Цели урока:
- Обобщить материал по действиям над обыкновенными дробями и смешанными числами.
- Научить решать нестандартные задачи с дробями.
- Коллективной игрой развивать у учащихся чувство ответственности друг за друга.
Необходимый материал:
- таблички с названиями пунктов А и В;
- на магнитной доске схема передвижения двух
команд;
- фишки синего и зеленого цвета;
- карточки с заданиями на синих и зеленых
листочках для каждой команды, пронумерованы и
разложены по порядку номеров на столе;
- куб с очками на гранях;
- физические весы;
- одинаковые монеты, играющие роль гирей;
- дополнительная доска для проведения вычислений
командами.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Мы с вами много раз решали задачи, которые начинались со слов “Из пункта А в пункт В …”. Это были задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку и с отставанием. Сегодня мы попытаемся пройти этот путь вместе. Чтобы легче было работать, давайте вспомним все основные правила, которые будут нужны на уроке:
- Как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?
(Привести дроби к общему знаменателю, указать дополнительные множители и работать только с числителями)
- Как умножить обыкновенные дроби?
(Если возможно сократить, числитель умножить на числитель, знаменатель на знаменатель)
- Как умножить смешанные числа?
(Избавиться от целой части и умножать как обыкновенные дроби)
- Как делить обыкновенные дроби и смешанные числа?
(В смешанных числах избавиться от целой части и делимое умножить на обратное делителя)
При выполнении этих действий нам постоянно приходится выполнять дополнительную работу, которую мы сейчас вспомним.
(Работа выполняется с дополнительной доски, где заранее были записаны числа)
1) выделите целую часть у неправильных дробей:
2) представьте смешанные числа в виде неправильных дробей:
2, 13, 7, 10, 3, 5
3) сократите дроби:
, , , , ,
2. Закрепление знаний.
Познакомимся с условиями игры. Участвуют в игре две команды: синие и зеленые. Чтобы не ошибиться в своем цвете, перед вами на столе лежит карточка вашего цвета. На доске нарисована схема вашего передвижения, у каждой команды свой путь и фишка своего цвета (схема, нарисованная на доске в малом масштабе показана в приложении1). Пункты передвижения пронумерованы от 1 до 26. Поочередно каждый игрок бросает куб, выпавшее очко показывает, на сколько шагов можно передвинуть фишку, в случае правильного ответа на вопрос с номером, куда должна попасть фишка. Если игрок сам отвечает на вопрос, команда получает максимальное количество баллов, указанное на карточке. Если игрок обращается за помощью к команде, количество получаемых баллов уменьшается на два. Каждый игрок берет карточки со стола только своего цвета. На чашки весов кладется количество монет, равное количеству получаемых очков после каждого ответа.
По времени конца урока игра останавливается после одинакового количества участников каждой команды. Если команда вышла вперед по количеству прошедших пунктов и их чаша весов перевешивает, то эта команда – победитель игры. Если одна команда вышла вперед по количеству пройденных пунктов, но чаша весов другой команды перевешивает – объявляется ничья, побеждает дружба. Команды готовы? Тогда в путь.
Задания, предложенные на карточках, в скобках указано максимальное количество очков, которые можно получить за решение.
Для первой команды:
1) Вычисли + (3)
2) Вычисли 1 :
(3)
3) Реши уравнение 7х = 2 (4)
4) Вычисли * (3)
5) Вычисли 2 - 1 (3)
6) Упрости в - + в (4)
7) Сократи дробь (4)
8) Вычисли - (3)
9) Реши задачу:
Саша собрал 3 кг. грибов, а Маша в 5 раз больше. Сколько кг. грибов собрали Саша и Маша вместе? (5)
10) Вычисли
(3)
11) Вычисли 1 * 5
(3)
12) Реши уравнение: 3 – (х + 1) = 1 (4)
13) Реши задачу:
Высота прямоугольного параллелепипеда м., а длина на 3м. больше. Найти объём параллелепипеда, если известно, что его ширина на 1м. меньше длины. (5)
14) Вычисли
(3)
15) Упрости (4)
16) Вычисли (3)
17) Вычисли 9 (3)
18) Сократи дробь (4)
19) Реши уравнение х + 5 = 11 (4)
20) Вычисли 38 (3)
21) Вычисли : (3)
22) Реши задачу:
Из одного пункта в противоположных направлениях вышли пешеход и велосипедист. Скорость пешехода 6 км/ч, велосипедиста – 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через часа? (5)
23) Реши уравнение 1+(х - 4) = 4
(4)
24) Вычисли : 15
(3)
25)Вычисли (3)
26) Реши уравнение 2х + 1 = 5 (4)
Для второй команды:
1) Вычисли
(3)
2) Вычисли 1 :
(3)
3) Реши уравнение 6х = 4 (4)
4) Вычисли (3)
5) Вычисли (3)
6) Упрости (4)
7) Сократи дробь (4)
8) Вычисли (3)
9) Реши задачу:
Лена собрала 4кг. земляники, а Ваня в 3 раза меньше. Сколько кг. земляники собрали Лена и Ваня вместе? (5)
10) Вычисли
(3)
11) Вычисли 1 * 3
(3)
12) Реши уравнение: 3 + (х +) = 5 (4)
13) Реши задачу:
Ширина прямоугольного параллелепипеда м., а длина на 2м. больше. Найти объём параллелепипеда, если известно, что его высота на 2м. меньше длины. (5)
14) Вычисли
(3)
15) Упрости (4)
16) Вычисли (3)
17) Вычисли 3 (3)
18) Сократи дробь (4)
19) Реши уравнение х + 2 = 10 (4)
20) Вычисли 61 (3)
21) Вычисли : (3)
22) Реши задачу:
Из двух пунктов навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного 8 км/ч, другого – 10 км/ч. Какое расстояние между пунктами, если они встретились через часа? (5)
23) Реши уравнение 3- (х - ) = 2
(4)
24) Вычисли : 12
(3)
25) Вычисли (3)
26) Реши уравнение 3х - 1 = 5 (4)
3. Подводятся итоги урока, обращается внимание на пробелы в знаниях некоторых учеников. По качеству выполнения заданий и устной работе в начале урока выставляются оценки.
4. Домашнее задание: проработать темы, в которых были затруднения.