Цель урока:сформировать представление о значении семян.
Задачи урока:
Учебные:
- Закрепить знания о строении и составе семян.
- Расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека.
Развивающие:
- Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.
Класс разделен на микрогруппы – лаборатории
У микрогрупп – технологические карты, оборудование для лабораторных опытов, «Книга для чтения по ботанике» Д. И. Трайтака, кулинарные книги.
Ход урока
Слова учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|
I. Организационный момент. Формулировка цели. |
|
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1) Для начала, отгадайте загадку: В малой хатке – спаленке |
Предполагаемый ответ: Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет. |
А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания? |
Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения. |
Как же мы назовем наш сегодняшний урок? |
Предполагаемые ответы: Значение семян. |
Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…». Что же мы с вами можем узнать на уроке?(слайд 2) |
Предполагаемые ответы: Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека. |
Запишите цель нашего урока в свои технологические карты. |
Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты. |
II. Актуализация знаний учащихся. |
|
Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3) |
Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян |
Сегодня на нашем уроке будут работать лаборатории. 1 лаборатория изучит строение семени и докажет, что семя – зачаток будущего растения. 2 и 3 лаборатории – условия прорастания семян. 4 лаборатория изучит состав семян. Возьмите свои технологические карты, прочитайте и выполните задания первого этапа. |
В течение 4-5 мин. Дети выполняют групповые задания: |
Справились, ребята? |
Предполагаемый ответ первой группы: (дети сопровождают свой рассказ показом результатов исследований) |
Молодцы, ребята. Скажите нам, пригодятся ли ваши исследования при изучении новой темы? |
Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. На основании этого можно сделать вывод, что с помощью семян растения размножаются. |
Ребята, а что необходимо для то го, чтобы семя стало новым растением? |
Предполагаемый ответ: оно должно прорасти. |
Вторая и третья лаборатории расскажут нам, как разбудить нашего младенца? Вторая группа расскажет нам о результатах опыта по проращиванию семян гороха, который мы поставили на прошлом уроке. |
Предполагаемый ответ второй группы: (дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов) |
А сейчас я попрошу третью лабораторию рассказать о результатах опытов. |
Предполагаемый ответ третьей группы: (дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов) |
Молодцы, ребята. |
Дети работают с технологическими картами, им предлагается объяснить смысл поговорок:
Ответы детей. |
Давайте, ребята, ваши ответы подтвердим результатами опытов. Третья лаборатория, продолжите свой ответ. |
Предполагаемый ответ третьей группы: (дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов) |
Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы? |
Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются. |
А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло? |
Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ. |
О кладовой нашего младенца расскажет нам четвертая лаборатория. |
Предполагаемый ответ четвертой группы: Нам надо было доказать, что в состав семян входят органические вещества. (дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов) |
Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала? |
Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу. |
III. Изучение нового материала |
|
А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2). |
Ответы детей. |
Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка) |
Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений. |
Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт? |
Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем |
И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 48 и давайте посмотрим, семена каких растений являются рекордсменами по продолжительности жизни. |
Работа с книгой. |
Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители? |
Предположения детей. |
Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена. |
Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить. |
Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте): |
Предполагаемый ответ: |
А почему этого не происходит у многих других растений? |
Предполагаемый ответ: |
Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений? |
Предполагаемый ответ: |
Послушайте стихотворение: В далеком, далеком туманном простореКак же семена попали на этот остров? Я предлагаю вам каждому индивидуально, не обсуждая в группе, поставить стрелочки соответствия между способом размножения и теми плодами, которые изображены в таблице в ваших технологических картах. Выполните индивидуально задания 3 и 4 ваших технологических карт. |
Дети работают с технологическими картами. |
Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте) |
Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром. |
Какие приспособления у них имеются для этого? |
Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики. |
Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь. |
Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния |
Как распространяются плоды гороха и недотроги? |
Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение. |
Давайте подумаем, как происходит самораспространение. |
Дети делают предположение, но их ответы не точны. |
Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент. |
Просмотр видеофрагмента «Недотрога» и отвечают на вопрос учителя. |
Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец. |
Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя. |
А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение?(слайд 5 – вернуться по гиперссылке) |
Предполагаемый ответ: |
Какие приспособления имеет данный плод? |
Предполагаемый ответ: Для этого они имеют полости внутри. |
А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка) |
Предполагаемый ответ: Их высаживает человек. |
Как распространяются плоды череды, гравилата? |
Предполагаемый ответ: Животными и человеком. |
Отгадайте загадку (слайд 8 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке): Под забором у края степейКакие приспособления помогут лопуху сделать сон явью? |
Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п. |
Как переносятся данные плоды животными? |
Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах. |
Какие еще растения расселяются с помощью животных? |
В своих технологических картах дети находят еще рябину и вишню. |
Какие приспособления для этого они имеют? |
Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода. |
А какой способ переноса животными у этих плодов? |
Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются. |
Молодцы! |
Дети предполагают, что семена данных растений распространяются муравьями. |
Правильно, ребята, давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, что привлекает муравьев в данных семенах |
Дети смотрят видеофрагмент «Перенос семян муравьями» и делают предположение, что у этих семян имеются какие-то выросты, привлекающие муравьев. |
Правильно, у этих семян имеются жировые придатки. |
Предполагаемый ответ: Тоже животными. |
Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена? (слайд 11) |
Предполагаемый ответ: Животные, делая запасы, теряют плоды этих растений. |
Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах? |
Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях. |
Какой можно сделать вывод о значении семян для животных?(слайд 2 – вернуться по гиперссылке) |
Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы |
А где семена может использовать человек? |
Дети просматривают видеофрагмент, делают вывод об использовании семян человеком и записывают его в свои схемы. |
Ребята, снова вернемся к технологическим картам. Выполните задание 5. |
Дети выполняют в группе задание 5 (см. технологическую карту) |
Ребята, перед вами кулинарные книги. Подберите из данных книг блюда, которые можно приготовить из семян |
Дети выполняют 6 задание технологических карт (см. технологическую карту) |
IV. Закрепление изученного материала |
|
А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Выполните 7 задание технологической карты. Выполнили? А теперь передайте свою работу рядом сидящим, проверьте друг у друга работы. |
Дети выполняют задания теста Идет взаимопроверка теста. |
IV. Рефлексия |
|
Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели? А теперь проанализируйте свою работу на уроке. |
Ответы детей. Дети работают в технологических картах (см. технологическую карту) Дети работают с листами самооценки |
VI. Домашнее задание |
|
§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме. |