свою очередь отнесутся к тебе.

- "Горы одиноких не любят", утверждает горская пословица.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (что в горах одному человеку трудно, а преодали-вать трудности лучше всем вместе)
- Так пусть же девизом нашего восхождения будет: “Подадим друг другу руку”. Задание:

Перед тем, как начнем восхождение на вершину горы, вы должны подумать и каждый для себя поставить один из предложенных знаков между местоимениями Я и Мы. (Больше, меньше, =). (работа выполняется на листочках).

- Кто поставил Я больше Мы, Я меньше Мы, Я = Мы. Почему?
- Какой из знаков больше всего понадобиться для восхождения, почему? (знак = должен быть)

Каждый Я составляет целое - Мы. Это наш класс и каждый готов помочь другому. Мы единый коллектив и у нас одна цель. Учитель:

Вы смогли доказать, что сможете идти в одной связке. Вернемся к нашему маршруту восхождения.

(Педагог в это время открывает доску, где изображён "план восхождения": от пропасти Я до вершины МЫ.)

- Почему здесь слово Я находится в начале восхождения, у подножия горы?

(Свое Я нельзя противопоставлять другим, когда речь идет о достижении коллективной цели, выпячивать свое Я - это опасно для всех.)

Вот отсюда мы и начнем наше восхождение. Задание:

- По пути времени терять не будем даром. Чтобы было веселее и меньше устали, поиграем, назовём пословицы и поговорки о дружбе. У вас было задание их вспомнить. (Дети называют поговорки о дружбе): "Одной рукой и узла не развяжешь", Дружба в делах помощница,

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. У дружбы нет границ, Старый друг лучше новых двух, и т.

- Вот мы испошли до привала “Ты”
- Почему такое название? Когда и кому мы говорим “Ты”?

(Ты - это твой собеседник, с кем происходит общение)

Здесь нас ждет письмо - совет.

Задание: - Выберите черты характера, которые ты хотел бы видеть в своих одноклассниках. (доброта, честность, злость, чуткость, скромность, высокомерие, общительность, грубость) Какие черты характер вы исключили из списка, почему?

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью. Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться.
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим иль нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Все это усвой - и храни от вора.

(И. Гете)

- Ребята, только ли в общении между людьми есть взаимопомощь, поддержка, дружба? (и у животных- стаи волков, птицы летят косяком, рыбы и т.д.)

- Молодцы! Вот и привал. Физкультминутка.

У вас сейчас привал, предлагаю вам вместе с моими одноклассниками отдохнуть и выполнить незатейливые движения. (Песня “Утята”)

- Привал имеет свое название: “Одноклассник - кто ты для меня?” Интересно было бы учиться в классе, если бы в нем был только один ученик? Почему?

- Как по-другому можно назвать своих одноклассников? (ответы детей) Существуют такие слова - “товарищ” и “друг”. Как вы думаете, что же означает слово “товарищ”? (работа в группах)

Товарищи – люди, которых набирал купец в XI веке, чтобы перевезти свой товар в другие страны и возвратиться назад. Какие должны быть люди, чтобы вместе ехать в другие страны и вернуться домой в то время? (Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь, т.е. люди, которые все вместе делают общее дело).

Слово “товарищ” означает, что люди вместе учатся или работают, живут в одном доме, вместе что-то делают Вот вы все вместе учитесь в одном классе. Вы - товарищи, т.е. делите вместе трудную работу, в данном случае учитесь. Кто сможет мне назвать своих товарищей? Как вы думаете, что значит - “дружить”? Что делают вместе люди, которые дружат?

Учитель пишет на доске: гуляют, играют, говорят, делятся секретами, ходят в гости.

Скажите, каждому ли человеку из своего класса вы бы доверили свой секрет? (Нет.) А кому бы вы его доверили? Кого мы называем другом? Друг - это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

- Какими чертами характера должен был обладать друг? (Надежный, верный, преданный, умеющий защитить). Проблемная ситуация:

Идём дальше. В пути нас ждёт непредвиденная ситуация: два альпиниста из группы впереди замешкались и спорят. Что будем делать? (ответы на доске)

- поможем разобраться, кто прав,
- примирим их, чтобы спор не перерос в ссору или драку,
- подождём, понаблюдаем?

Учитель: Мы говорили о других, а если с нами произошла бы такая неприятность, какой из вариантов ответов выбрали бы вы?

- Спасибо, что не остались в стороне и смогли помочь разобраться в этой ситуации. Наш девиз помог разобраться и в этой ситуации.
- Вот и ещё один шажок, и мы все вместе на вершине.

Задание: пусть каждый скажет о соседе по парте что-то тёплое, ласковое, согревающее душу. Поддержите друг друга: эту минуту.

- В начале нашей встречи я сказала, что те, кто уже покори, вершину горы, то оставлял свое послание следующим покорителям. Я думаю, что и мы не будем нарушать эту традицию. Работа в группах.(раскрашивание на листах и выбор объяснения, почему именно это оставим)

1. Рука (умение протягивать руку помощи, за руку здороваются, рука символ дела, добрые намерения).
2. Сердце (сердце символизирует любовь, доброе отношение к людям).
3. Веник?

Сказка: “Старик и три сына”. (Мораль: Необходимо держаться вместе, тогда все трудности преодолимы)

- А сейчас торжественный момент. Открепите каждое свое Я, и прикрепите на вершине горы. Поздравляю вас, каждый из вас покорил вершину. В пути было не всегда легко, но вы справились. Вершина имеет свое название, и я думаю, что все его назовете сами.

- Каким, одним словом можно заменить все ваши Я? (Мы)
- Посмотрите на флаг, расположенный на вершине. Пройдя такой путь, кто сможет объяснить запись на флаге? Я = Я
- Ребята, я хотела бы, чтобы эта запись была вашей формулой жизни.
- Запомните это восхождение. Мы поднялись на вершину, мы покорили её, и мы были вместе! Домашнее задание:
- Прочитать стихотворение- сказку Владимира Солодухина о добром солнышке.
- Представить, что доброе солнышко - это ты. Подумать над содержанием (если сложно, вместе с родителями) и найти ответ на вопрос:

Что необходимо во взаимоотношении между тобой и твоими одноклассниками, и, вообще, людьми, которые тебя окружают?

Солнце.

Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, постольку разлито,
Кто сколько способен взять:
В травинку и прутик - поменьше,
В большое дерево - больше,
В огромное дерево - много...
Спит, затаившись до времени,
Смотришь, а не видать.
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, постольку разлито,
Кто сколько способен взять
В одного человека поменьше,
В другого - гораздо больше,
А в некоторых очень много:
Я видел, как от травинки
Загоралась соседняя ветка,
А от этой ветки - другая,
А потом занималось зарево
И было светлее дня!
Тебе есть капелька солнца
(Допустим, что ты травинка).
Отдай ее, вспыхни весело,
Дерево пламенем тронь!

Литература:

  1. Липки на А И. Самооценка школьника. - М., 1976.
  2. Маслова, Т.М. Роль социокультурных компетенции учителя начальных классов в формировании патриотизма у младших школьников [Текст] /Т.М Маслова // Ключевые компетенции в системе начального общего образования: грани проблемы: сборник материалов региональной научно-практической конференции.
  3. Биробиджан, ноябрь 2006г. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007.
  4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.
  5. М., 1995. Польская О.Я. Психологический практикум в школе.
  6. М, Просвещение, 1979 Психическое развитие младших школьников/Ред.
  7. В В. Давыдов. - М , - 1990. Семья и формирование личности/Ред. А А. Бодалев, В. В. Столин.
  8. М., 1981. Эриксон Э. Детство и общество,- Обнинск, 1993.
  9. Шибанова, Наталья Михайловна. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников:Автореф. дис канд пед. наук:Спец.13.00.01-Общ.педагогика,история педагогики и образования/Н.М.1Дибанова;Забайк.гос.пед ун-т им.Н.Г.Чернышевского. Чита,2004.

Презентация