"Физические упражнения могут заменить
множество лекарств, но ни одно лекарство
в мире не может заменить физические упражнения"
Анджело Моссо
Одним из проявлений качества воспитания школьника является физическое воспитание. Определённость физического воспитания характеризуется уровнем здоровья и развития ученика, уровнем знаний и двигательных умений, развитием физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Главная задача предмета "физическая культура" - это формирование двигательных умений и навыков, представлений, убеждения в личной ответственности за своё здоровье и на их базе формирование здорового образа жизни детей.
Управляя педагогическим процессом в школе, учитель физической культуры должен знать качественные характеристики физического воспитания, уметь определять степень качества и реальные достижения учеников. Учитель содействует развитию наклонностей и интересов своих учеников, формирует взгляды и убеждения школьников, помогает правильно находить своё предназначение в жизненном пути.
Таким образом, правильный педагогический контроль над физической подготовленностью школьников поможет повысить уровень физического состояния учащегося и даст возможность более рационально распределить уровень нагрузки на каждого конкретного занимающегося.
Основная цель учителя физической культуры - постоянный поиск и реализация наиболее эффективного процесса для использования новых технологий в преподавании физической культуры, который внедряет инновационные технологии и формы преподавания, изменяет подходы к его организации, пересматривает принципы организации преподавания.
Школа должна дать детям хорошее физкультурно-спортивное начало и привить любовь к занятиям спортом, к физической нагрузке, научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни, уметь анализировать динамику здоровья, развития и подготовленности ученика, выявлять процент прироста за учебно-отчётный отрезок времени.
Согласно данным статистики определена прямая зависимость двигательной подготовленности от степени полового созревания и перенесённых заболеваний. Главная особенность подростка - это частая, порой изменчивая возбудимость. Она характерна для большинства детей всех возрастных групп, хотя степень её выражения неодинакова. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
Физические возможности мужского и женского организмов не одинаковы. Старшеклассник легче справляется с интенсивной физической нагрузкой, обладает большей силой, амплитудой движений. Девушки выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам в дополнение к этому необходимы упражнения для развития силы, а девочкам - для развития гибкости. Многие девочки - подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически, и не случайно, по многим показателям, физические возможности девочек 10 - 12 лет порой оказываются выше, чем девушки 16 - 17 лет, что отрицательно сказывается на формировании женского организма. Мальчикам, подросткам и юношам свойственны переоценка своих физических возможностей и определенное безрассудство, что нередко побуждает их, например, поднимать непосильные для них тяжести, спрыгивать с большой высоты, таким образом, показывая неуместную силу, храбрость. Они нередко переоценивают физическую силу и недооценивают менее демонстративные, но жизненно более важные качества, особенно выносливость. Поэтому методы физического воспитания учащихся несколько различаются, все это и должен учитывать учитель физической культуры в своей деятельности.
Важнейшим требованием современного урока считаю обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности.
Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями. В связи с учетом требований, мною были разработаны критерии оценок успеваемости. За основу брала данные из журнала по физической культуре в школе №5, 2003г.
Критерии оценки успеваемости:
Отметка 5 (отлично): упражнение выполнено правильно, точно, уверенно, учащийся успешно овладел формой движения; проявил большую активность, ловкость и умение действовать в коллективе, точно соблюдая установленные правила.
Отметка 4 (хорошо): упражнение выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается скованность движений; в работе учащийся проявил себя недостаточно активно.
Отметка 3 (удовлетворительно): упражнение выполнено в основном правильно, но напряжено или недостаточно уверенно, допущены ошибки при выполнении.
Отметка 2 (неудовлетворительно): если учащийся старается выполнить данное задание, но оно не получается, в этом случае отметка "2" не ставится.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что предлагаемые критерии оценок способствуют формированию положительного отношения к физической культуре. Оценка каждого ученика по физической культуре выставляется не только на основе уровней подготовленности школьников, но и в результате оценки техники выполняемых упражнений, теоретических знаний учащихся.
Как правило, на каждом уроке решаю комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Стараюсь привить учащимся интерес к систематическим занятиям физической культурой, создать положительную атмосферу на каждом уроке, что, несомненно, благоприятно влияет не только на развитие и совершенствование физических качеств, но и на отношение к самому предмету. При обучении двигательным качествам предпочтение отдаю целостному методу обучения. Обучение осуществляю в соответствии с основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, что достигается следующими условиями:
- четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания школьников, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;
- применением состязательности и приданию обучения увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.
Состязательность вызывает у школьников стремление к эффективному максимальному выполнению упражнений.
Объективная оценка и поощрение стимулируют школьников к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.
Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и воспитания школьников.
Особой значимостью считаю наглядность упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением Целостное, ясное и правильное представление у школьников о разучиваемых приемах и действиях при показе позволяет быстрее освоить технику выполнения упражнений.
В своей работе рассматриваю различные подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока и способа оценки его качества. Основная цель, поставленная перед каждым учащимся - улучшить свой спортивный результат на определенную величину. Особой значимостью во всей проводимой работе является первоначальный результат, определяющий максимальные возможности каждого ученика на старте собственного физического развития. На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (конец сентября) и в середине мая провожу обязательное итоговое тестирование, где придерживаюсь следующих правил:
- Соблюдение единых требований в контрольных испытаниях.
- Доступность и простота в выполнении.
- Выявления позитивной динамики роста учащихся.
- Предоставление информации родителям о контрольных испытаниях школьников.
На основании итоговых данных тестирования физической подготовленности учащихся, формирую рекомендации для них по индивидуальной летней физкультурно-оздоровительной деятельности, провожу беседы с родителями.
При оценке достижений учеников в большей мере ориентируюсь на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей. Исходя из этого безразличного отношения к урокам физической культуры - не наблюдается. Качество знаний учащихся по предмету составляет 100%.
Приведу пример исследования физической подготовки моих воспитанников (с 7 по 9 классы), где я являюсь не только учителем физической культуры, но и классным руководителем.
Учащиеся заполняют карточку, в которую вносят данные о двигательных умениях в начале и в конце каждого учебного года. В ней же фиксируются результаты контрольных упражнений. Работая с карточкой, школьники самостоятельно отслеживают индивидуальную динамику роста своих физических качеств.
За основу взяла несложные тесты, но довольно важные физическими упражнениями. Они рассчитаны на развитие всех двигательных качеств (Приложение 1).
- челночный бег 4 х 9 м.;
- прыжок в длину с места;
- метание мяча 150 гр.;
- бег на 2000 метров;
- подтягивание на перекладине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- поднимание туловища из положения, лежа на спине;
- передача в/б мяча двумя руками сверху над собой;
- броски б/б мяча в кольцо (кол-во попаданий из 10 раз).
Работая с карточкой, учащийся самостоятельно отслеживает индивидуальную динамику роста своих физических качеств. Она стимулирует школьника к самостоятельным занятиям, как в школе, так и вне школы. Тесты необходимо сдавать с приростом результата относительно выполнения прошлого. Разумеется, не работая над собой, не посещая дополнительные спортивные кружки, трудно добиться прироста. Конечно же, нельзя утверждать, что индивидуальные карточки полностью проверяют все умения и навыки, которыми должны владеть ученики в процессе обучения.
Тем не менее, они позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний на каждом этапе процесса обучения.
Такое отслеживание дает возможность определить уровень физической подготовленности учащегося, планировать темпы прироста физического потенциала воспитанников, определить зоны повышенного внимания, вести просветительскую деятельность среди родителей. На родительских собраниях, вместе с учениками сравниваем результаты, показанные нашими воспитанниками за прошедшие годы, с текущими показателями. Родители видят динамику развития ребенка на протяжении нескольких лет. Стараюсь ориентировать родителей на индивидуальные темпы продвижения школьника в развитии двигательных способностей. При необходимости даю рекомендации родителям каждого учащегося нашего класса, - какие физические упражнения необходимо выполнять, на какие двигательные качества обратить внимания в первую очередь. Знакомлю со знаниями возрастного развития школьников, так как уровень физической подготовленности, как для девушек, так и для юношей имеет свои особенности.
Например, значимой особенностью в возрастном развитии движений по прыжкам в длину с места является то, что достижения девочек и мальчиков увеличивается неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младшем возрасте от 8 до 13 лет (105.0 - 145.0 см. у девочек и 110.0 - 180.0 см. у мальчиков), с 13 лет прыгучесть у девочек повышается незначительно (150.0 - 170.0 см.), тогда как у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (185.0 - 210.0 см.).
Педагогический опыт показывает, что эти половые различия сохраняются в последующие годы, у мальчиков результаты увеличиваются, достигая 230.0 см., а у девочек только 175.0 см. Отсюда следует, что физические возможности учащихся, особенно девочек не совпадают с постепенным повышением двигательных требований по прыжкам в длину с места.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что учитель физической культуры - особая профессия. Умение владеть педагогическим мастерством, техникой воспитания и обучением школьников, постоянно анализировать свою деятельность, как и творческую деятельность других педагогов, позволяет достигать высокого результата и повышать качество процесса преподавания предмета.
Роль учителя исключительно ответственна. Главное, чтобы дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому совершенству.
Список литературы
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физкультуры. - М.: Физкультура и спорт. 2000 г.
- Баранов В.А., Венгкинский Т.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе. - М.: РГТЭУ, 2004, - 104 с.
- Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. - М.: "Тренер", 1998 г. - № 8.
- Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: Феникс,2002, -- 384 с.
- Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - Издательский центр "Академия", 2002, -- 264 с.
- Зимкин Н.В. Двигательный навык. - В кн.: Физиология человека. 4-е издание. - М.: 1975 г.
- Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. - М.: "ВАКО", 2005
- Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. - М.: Просвещение, 1977 г.
- Лупандина Н.А. Физическая подготовленность школьников г. Москвы. В кн.: "Ученые записки" т 1, 182.6 Физическое воспитание и спорт. Вып 4. 1997 г.
- Николаев А.Д. о культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности: Теория и практика физкультуры 1997 г. № 6.
- Программы общеобразовательных учреждений. - М: "Просвещение", 2007
- Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. - М.: Педагогика, 1993 г.
- Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС , 1995 г.
- Яблоновский И.М. Основы обучения движениям. В кн.: "Теория и методика физического воспитания. - М., 1992 г.
- Научно-методический журнал "Физическая культура в школе", 2003, №5