Цель: повышать интерес к изучению природы родного края, исследовать как развивался солепромысел на озере Баскунчак, выяснить каково значение соли для человека.
Оборудование: цветные и ч/б фотографии, опорные слова, таблицы, индивидуальные листы, сообщения и материалы учащихся; мелодия для релаксации на диске
Ход урока.
1. Актуализация знаний
- Скажите, что от воды родится, а воды боится? (соль) Поясните ,почему?
- Выходит , раз соль рождается в природе значит- это полезное ископаемое. Вы согласны со мной? Прокомментируйте.
- Рождение соли связано с природными ресурсами Астраханской области. Ведь наш край славится богатством своих недр.
- Назовите богатства нашего края. -отв.детей-
- Нефть, газ, глина, пески и поваренная соль - всё это главные полезные ископаемые нашего края.
- Каково значение соли для нас с вами, ребята?
(улучшает вкус блюда, входит в состав крови, широко используется при изготовлении консервов, солений, она принимает участие в производстве 1500 различных продуктов: сода, мыло, лекарства, краски, пластические массы. Без всех этих видов промышленной продукции немыслима жизнь человека.)
-Ребята, то из вас слышал такое выражение?
Хлеб да соль!
-В каких случаях так говорят? -отв.детей-
- Это крылатое пожелание, которым приветствовали и до сих пор приветствуют русские люди друг друга. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и верности. О них говорят многочисленные пословицы.
Соберите одну из них:
Вкусна-речью-а-человек-солью-приятен-пища.
(Пища вкусна солью, а человек речью.)
-Как вы её понимаете?
-Я хочу, чтобы эта пословица была девизом сегодняшнего урока. Чтобы вашу речь было приятно слушать, чтобы вы не перебивали друг друга и давали обдуманные ответы.
2. -Представим себе, что мы смотрим на земли Астраханской области в иллюминатор самолёта, то можно увидеть множество разноцветных озёр. Среди них есть голубые, белые, коричневые и красные. Всего насчитывается 714 солёных озёр и везде в них имеется соль.
- Назовите известное вам солёное озеро.
(Среди таких озёр самым знаменитым считается озеро Баскунчак.)
Небосвод в голубое окрашен,
Даль сверкает в весенних лучах,
Необъятной свинцовою чашей
В дымке утра лежит Баскунчак
-За долго до нашего урока вы начали исследовать Как рождается соль?
- Ребята нашего класса выясняли, где находится озеро и почему оно так называется. Вы готовы поделиться накопленным? По данным записям восстановите сведения.
Гора Богдо -Как связана гора с озером? |
|
100м, неправильная форма -О каких 100м сведетельствует эта запись? |
|
" Собачья голова" При чём тут собачья голова? Озеро слёз -Всё таки сыграла роль собака в названии или кто- то сильно плакал, что образовалось озеро? |
-Что есть легенда по -вашему? (мнение
детей) -Легенда - это предание, рассказ о каком-нибудь событие, которое переходило из уст в уста, от поколения к поколению. |
Осадок -О каком осадке я хочу у вас спросить? |
|
"белее снега, чиста как лёд" -Не уж то так говорят о соли? |
-Это первые упоминания об озере как о месте,где "ломают соль, чистую как лёд", относится к 16 веку. |
Ханы Золотой Орды |
-Добыча поваренной соли на Баскунчаке ведётся с незапамятных времён. Выяснить как всё начиналось взялась ребята нашего класса. Готовы? Поведаете нам:
Лом, лопата, колотушки -О чём говорят эти предметы? 15тыс::..по12-14часов -Что означают эти числа? Жажда |
Одни выламывали соль ломом, другие
вытаскивали её лопатами, третьи разбивали глыбы
деревянными колотушками. - На промысле было в летний сезон до 15 тысяч рабочих. Люди работали по 12-14 часов, находясь по пояс в соляной рапе. -Ломщиков мучила жажда,но пригодной для питья воды не было. |
- Для достоверности привожу вашему вниманию выписку из " Горного журнала" выпуск 9, 1827год( карточка № 1) : ":В летнюю жару ломщики работают полунагие. Для предосторожности от разъедания рапой ран, имеют на ногах длинные кожаные сапоги (бахилы) без подошв и надевают:."
- Что вас удивило ?
- Это видно на фото
1930год, завод -Расшифруйте эту запись. Август 1931года первый: Экскаватор -Как связана добыча соли с этой машиной? |
-Интенсивное внедрение машин и
механизмов на солепромысле начинается с 1930 года. -В августе 1931г. в цехе построен первый солесос для разработки озера. Теперь вся соль добывается солесосами и экскаваторами. |
1 машина= 500рабочих=200т/час | В 1955 году солесос превратился в мощный солекомбайн с автоматическим устройством. Каждая такая машина заменяла ручной труд 500(пятисот) рабочих и была производительностью до 200 тонн в час. |
Добыча соли на Баскунчакском озере модернизированным солекомбайном.
1961 год С чем связана эта дата? Рынок |
-Это как раз та самая дата, когда
начинается настоящая упорная работа, с помощью
хорошей техники. -Всё это позволило соли Баскунчакского солепромысла заполнить внутренние рынки России и выйти за пределы Российского государства, т.е. на мировой рынок: соль поставляется в Иран, Ирак, Данию, Финляндию, Швецию. |
3. -В завершении нашей экзаменовки приведу вам исторические цифры. Говорят, будто цифры - скучная вещь. Смотря какие и умеем ли мы их читать и слышать голос. Вдумайтесь в их значение и постарайтесь услышать их голос. -даю время 30 сек.-
1861г. - 3 тыс. | 1929 г. - 501 тыс. |
1870г. - 20 тыс. | 1932 г. - 598 тыс. |
1882г. - 205 тыс. | 1940 г. - 1419 тыс. |
1891 г. - 213 тыс. | 1951 г. - 1404 тыс. |
1900 г. - 336 тыс. | 1960 г. - 2172 тыс. |
1911 г. - 546 тыс. | 1970 г. - 4504 тыс. |
1917 г. - 454 тыс. | 1985 г. - 5134 тыс. |
-Что же вы услышали?
(дети высказываются)
-Представьте себе за 130 лет добыто 195.371.000 тонн соли.
4. -Баскунчак сегодня - это машины гиганты, солекомбайны бороздящие соляную залежь древнего озера. Это 7 этажей со сверкающими стёклами здание солефабрики. Это современный городок со всеми условиями настоящего времени, с современными домами, асфальтированными улицами, скверами и парками. Поколение за поколениями соледобытчиков осваивают недра этого уникального месторождения.
5. -Каким же образом накопились такие огромные количества соли?
- В продолжении нашего исследования предлагаю прокомментировать опыт, который был поставлен неделю назад здесь в классе.
-Ученица: -Мы налили в чистую тарелку подсоленной воды и поставили на подоконник. А ещё мы сделали предположения.
-Посмотрите, ребята, что же произошло спустя 7 дней ? Совпали наши предположения и то, что мы видим?
(комментарии учеников)
- Предлагаю обратиться к научному обоснованию:
При испарении солёной воды, налитой в любой сосуд, концентрация соли в ней начинает возрастать и рано или поздно приводит к накоплению той или другой соли, в зависимости от степени её растворимости и начального содержания. |
-Верны ли оказались наши выводы, сравните. Это мы создали искусственные условия, а в естественных - как накапливается соль в озере?
Сделайте вывод.
Вывод: В природе жаркое солнце превращает воду в пар, а соль остаётся в озере и накапливается.
6. Предлагаю поиграть:
-Верите ли вы , что соль Баскунчака самая чистая?
(Впервые оно исследовалось в 1883году.)
-Верите ли вы , что озеро способно восстанавливать потерянные запасы соли? ( Это происходит за счёт естественного привноса солей питающими озеро источниками)
11-Верите ли вы,что самая большая достопримечательность окрестностей озера гора Богдо растёт? (Каждый год гора подрастает)
-Верите ли вы,что Солёное озеро Баскунчак вошло в " Восьмёрку чудес света в Астрахани"?
Посмотрите на результаты с Интернет-сайта.
7. Наш урок подходит к завершению.
-Подведём итог нашей работе.
-Что интересного и нового узнали?
Урок окончен. Всем спасибо.