Основы социологических исследований и социального проектирования

Разделы: Внеклассная работа


Многолетний опыт работы с детьми по созданию социальных проектов показывает, что есть необходимость больше уделять времени образовательной части, связанной с исследовательской и поисковой деятельностью.

Социальное проектирование – это такой вид деятельности, который связан с придумыванием нового способа решения какой-либо социальной проблемы, связанной с местным сообществом людей.

Одним из первых шагов на пути становления проекта есть определение проблемы и ее формулировка. Трудность заключается в том, что подросток по своей сути стремится все негативные ситуации решить быстро доступным для него способом для того, чтобы ощущать себя комфортно. Длительные переживания вынуждают подростка поскорее забыть о дискомфорте, решить ситуацию любым способом. Поэтому, чаще всего в начале работы над проектом очень трудно выявить проблемные места, истинно волнующие ребенка. Это говорит о том, что перед тем как приступить к разработке проекта, необходимо изучить социальную ситуацию.

Цели курса:

  1. Привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества.
  2. Помочь подросткам сегодня достичь такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность занять активную жизненную позицию.

Задачи курса:

  1. Обучение обучающихся научным способам получения достоверной информации социологическими методами исследования;
  2. Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению выявленных проблем.
  3. Создание условий для развития социального проектирования в 5-10 классах школы.

Программа курса предваряет период самоопределения, и осуществляет подготовку молодежи к жизни, умению понимать ситуацию, сохранять индивидуальность, работать на созидание.

Данная программа является авторской. При ее создании были использованы ряд учебников, сборников и методических пособий: [1-8].

Программа курса предназначена для обучающихся 9-10 классов общеобразовательной школы и рассчитана: на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

После прохождения первой части программы (17ч.), посвященной основам социологических исследований, старшеклассники начинают подготовительную работу с обучающимися 5-8 классов. Через неформальное общение, ряд специально проводимых семинаров-практикумов у обучающихся 5-10 классов формируется понимание социального проекта как системы целенаправленных действий по разрешению реально существующих школьных и городских проблем. К участию в работе семинаров привлекаются классные руководители и родители обучающихся.

Во время семинаров-практикумов с проектными группами 5-8 классов работают старшеклассники, которые осваивают данную программу, а также обучающиеся, прошедшие обучение на городских семинарах-практикумах по социальному проектированию. С помощью педагога, родителей и старших товарищей ребята находят негативное социальное явление, которое больше всего их беспокоит. Выявляют причины и возможные последствия этого явления.

Дальнейшее движение в проекте связано с анализом имеющейся ситуации, формулировкой проблемы и поиском средств достижения цели. Каждый проделанный шаг сопровождается рефлексией, что позволяет корректировать движение в проекте, уточнять цели и задачи, намечать следующие шаги.

Результатом работы с программой обучающихся 5-10 классов становится освоение новых понятий, новых представлений о сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь, достижение гармонии личных и общественных отношений. Это способствует созданию в классных коллективах единого детско-взрослого пространства, объединенного общей целевой деятельностью, в которой участвуют все участники образовательного процесса: обучающиеся, их родители и педагоги.

Работа над социальным проектом начинается в 8-9 классе. На этом этапе ребята проживают все этапы разработки и реализации социального проекта от формулировки явления до проведения спланированных дел. Работа над социальным проектом дает возможность учащимся формировать в себе важные для современного человека компетентности: делиться мнением и полученной информацией; презентировать и понимать информацию; демонстрировать культуру и соответствующий внешний вид; поддерживать сотруднические отношения; работать в группе; следовать демократическому стилю общения и взаимодействия; проявлять ответственность и усердие в выполнении задания; обладать и демонстрировать активную гражданскую позицию; проявлять инициативность; адекватно себя оценивать.

Участие в социальном проектировании требует от человека проявления творческих способностей, и подростковый возраст является весьма благодатным для этой деятельности.

В конце курса участники представляют аналитический отчет по проведенному исследованию и защищают, разработанный в ходе обучения социальный проект.

В данной программе используются следующие методы обучения: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский.

Преобладающими методами являются:

  • деятельностный подход (дает учащимся проявлять инициативу,самостоятельность, избирательность способам работы);
  • исследовательский (проявление проблемно-творческого уровня активности учащихся).

Основные формы проведения занятий: групповая работа, дискуссии, консультации, исследования, презентации, практико-ориентированные семинары.

В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:

  • вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);
  • текущий (рефлексия);
  • периодический или рубежный (выступления на пленарных заседаниях);
  • итоговый (защита проектов, аналитический отчет исследования ).

Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию.

Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют: раскрытию у обучающихся их творческого потенциала; формированию эмоционально-ценностных отношений в личностной сфере, их адаптации в социуме, способности принимать верные стратегические и тактические решения; развитию самосознания с помощью творческой, социальной и исследовательской активности.

Новизна программы состоит в том, что пропедевтическая работа с учащимися начинается уже в 5-6 классе. Таким образом, готовится почва для формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения. А старшеклассники закаляют свои убеждения и принципы в практической работе с подростками.

Учебныий план.

№ п\п Разделы программы Общее кол-во часов Теория Практика Формы контроля
1. Введение в программу 1 1 0 Вводный, текущий
2. Основы социологических исследований 16 4 12 Текущий, рубежный, итоговый
3. Основы социального проектирования 5 1 4 Текущий, рубежный
4. Семинары по созданию социальных проектов в 5-8 классах 10 0 10 Текущий, рубежный
5. Защита проекта 2 0 2 итоговый
  Итого: 34 6 28  

Содержание программы. (34 часа)

1. Введение в программу – 1 ч.

Теория (1 ч.) Актуальность и краткая история развития исследований в области социологии. Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества.

2. Основы социологических исследований – 16 ч.

Теория (4 ч.) Понятие конкретно-социологического исследования. Основные виды КСИ. Методы КСИ. Программа социологического исследования. Понятие проблемы, предмета исследования, гипотезы, цели исследования. Макет анкеты. Правила составления анкеты. Профилактика ошибок при составлении анкеты. Методы анализа эмпирических данных. Компьютерные технологии в обработке полученных данных. Особенности организации прикладного социологического исследования.

Практика (12 ч.) Работа в группах по созданию образа современного успешного человека, положительных и отрицательных условий в которых формируются его компетентности. Разработка программы исследования. Составление анкеты. Проведение пилотажного опроса. Обработка данных опроса с помощью компьютерных технологий. Корректировка анкет. Подготовка аналитического отчета.

3. Основы социального проектирования –5 ч.

Теория (1 ч.) Введение в социальное проектирование. Самоопределение участников проектирования. Уточнение целей проектирования.

Практика (4ч.) Выявление несовершенства социальной ситуации в классе, школе, городе. Определение потребностей на социальном и индивидуальном уровнях: явление, причина его возникновения, последствия. Определение целей, их согласование. Понятие проблемы и затруднения. Определение проблемы. Разработка концептуального проекта: средства и способы решения проблемы.

4. Создание и работа над проектом – 10 ч.

Практика (10 ч.) Создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Разработка плана достижения поставленных целей. Организация деятельности по проекту.

5. Защита проекта – 2 ч.

Публичная презентация и защита проекта.

Планируемые результаты (модель выпускника).

Освоив программу курса обучающийся должен знать значение основных понятий: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза, программа исследования, явление, проблема, продукт, результат, социальный проект; алгоритм составления анкеты, алгоритм составления программы исследования, правила работы в группе, алгоритм работы над проектом, основные разделы портфолио социального проекта.

Обучающийся должен уметь: составить анкету, составить программу исследования, проводить полевые исследования, обрабатывать анкеты на компьютере с помощью программы “Да”, работать на компьютере как пользователь, анализировать проведенные исследования, организовать работу в группе 3-6 человек, определять проблемное явление, формулировать проблему, находить причины возникновения проблемы, находить средства решения проблемы, планировать работу по социальному проекту, создавать компьютерные презентации, анализировать результаты работы, создавать портфолио о проекте.

Освоение программы имеет зачетную систему оценивания. Зачет получают обучающиеся, которые выполняют 50 и более процентов программных требований. Обучающиеся, освоившие программу курса, получают сертификат.

Организация учебного процесса.

Обучающиеся в процессе освоения программы курса используют следующие учебные пособия:

  1. “Рабочая книга по социологии”, Осипов Т.В., М, “Просвещение”, 2000 г.
  2. “Искусство правильно мыслить”, Ивин А.А., М, “Просвещение”, 1986 г.
  3. “Педагогическая диагностика в работе классного руководителя”, сост. Панченко Н.А.,- Волгоград, Учитель, 2006г.

Для эффективного проведения занятий необходимы:

1. Канцелярские товары:

- ватман
- маркеры
- фломастеры
- дискеты
- бумага для принтера
- цветная бумага

2. Призовой фонд: грамоты, мелкие призы.
3. Доска, мел
4. Слайдпроектор
5. Ноутбук.

Список использованной литературы:

  1. Гражданский клуб как средство воспитания патриотизма подрастающего поколения; И.И. Баннов; методическое пособие, Нефтеюганск, 2005.
  2. Искусство правильно мыслить; А.А.Ивин; М.: Просвещение, 1986.
  3. Как организовать проектную деятельность учащихся; И.С.Сергеев; М.: Аркти, 2006.
  4. Культурно-исторический проект “Мы и время” как способ формирования нравственных ценностей; И.И. Баннов; методическое пособие, Нефтеюганск, 2005.
  5. Рабочая книга по социологии; Т.В.Осипов;М.: Просвещение, 2000.
  6. Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества; И.И. Баннов; методическое пособие, Нефтеюганск, 2005.
  7. Социальное проектирование в воспитательной работе школы; А.С.Прутченков, Л.Ю.Иванова; Практикум; М.: Новая цивилизация, 1999.
  8. Социальные творческие проекты в школе; Н.В.Белобородов; М.: Аркти, 2006.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5