Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, зависит эффективность учебной работы.
Для систематического контроля над достижениями обязательных результатов в ходе учебного процесса эффективным механизмом является зачет. Он реализует повышение ответственности учащихся за результаты своего труда, развития самостоятельности в овладении знаниями, а так же проверку компетентности учащихся по изученным вопросам. Зачет - это специальный этап в контроле, цель которого - проверить, достигнут ли учащимися уровень обязательной подготовки. Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно, все предложенные ему задания обязательного уровня, если это зачет практикум. Если теоретический зачет, то сформулированы и доказаны теоремы, определения, записаны формулы по билету.
Выделим основные компоненты зачетного урока:
- уровневая дифференциация знаний;
- оценочная деятельность учителя;
- диагностика результата;
- коррекция знаний и умений.
Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых: во первых, учитывается нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки учащихся, а во - вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. При этом усиливается практическая направленность изучаемого материала и применение его в незнакомой ситуации.
Уровневая дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов:
- минимальный - решение заданий образовательного стандарта
- общий - решение заданий, являющихся комбинациями подзаданий минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями.
- продвинутый - решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями.
Подготовка и проведение зачетных уроков - дело сложное, трудоемкое, так как подготовка требует от учителя большой дополнительной работы.
Зачеты подразделяются на текущие и тематические. Текущие зачеты или промежуточные зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы и охватывают небольшие смысловые порции материала.
Тематические зачеты устраиваются в итоге изучения темы и охватывают изучаемые блоки. Такие зачеты бывают открытыми, когда учащимся предварительно сообщают список обязательных заданий, и закрытыми - без предварительного ознакомления с заданиями.
Таким образом, можно выделить четыре основных вида зачета:
- открытый тематический зачет,
- закрытый тематический зачет,
- зачет - практикум (открытый или закрытый),
- открытый текущий зачет,
- закрытый текущий зачет и зачет - экстерн.
Данный зачётный урок пройдёт “по вертикали”.
Цель урока:
Дидактическая – знать правила по теме “Десятичные и обыкновенные дроби” и уметь применять их на обязательном уровне. Уметь пользоваться компьютером и владеть техникой работы в программе “Конструктор тестов” в режиме “Тренажёр”.
Развивающая – уметь осмысленно применять правила, а также свои знания в незнакомой конструкции заданий.
Воспитывающая – формулирование гуманных отношений: требовательность к себе и другим, добросовестность, ответственность за себя и за других, сопереживание за других.
Оборудование: компьютеры с установленной программой “Конструктор тестов”, табель успешности, карточки для рефлексии, карточки для жребия, ромашка для рефлексии, карточки “входной контроль”, оценочные листы.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети!
Учителя объясняют ход зачётного урока.
а) Ученик 7 класса будет работать с двумя учениками 6 класса, но до урока они не знают с какими.
Консультантов – 8 человек, учеников – 16 человек.
На карточках написаны фамилии двух учеников 6 класса и проходит жеребьёвка, в ходе которой консультант узнает учеников, с которыми он будет работать.
Урок проводится “по вертикали”. Привлекаются консультанты для опроса правил – ученики 7 класса, которые укрепят свои теоретические знания и помогут провести опрос всех учащихся.
б) После того, как прошла “жеребьёвка” 1 группа учеников будет отвечать теорию под руководством Третьяковой Г.В., а 2 группа учеников будет работать за компьютером, выполнять тест по теме “Действия с дробями” [Тест прилагается - Приложение № 1] под руководством Луцык Н.А. Тест рассчитан на 13 минут, затем ученики смотрят свои результаты (оценку ставит компьютер) и ошибки, после чего Луцык Н.А. выставит всем ученикам оценки в оценочный лист. Через 15 группы меняются видами деятельности.
II этап. Опрос теории и практикум на компьютере.
Это опрос правил по теме “Действия с дробями” за 5 – 6 класс. Класс делится на две группы. Каждый ученик сидит с консультантом и имеет табель успешности (Приложение 2), в который включено 15 основных правил. После завершения опроса, консультант предлагает карточку “Входной контроль” (Приложение 3). На этой карточке 15 заданий обязательного уровня, которые предлагаются ученику. Карточку ученик-консультант составляет самостоятельно, но под руководством учителя.
Работа с тестом на компьютере. Заданиями являются комбинациями подзаданий минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями. Эти задания отличают незнакомые конструкции, т.е. проверяются умения на “продвинутом” уровне, когда каждый ученик имеет возможность показать свою компетентность в данной теме. Отметку за выполнение теста выдаёт компьютер. Тест составлен с помощью программы “Конструктор тестов” (Приложение 4).
III этап. Динамическая пауза.
Ученики 1 группы меняются с учениками 2 группы, происходит смена места работы и типа работы, т.е. смена обстановки на уроке – это и есть динамическая пауза.
IV этап. Рефлексия.
На доске висит ромашка. Каждая группа учеников приклеивают на ромашку свою отношение к пройденному уроку в виде карточек, на которых изображено их настроение (Приложение 5). После того как ученики заполнили ромашку на доске, они садятся за компьютеры для просмотра презентации “Зрительные иллюзии” (Приложение 7).
Итог урока.
В это время консультанты и учителя подводят итог урока по оценочным листам (Приложение 6) и табелю успешности каждого ученика. Объявляются отметки за зачёт по теме “Действия с дробями”.
Домашнее задание.
Имеет практический характер № 721, вырезать развёртки призмы треугольной и четырёхугольной и склеить фигуры – треугольную призму и четырёхугольную призму. Нарисовать в графическом редакторе Paint треугольную призму и четырёхугольную призму.