Урок-исследование по окружающему миру "Как рождается соль"

Разделы: Начальная школа


Цель: повышать интерес к изучению природы родного края, исследовать как развивался солепромысел на озере Баскунчак, выяснить каково значение соли для человека.

Оборудование: цветные и ч/б фотографии, опорные слова, таблицы, индивидуальные листы, сообщения и материалы учащихся; мелодия для релаксации на диске

Ход урока.

1. Актуализация знаний

- Скажите, что от воды родится, а воды боится? (соль) Поясните ,почему?

- Выходит , раз соль рождается в природе значит- это полезное ископаемое. Вы согласны со мной? Прокомментируйте.

- Рождение соли связано с природными ресурсами Астраханской области. Ведь наш край славится богатством своих недр.

- Назовите богатства нашего края. -отв.детей-

- Нефть, газ, глина, пески и поваренная соль - всё это главные полезные ископаемые нашего края.

- Каково значение соли для нас с вами, ребята?

(улучшает вкус блюда, входит в состав крови, широко используется при изготовлении консервов, солений, она принимает участие в производстве 1500 различных продуктов: сода, мыло, лекарства, краски, пластические массы. Без всех этих видов промышленной продукции немыслима жизнь человека.)

-Ребята, то из вас слышал такое выражение?

Хлеб да соль!

-В каких случаях так говорят? -отв.детей-

- Это крылатое пожелание, которым приветствовали и до сих пор приветствуют русские люди друг друга. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и верности. О них говорят многочисленные пословицы.

Соберите одну из них:

Вкусна-речью-а-человек-солью-приятен-пища.

(Пища вкусна солью, а человек речью.)

-Как вы её понимаете?

-Я хочу, чтобы эта пословица была девизом сегодняшнего урока. Чтобы вашу речь было приятно слушать, чтобы вы не перебивали друг друга и давали обдуманные ответы.

2. -Представим себе, что мы смотрим на земли Астраханской области в иллюминатор самолёта, то можно увидеть множество разноцветных озёр. Среди них есть голубые, белые, коричневые и красные. Всего насчитывается 714 солёных озёр и везде в них имеется соль.

- Назовите известное вам солёное озеро.

(Среди таких озёр самым знаменитым считается озеро Баскунчак.)

Небосвод в голубое окрашен,
Даль сверкает в весенних лучах,
Необъятной свинцовою чашей
В дымке утра лежит Баскунчак

-За долго до нашего урока вы начали исследовать Как рождается соль?

- Ребята нашего класса выясняли, где находится озеро и почему оно так называется. Вы готовы поделиться накопленным? По данным записям восстановите сведения.

Гора Богдо

-Как связана гора с озером?

 
100м, неправильная форма

-О каких 100м сведетельствует эта запись?

 
" Собачья голова"

При чём тут собачья голова?

Озеро слёз

-Всё таки сыграла роль собака в названии или кто- то сильно плакал, что образовалось озеро?

-Что есть легенда по -вашему? (мнение детей)

-Легенда - это предание, рассказ о каком-нибудь событие, которое переходило из уст в уста, от поколения к поколению.

Осадок

-О каком осадке я хочу у вас спросить?

 
"белее снега, чиста как лёд"

-Не уж то так говорят о соли?

-Это первые упоминания об озере как о месте,где "ломают соль, чистую как лёд", относится к 16 веку.
Ханы Золотой Орды  

-Добыча поваренной соли на Баскунчаке ведётся с незапамятных времён. Выяснить как всё начиналось взялась ребята нашего класса. Готовы? Поведаете нам:

Лом, лопата, колотушки

-О чём говорят эти предметы?

15тыс::..по12-14часов

-Что означают эти числа?

Жажда

Одни выламывали соль ломом, другие вытаскивали её лопатами, третьи разбивали глыбы деревянными колотушками.

- На промысле было в летний сезон до 15 тысяч рабочих. Люди работали по 12-14 часов, находясь по пояс в соляной рапе.

-Ломщиков мучила жажда,но пригодной для питья воды не было.

 - Для достоверности привожу вашему вниманию выписку из " Горного журнала" выпуск 9, 1827год( карточка № 1) : ":В летнюю жару ломщики работают полунагие. Для предосторожности от разъедания рапой ран, имеют на ногах длинные кожаные сапоги (бахилы) без подошв и надевают:."

- Что вас удивило ?

- Это видно на фото

 

1930год, завод

-Расшифруйте эту запись.

Август 1931года первый:

Экскаватор

-Как связана добыча соли с этой машиной?

-Интенсивное внедрение машин и механизмов на солепромысле начинается с 1930 года.

-В августе 1931г. в цехе построен первый солесос для разработки озера.

Теперь вся соль добывается солесосами и экскаваторами.

1 машина= 500рабочих=200т/час В 1955 году солесос превратился в мощный солекомбайн с автоматическим устройством. Каждая такая машина заменяла ручной труд 500(пятисот) рабочих и была производительностью до 200 тонн в час.

Добыча соли на Баскунчакском озере модернизированным солекомбайном.

1961 год

С чем связана эта дата?

Рынок

-Это как раз та самая дата, когда начинается настоящая упорная работа, с помощью хорошей техники.

-Всё это позволило соли Баскунчакского солепромысла заполнить внутренние рынки России и выйти за пределы Российского государства, т.е. на мировой рынок: соль поставляется в Иран, Ирак, Данию, Финляндию, Швецию.

3. -В завершении нашей экзаменовки приведу вам исторические цифры. Говорят, будто цифры - скучная вещь. Смотря какие и умеем ли мы их читать и слышать голос. Вдумайтесь в их значение и постарайтесь услышать их голос. -даю время 30 сек.-

1861г. - 3 тыс. 1929 г. - 501 тыс.
1870г. - 20 тыс. 1932 г. - 598 тыс.
1882г. - 205 тыс. 1940 г. - 1419 тыс.
1891 г. - 213 тыс. 1951 г. - 1404 тыс.
1900 г. - 336 тыс. 1960 г. - 2172 тыс.
1911 г. - 546 тыс. 1970 г. - 4504 тыс.
1917 г. - 454 тыс. 1985 г. - 5134 тыс.

-Что же вы услышали?

(дети высказываются)

-Представьте себе за 130 лет добыто 195.371.000 тонн соли.

 

 

4. -Баскунчак сегодня - это машины гиганты, солекомбайны бороздящие соляную залежь древнего озера. Это 7 этажей со сверкающими стёклами здание солефабрики. Это современный городок со всеми условиями настоящего времени, с современными домами, асфальтированными улицами, скверами и парками. Поколение за поколениями соледобытчиков осваивают недра этого уникального месторождения.

5. -Каким же образом накопились такие огромные количества соли?

- В продолжении нашего исследования предлагаю прокомментировать опыт, который был поставлен неделю назад здесь в классе.

-Ученица: -Мы налили в чистую тарелку подсоленной воды и поставили на подоконник. А ещё мы сделали предположения.

-Посмотрите, ребята, что же произошло спустя 7 дней ? Совпали наши предположения и то, что мы видим?

(комментарии учеников)

- Предлагаю обратиться к научному обоснованию:

При испарении солёной воды, налитой в любой сосуд, концентрация соли в ней начинает возрастать и рано или поздно приводит к накоплению той или другой соли, в зависимости от степени её растворимости и начального содержания.

-Верны ли оказались наши выводы, сравните. Это мы создали искусственные условия, а в естественных - как накапливается соль в озере?

Сделайте вывод.

Вывод: В природе жаркое солнце превращает воду в пар, а соль остаётся в озере и накапливается.

6. Предлагаю поиграть:

-Верите ли вы , что соль Баскунчака самая чистая?

(Впервые оно исследовалось в 1883году.)

-Верите ли вы , что озеро способно восстанавливать потерянные запасы соли? ( Это происходит за счёт естественного привноса солей питающими озеро источниками)

11-Верите ли вы,что самая большая достопримечательность окрестностей озера гора Богдо растёт? (Каждый год гора подрастает)

-Верите ли вы,что Солёное озеро Баскунчак вошло в " Восьмёрку чудес света в Астрахани"?

Посмотрите на результаты с Интернет-сайта.

7. Наш урок подходит к завершению.

-Подведём итог нашей работе.

-Что интересного и нового узнали?

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение