Интерактивный урок "Рыцарский турнир" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путем использования дидактических игр на уроке.
  • формирование умения выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
  • формирование умения работать в парах и микрогруппах.

Ход урока.

I. Устная работа.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш лежит в средневековый город на рыцарский турнир. Перед дальней дорогой необходимо подкрепиться. А так как мы отправимся в математический город на математический рыцарский турнир, то нам необходимо подкрепиться знаниями.

Повторение теории по пунктам 30-32 учебника.

Вопросы:

  1. Какие обыкновенные дроби можно записать в виде десятичных дробей?
  2. Как определить количество цифр после запятой в десятичной записи дроби?
  3. Назовите первые 4 разряда после запятой в десятичных дробях.
  4. Сформулировать правило сложения ( вычитания ) десятичных дробей.
  5. Сформулировать правило сравнения десятичных дробей.

Хорошо, молодцы! Ну, а теперь можно и в путь!

II. Игра : "Рыцарский турнир".

1). Математический лабиринт.

Попасть в средневековый город непросто. Чтобы преодолеть временное пространство, необходимо пройти через математический лабиринт.

Время на прохождение лабиринта у вас ограничено; первые три человека, прошедшие лабиринт будут тремя рыцарями -участниками рыцарскоготурнира, все остальные - это их команда.

Учащимся предлагается задание "Математический лабиринт"

Вход в лабиринт: задание № 1

Правило движения по лабиринту: ответ одного задания служит номером другого задания

Выход из лабиринта: ответ совпадает с номером задания.

№ 1. Выполните действия: 8,65 - 5,7 + 1,05

№ 2. Решите уравнение: ( х + 1,7 ) - 3,3 = 0,4

№ 3. Решите задачу:

Расстояние между городами 120 км. Из городов навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста со скоростью 13,6 км/ч и 10,4 км/ч соответственно. Через сколько часов они встретятся?

№ 4. Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 0,4 м, ВС больше АВ на 0,65 м, но меньше АС на 0,5 м.

№ 5. Вычислите: ( 24,67 + 15,33 ) : ( 88,9 - 68,9 )

( Примечание: Ключ к лабиринту : № 1 № 4 № 3 № 5 № 2 ).

2). I рыцарский турнир: "Кто быстрее?". Математическая эстафета.

Бланк с заданием получает 1 парта каждого ряда на два варианта. Каждый решает одно задание и передает назад. Последняя парта называет окончательный ответ.

3). II рыцарский турнир : "Кто дальше?".

Рыцари - участники соревнования по стрельбе из лука. Сначала с помощью жеребьевки определяем номер лука. Далее надо найти значение выражения, соответствующего данному номеру. Полученный ответ будет определять дальность полета стрелы каждого участника. Отметив положение стрелы на числовом луче, определите, кто победил!

Каждая парта получает бланк с соответствующим заданием. На доске ( или с помощью кодоскопа ) изображен числовой луч, на котором цветными магнитами первые выполнившие задание отмечают полученные числа.

Бланк с заданием:

1). Методом жеребьевки определи номер своего лука со стрелой.

2). Найдите значение выражения соответствующего указанному номеру.

3). Полученный ответ определяет дальность полета стрелы каждого участника.

4).Отметив положение стрелы на координатном луче, определите ,кто победил.

№ 1. ( 6.42 + 4,9 ) + ( 17,26 - 16,08 )

№ 2. + ( 2,82 + 4,36 ) - ( 0,67 + 3,41 )

№ 3. ( 25,9 - 6,2 ) - ( 19,374 + 4,626) : 3

№ 4. ( 42,75 - 37,26 ) + ( 17,32 - 12,31 ) + 0,8

№ 5. - ( 6,03 + 4,27 ) - ( 3,7 + 1,2 ) - 0.6

4). III рыцарский турнир: "Самый зоркий".

Расшифруй слово. Что оно означает?

Для этого решите уравнения, впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

Учащиеся получают бланк с заданием, на котором зашифровано два слова

( 1 и 2 варианты ).

1 вариант.

Расшифруйте слово! Что оно обозначает?

Ц 12,1 - ( х + 5.8 ) = 1,7

Р ( у - 3,7 ) - 1,8 = 4,7

М ( 2,9 + х ) - 3,5 = 4,5

И 14,08 - ( 52,3 - х ) = 1,003

А 6,793 х + 0,007 х +0.2 х = 7042

5,1 39,223 4,6 1006 10,2
         

2 вариант.

Расшифруй слово! Что оно обозначает?

Р ( у - 3,7 ) - 1,8 = 4,7

Ь 13,2 - ( 5,7 + х ) = 3,9

О ( 39,4 - х ) + 2,004 = 27,03

А 6,793 х + 0,007 х + 0.2 х = 7042

К 3,97 х + 20, 4 х + 0,63 х = 5050

Л ( 52,3 - х ) - 4,08 = 17,3

1006 30,92 3,6 202 14,374 10,2
           

Ответы: Мицар и Алькор - звезды в созвездии Большой медведицы.

С помощью кодоскопа рассмотреть изображение Большой медведицы и расположение указанных звезд.

III. Итог урока.

Ну вот и закончился рыцарский турнир. Победитель - :::::::..

В ходе нашей игры мы повторили сложение и вычитание десятичных дробей, решение уравнений, построение точек на числовом луче.

Пора возвращаться домой из средневековья. Но чтобы вернуться, нужно разгадать анаграммы.

ТАМЕЛЬНАЗЕН ( знаменатель )
ИЛЕТСИЧЛЬ ( числитель )
ИНОЖЕЛЕС ( сложение )
ИВЕТЫЧАНИ ( вычитание )
ОДАНОТИКАР ( координата )
БОРЬД ( дробь )
ОЛОМЦЫД ( молодцы)

Молодцы! Урок окончен.