Урок химии "Кислоты" (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот, показать значение отдельных кислот в природе и жизни человека.

Образовательные задачи:

  • обучить учащихся работе с лабораторным оборудованием, анализировать опыты, делать выводы;
  • на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся;
  • формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес и эмоции школьников, уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

На демонстрационном столе: концентрированная серная кислота; индикаторы; вода; растворы: азотной, серной, соляной кислот; лучина; термометр.

На столах учащихся: подносы с растворами серной, соляной, азотной кислот, кусочек лимона, кефир. Карточки с формулами кислот. У некоторых ребят алгоритм выполнения задания. Ящики с индикаторами, пробирки, разбавленные соляная и серная кислоты, штатив, стеклянная палочка,

Урок проводится как путешествие по неисчерпаемому морю кислот, которое совершается по следующему маршруту:

  • Залив “Информационный”;
  • Стоп! Опасно! “Бермудский треугольник”;
  • Гавань “Индикаторная”;
  • Бухта “Экспериментальная”;
  • Пролив “Расчётных задач”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.

Загадочны морей просторы…
Что там – под толщей тёмных вод?
Долины, впадины и горы.
Веществ сплошной круговорот…

Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие по неисчерпаемому морю кислот (демонстрация слайда № 1).

Сообщение темы и цели урока.

Маршрут определён и прежде, чем отправиться проверим, как мы к нему готовы, для этого ответьте на вопросы:

III. Проверка домашнего задания в форме фронтальной беседы.

  1. Какие вещества называются оксидами?
  2. Приведите примеры оксидов.
  3. Какие вещества называется основаниями?
  4. Приведите примеры оснований.
  5. Гидроксиды каких металлов являются щелочами?

IV. Изучение нового материала.

Учитель: итак, я вижу, вы готовы отправиться в путешествие.

(Затем обращаю внимание на доску, она заранее оформлена. На ней записи, которые учащиеся переписывают в свои тетради).

Учитель: прошу записать тему урока и этапы путешествия.

(На станциях записи на доске выполняются строго под соответствующими табличками. К концу путешествия на доске будет собран весь материал в виде краткого конспекта - путевого дневника. Аналогичные записи ученики делают в тетрадях.)

1. Залив: “Информационный” (использование информационно – коммуникационных технологий).

Учитель: В заливе нам встречаются медузы. Предоставим им слово.

(2 ученика делают сообщение, сопровождая своё выступление демонстрацией слайдов. Приложение 1).

Учитель: Мир кислот разнообразен, но что же между ними общего, что позволило их объединить в один класс (слайд № 9).

Таблица № 1. Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.

Название кислоты Формула кислоты Кислотный остаток и его валентность
Соляная кислота НСl С1-
Серная кислота H2SO4 SO4 =
Сернистая кислота Н23 SO3 =
Азотная кислота НNО3 NO3-
Ортофосфорная кислота Н3РO4 РO4 =
Сероводородная кислота H2S S =
Угольная кислота Н2СО3 СOз =
Кремниевая кислота Н2SiO3 SiO3 =
Бромоводородная кислота НВr Br -
Фтороводородная кислота HF F -
Иодоводородная кислота HI I -

Учитель: Теперь посмотрите на формулы кислот. Что общего в их строении? Какие вещества называются кислотами?

Учащиеся: Кислоты сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

(Учащиеся делают запись в тетрадь, учитель размещает запись на магнитной доске).

Учитель: Чтобы сориентироваться в огромном количестве кислот принято кислоты классифицировать (слайд № 10,11).

(Учащихся отвечают на вопросы, делают вывод).

Классификация.

  • По содержанию атомов кислорода в кислотном остатке:
    Бескислородные Кислородосодержащие
    НСl Н2СО3
    НВr H2SO4
  • По основности (основность кислот определяется числом атомов водорода).
    Одноосновные Двухосновные Трёхосновные
    НСl – соляная H2SOсерная Н3РO4 ортофосфорная

(Учащиеся делают запись в тетрадь, учитель размещает запись на доске).

Работа с карточками (учащиеся работают в парах). Карточки разного цвета синего, жёлтого, красного и зелёного цвета на которых приведены формулы кислот. Чтобы получить пропускной билет дальше учащимся предлагается разложить карточки с формулами кислот перед собой и ответить на вопросы. По просьбе учителя ребята должны показать карточки кислот:

а) бескислородной;
б) кислородосодержащей;
в) одноосновной;
г) двухосновной;
д) трехосновной.

2. Внимание! “Бермудский треугольник!”

Демонстрационный опыт (проводит учитель): обугливание древесины концентрированной серной кислотой, т. к. она жадно отнимает воду у органических веществ. При растворении в воде концентрированная серная кислота выделяет большое количество энергии. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с большим выделением количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Сильное разогревание жидкости учащиеся наблюдают с помощью градусника.

Учащиеся делают вывод: “Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот”.

Учитель: “Правило разбавление кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случиться большая беда”. (Технология здоровьесбережения).

(Учащиеся делают записи в тетрадях. Учитель размещает запись на доске)

Учитель: Как необходимо поступить, если кислота попала на кожу? Спросим у доктора.

Доктор (ученик): В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать 5% раствором соды. (Технология здоровьесбережения).

(Учитель вывешивает табличку на магнитную доску, учащиеся делают запись в тетрадь).

Разрушает кожу, ткани, древесину.

ОСТОРОЖНО!

Нейтрализовать содой, смыть водой!

Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!

Учитель: Мы с вами прошли серьёзное испытание. Продолжаем путешествие дальше, предлагаю немного отдохнуть.

3. Релаксации. (Технология здоровьесбережения).

Звучит музыка. (Звуки природы. Шум моря.)

4. Гавань: “Индикаторная”.

Практическая работа (работа в группах). У учащихся на столах подносы с необходимыми реактивами, инструкция проведения работы.

Инструктаж по технике безопасности, используя знаки и магнитную доску. (Технология здоровьесбережения).

Инструкция по проведению практической работы.

В три пробирки, помещенные в штатив, налейте по 1-2 мл растворов соляной, серной и азотной кислот, выданной вам учителем. Затем в каждую из пробирок добавьте несколько капель раствора лакмуса. Что наблюдаете?

Повторите эксперимент с раствором метилоранжа. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Индикатор НСl НNО3 H2SO4
       
       

Вывод:

Проверяем правильность ответов каждой из групп.

В итоге учитель вывешивает табличку на магнитную доску, ученики делают запись в тетрадь: Краснеем от кислот, как от стыда.

5. Бухта: “Экспериментальная” (Проблемно – поисковый метод).

Исследовательская работа.

Цель: выяснить, отличаются ли свойства соляной, серной кислоты от кислот входящих в продукты питания.

Учащиеся действуют на сок лимона и раствор кефира индикатором и отмечают изменение цвета, что даёт возможность сделать вывод: минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства.

(Учитель вывешивает табличку на магнитную доску, ученики делают записи в тетрадях.)

6. Пролив: “Химических расчётов”.

Задание 1: Определите силу азотной кислоты. (Дифференцированный подход - учащиеся с низким уровнем развития работают с алгоритмом.)

Задание 2: Какая масса серной кислоты потребуется для реакции с 0,5 моль железа? (Приём устного решения задач.)

Ученики отмечают, что в задаче идёт речь о реакции железа с серной кислотой, в результате которой образуется сульфат железа (2) и выделяется водород.

(Прикрепляю изображение уравнения реакции на магнитную доску). Комментируя его, учащиеся устанавливают, что один моль железа реагирует с одним молем серной кислоты. По условию задачи в реакцию вступает 0,5 моль железа, т.е. вдвое меньше. Значит, и серной кислоты потребуется в 2 раза меньше - тоже 0,5 моль.

V. Закрепление изученного материала в форме тестирования по группам (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа). (Приложение 3).

  1. Выполнение задания.
  2. Проверка правильности ответов внутри группы.
  3. Проверка правильности ответов каждой из групп.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Звучит музыка. “Звуки природы. Шум моря”.

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется узнать, какое впечатление останется у вас после путешествия. Вспомните, какие виды работы вы увидели, в каких участвовали сами. На магнитной доске изображены “эмоциональные острова”. Прошу оставить ваши кораблики в том районе карты, который отражает ваше душевное и эмоционально - чувственное состояние. Учащиеся размещают кораблики на доске.