Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот, показать значение отдельных кислот в природе и жизни человека.
Образовательные задачи:
- обучить учащихся работе с лабораторным оборудованием, анализировать опыты, делать выводы;
- на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.
Воспитательные задачи:
- продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся;
- формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес и эмоции школьников, уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
На демонстрационном столе: концентрированная серная кислота; индикаторы; вода; растворы: азотной, серной, соляной кислот; лучина; термометр.
На столах учащихся: подносы с растворами серной, соляной, азотной кислот, кусочек лимона, кефир. Карточки с формулами кислот. У некоторых ребят алгоритм выполнения задания. Ящики с индикаторами, пробирки, разбавленные соляная и серная кислоты, штатив, стеклянная палочка,
Урок проводится как путешествие по неисчерпаемому морю кислот, которое совершается по следующему маршруту:
- Залив “Информационный”;
- Стоп! Опасно! “Бермудский треугольник”;
- Гавань “Индикаторная”;
- Бухта “Экспериментальная”;
- Пролив “Расчётных задач”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.
Загадочны морей просторы…
Что там – под толщей тёмных вод?
Долины, впадины и горы.
Веществ сплошной круговорот…
Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие по неисчерпаемому морю кислот (демонстрация слайда № 1).
Сообщение темы и цели урока.
Маршрут определён и прежде, чем отправиться проверим, как мы к нему готовы, для этого ответьте на вопросы:
III. Проверка домашнего задания в форме фронтальной беседы.
- Какие вещества называются оксидами?
- Приведите примеры оксидов.
- Какие вещества называется основаниями?
- Приведите примеры оснований.
- Гидроксиды каких металлов являются щелочами?
IV. Изучение нового материала.
Учитель: итак, я вижу, вы готовы отправиться в путешествие.
(Затем обращаю внимание на доску, она заранее оформлена. На ней записи, которые учащиеся переписывают в свои тетради).
Учитель: прошу записать тему урока и этапы путешествия.
(На станциях записи на доске выполняются строго под соответствующими табличками. К концу путешествия на доске будет собран весь материал в виде краткого конспекта - путевого дневника. Аналогичные записи ученики делают в тетрадях.)
1. Залив: “Информационный” (использование информационно – коммуникационных технологий).
Учитель: В заливе нам встречаются медузы. Предоставим им слово.
(2 ученика делают сообщение, сопровождая своё выступление демонстрацией слайдов. Приложение 1).
Учитель: Мир кислот разнообразен, но что же между ними общего, что позволило их объединить в один класс (слайд № 9).
Таблица № 1. Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.
Название кислоты | Формула кислоты | Кислотный остаток и его валентность |
Соляная кислота | НСl | С1- |
Серная кислота | H2SO4 | SO4 = |
Сернистая кислота | Н2SО3 | SO3 = |
Азотная кислота | НNО3 | NO3- |
Ортофосфорная кислота | Н3РO4 | РO4 = |
Сероводородная кислота | H2S | S = |
Угольная кислота | Н2СО3 | СOз = |
Кремниевая кислота | Н2SiO3 | SiO3 = |
Бромоводородная кислота | НВr | Br - |
Фтороводородная кислота | HF | F - |
Иодоводородная кислота | HI | I - |
Учитель: Теперь посмотрите на формулы кислот. Что общего в их строении? Какие вещества называются кислотами?
Учащиеся: Кислоты сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
(Учащиеся делают запись в тетрадь, учитель размещает запись на магнитной доске).
Учитель: Чтобы сориентироваться в огромном количестве кислот принято кислоты классифицировать (слайд № 10,11).
(Учащихся отвечают на вопросы, делают вывод).
Классификация.
- По содержанию атомов кислорода в кислотном
остатке:
Бескислородные Кислородосодержащие НСl Н2СО3 НВr H2SO4 - По основности (основность кислот
определяется числом атомов водорода).
Одноосновные Двухосновные Трёхосновные НСl – соляная H2SO4 серная Н3РO4 ортофосфорная
(Учащиеся делают запись в тетрадь, учитель размещает запись на доске).
Работа с карточками (учащиеся работают в парах). Карточки разного цвета синего, жёлтого, красного и зелёного цвета на которых приведены формулы кислот. Чтобы получить пропускной билет дальше учащимся предлагается разложить карточки с формулами кислот перед собой и ответить на вопросы. По просьбе учителя ребята должны показать карточки кислот:
а) бескислородной;
б) кислородосодержащей;
в) одноосновной;
г) двухосновной;
д) трехосновной.
2. Внимание! “Бермудский треугольник!”
Демонстрационный опыт (проводит учитель): обугливание древесины концентрированной серной кислотой, т. к. она жадно отнимает воду у органических веществ. При растворении в воде концентрированная серная кислота выделяет большое количество энергии. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с большим выделением количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Сильное разогревание жидкости учащиеся наблюдают с помощью градусника.
Учащиеся делают вывод: “Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот”.
Учитель: “Правило разбавление кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случиться большая беда”. (Технология здоровьесбережения).
(Учащиеся делают записи в тетрадях. Учитель размещает запись на доске)
Учитель: Как необходимо поступить, если кислота попала на кожу? Спросим у доктора.
Доктор (ученик): В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать 5% раствором соды. (Технология здоровьесбережения).
(Учитель вывешивает табличку на магнитную доску, учащиеся делают запись в тетрадь).
Разрушает кожу, ткани, древесину. ОСТОРОЖНО! Нейтрализовать содой, смыть водой! Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот! |
Учитель: Мы с вами прошли серьёзное испытание. Продолжаем путешествие дальше, предлагаю немного отдохнуть.
3. Релаксации. (Технология здоровьесбережения).
Звучит музыка. (Звуки природы. Шум моря.)
4. Гавань: “Индикаторная”.
Практическая работа (работа в группах). У учащихся на столах подносы с необходимыми реактивами, инструкция проведения работы.
Инструктаж по технике безопасности, используя знаки и магнитную доску. (Технология здоровьесбережения).
Инструкция по проведению практической работы.
В три пробирки, помещенные в штатив, налейте по 1-2 мл растворов соляной, серной и азотной кислот, выданной вам учителем. Затем в каждую из пробирок добавьте несколько капель раствора лакмуса. Что наблюдаете?
Повторите эксперимент с раствором метилоранжа. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Индикатор | НСl | НNО3 | H2SO4 |
Вывод:
Проверяем правильность ответов каждой из групп.
В итоге учитель вывешивает табличку на магнитную доску, ученики делают запись в тетрадь: Краснеем от кислот, как от стыда.
5. Бухта: “Экспериментальная” (Проблемно – поисковый метод).
Исследовательская работа.
Цель: выяснить, отличаются ли свойства соляной, серной кислоты от кислот входящих в продукты питания.
Учащиеся действуют на сок лимона и раствор кефира индикатором и отмечают изменение цвета, что даёт возможность сделать вывод: минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства.
(Учитель вывешивает табличку на магнитную доску, ученики делают записи в тетрадях.)
6. Пролив: “Химических расчётов”.
Задание 1: Определите силу азотной кислоты. (Дифференцированный подход - учащиеся с низким уровнем развития работают с алгоритмом.)
Задание 2: Какая масса серной кислоты потребуется для реакции с 0,5 моль железа? (Приём устного решения задач.)
Ученики отмечают, что в задаче идёт речь о реакции железа с серной кислотой, в результате которой образуется сульфат железа (2) и выделяется водород.
(Прикрепляю изображение уравнения реакции на магнитную доску). Комментируя его, учащиеся устанавливают, что один моль железа реагирует с одним молем серной кислоты. По условию задачи в реакцию вступает 0,5 моль железа, т.е. вдвое меньше. Значит, и серной кислоты потребуется в 2 раза меньше - тоже 0,5 моль.
V. Закрепление изученного материала в форме тестирования по группам (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа). (Приложение 3).
- Выполнение задания.
- Проверка правильности ответов внутри группы.
- Проверка правильности ответов каждой из групп.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
VIII. Рефлексия.
Звучит музыка. “Звуки природы. Шум моря”.
Наше занятие подходит к концу. Очень хочется узнать, какое впечатление останется у вас после путешествия. Вспомните, какие виды работы вы увидели, в каких участвовали сами. На магнитной доске изображены “эмоциональные острова”. Прошу оставить ваши кораблики в том районе карты, который отражает ваше душевное и эмоционально - чувственное состояние. Учащиеся размещают кораблики на доске.