Пояснительная записка.
Основываясь на положениях психологов о том, что у детей младшего школьного возраста наиболее развитым является наглядно-образное мышление и, используя учебник И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия», я составила программу изучения геометрии в 5-6 классах. Программа рассчитана на 68 часов в 5 (34 ч) и 6 (34 ч) классах. Ее цель – подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Тогда в 7 классе можно четко поставить задачу – выстроить уже знакомый материал так, чтобы удалось доказать справедливость уже известных фактов и других, пока неизвестных.
В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия».
Цели курса:
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- показать роль геометрических знаний в познании мира;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;
- формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур.
Тематическое планирование материала.
Тема | Основное содержание | Количество часов |
5 класс | ||
1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. | 1 |
2 | Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. | 1 |
3 | Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. | 2 |
4 | Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Практическая работа «Куб». | 4 |
5 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа «Паркеты на клетчатой бумаге». Танграм. | 2 |
6 | Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника. Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Практическая работа «Треугольник». | 3 |
7 | Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения. | 2 |
8 | Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы. | 2 |
9 | Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. | 2 |
10 | Правильные многогранники. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление. | 1 |
11 | Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Стомахион. | 2 |
12 | Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины. Периметр многоугольника. | 2 |
13 | Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Практическая работа «Площадь». Объемы тел. Практическая работа «Объемы». | 5 |
14 | Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар. | 2 |
15 | Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. | 2 |
16 | Задачи со спичками. | 1 |
6 класс |
||
1 | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. | 6 |
2 | Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Координаты в пространстве. Игра «Остров сокровищ». Графические диктанты. | 4 |
3 | Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. Скрещивающиеся прямые. | 3 |
4 | Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. Геометрическое вышивание. Построение астроиды, кардиоиды, нефроиды методом математического вышивания. Творческая работа «Создание рисунков-вышивок». | 3 |
5 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. | 1 |
6 | Кривые дракона. | 1 |
7 | Лабиринты. Нить Ариадны. Творческие работы. | 1 |
8 | Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Практическая работа «Симметрия». Творческие работы. | 3 |
9 | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. | 1 |
10 | Бордюры. Трафареты. Творческие работы. | 2 |
11 | Орнаменты. Паркеты. Творческие работы. | 2 |
12 | Симметрия помогает решать задачи. | 2 |
13 | Задачи, головоломки, игры. | 2 |
14 | Геометрические фигуры на экране компьютера. | 3 |
Календарно тематическое планирование.
№ занятия | Дата проведения занятия | Тема занятия |
5 класс | ||
1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. | |
2 | Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. | |
3 | Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. | |
4 | Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. | |
5 | Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. | |
6 | Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. | |
7 | Изображение куба и его сечений. | |
8 | Практическая работа “Куб”. | |
9 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. | |
10 | Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”. Танграм. | |
11 | Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника. | |
12 | Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. | |
13 | Практическая работа “Треугольник”. | |
14 | Многогранники. | |
15 | Параллелепипед, его свойства и сечения. | |
16 | Призма. Прямая призма. | |
17 | Свойства и сечения прямой призмы. | |
18 | Пирамида. Виды пирамид. | |
19 | Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. | |
20 | Правильные многогранники. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление. | |
21 | Геометрические головоломки. | |
22 | Геометрия танграма. Стомахион. | |
23 | Измерение длины. Меры длины. | |
24 | Старинные русские меры длины. Периметр многоугольника. | |
25 | Вычисление длины, площади и объема. | |
26 | Площади фигур. Палетка. | |
27 | Практическая работа “Площадь”. | |
28 | Объемы тел. | |
29 | Практическая работа “Объемы”. | |
30 | Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. | |
31 | Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар. | |
32 | Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. | |
33 | Решение занимательных геометрических задач. | |
34 | Задачи со спичками. | |
6 класс | ||
1 | Оригами – искусство складывания из бумаги. | |
2 | Оригами – искусство складывания из бумаги. | |
3 | Оригами – искусство складывания из бумаги. | |
4 | Изготовление коллекции оригами. | |
5 | Изготовление коллекции оригами. | |
6 | Изготовление коллекции оригами. | |
7 | Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. | |
8 | Координаты в пространстве. | |
9 | Игра “Остров сокровищ”. | |
10 | Графические диктанты. | |
11 | Параллельность и перпендикулярность. | |
12 | Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. | |
13 | Скрещивающиеся прямые. | |
14 | Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. | |
15 | Геометрическое вышивание. Построение астроиды, кардиоиды, нефроиды методом математического вышивания. | |
16 | Творческая работа «Создание рисунков-вышивок». | |
17 | Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. | |
18 | Кривые дракона. | |
19 | Лабиринты. Нить Ариадны. Творческие работы. | |
20 | Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. | |
21 | Практическая работа «Симметрия». | |
22 | Творческие работы по теме «Симметрия». | |
23 | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. | |
24 | Бордюры. Трафареты. | |
25 | Творческие работы по теме «Бордюры. Трафареты». | |
26 | Орнаменты. Паркеты. | |
27 | Творческие работы по теме «Орнаменты. Паркеты». | |
28 | Симметрия помогает решать задачи. | |
29 | Решение задач методом симметрии. | |
30 | Задачи, головоломки, игры. | |
31 | Одно важное свойство окружности. | |
32 | Геометрические фигуры на экране компьютера. | |
33 | Геометрические фигуры на экране компьютера. | |
34 | Творческая работа по теме «Геометрические фигуры на экране компьютера». |
Литература
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 7–9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 10–11 классы. – М.: Дрофа, 2001.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Учебное пособие 7–11 класс. –М.: Мнемозина, 2007.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. –М.: Просвещение, 2006.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот. –М.: Просвещение, 2007.
- Математика в школе, №7-2006, с. 40. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия V-VI.
- Интернет ресурсы: www. urok.1sept.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php
- Математика: наглад. геометрия: учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений /[В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др.]. –М.: Просвещение, 2006. –175с.