Формирование технологической культуры учащихся 8-х классов посредством использования метода проектов на уроках технологии

Разделы: Технология


В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI :
-научить учиться (учиться познавать);
-создавать (практическая направленность обучения);
-жить (культура дома, технологии ведения дома, здоровый образ жизни)
-жить вместе (культура человеческих отношений)

Мировой опыт свидетельствует о том, что из –за быстрой смены технологий за время трудовой жизни человек вынужден 4-5 раз менять профессию. Отсюда следует, что перед ее началом каждый должен обладать широким кругозором, участвовать в разнообразной преобразующей деятельности людей, научиться решать творческие задачи в процессе выполнения проектов, оценивать свои способности, пройти школу личностного, социального и профессионального самоопределения. Этому способствует и допрофессиональная подготовка школьников, и их знакомство с миром технологий, и стремление овладеть технологической культурой.
      Актуальность темы очевидна, так как она вытекает из цели предмета образовательная область (ОО) «Технология» - заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной личности, процессу ее самореализации в будущей профессиональной карьере.
Таким образом, целью моей работы является создание условий для формирования  технологической культуры учащихся 8 класса посредством использования метода проектов на уроках технологии.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся
  2. Прививать учащимся навыки самостоятельности, ответственности
  3. Активно вовлекать учащихся в процесс поиска
  4. Формировать технологические знания и умения
  5. Способствовать развитию познавательных способностей

 Исходя из выше сказанного, я составила календарно-тематическое планирование, используя программу ОО « Технология». В тематическом планировании выделила виды самостоятельных работ учащихся, которые способствуют развитию познавательного интереса, а также основы проектирования, которое способствует формированию технологической культуры учащихся. Учитывая цели, задачи моей работы и материально-технические условия планирование состоит из следующих разделов:

  • Кулинария
  • Работа над проектом
  • Элементы машиноведения
  • Технология обработки ткани
  • Гигиена девушки
  • Рукоделие
  • Культура дома

Содержание отбиралось по принципам доступности, системности и последовательности, научности, учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, практической направленности.
Немаловажным является  заинтересованность учащихся в изучаемом предмете, в необходимости его изучения.
Во- первых, я думаю надо создать доброжелательные отношения между учеником и учителем. На повышение интереса к предмету влияют и содержание учебного материала, и методы, и средства обучения, эмоциональность речи учителя, проблемные ситуации, которые помогают учащимся убедиться в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Каждое занятие по новой теме начинается  с исторической справки.

Именно творческая проектная деятельность школьников способствует формированию технологической  культуры подрастающего поколения. Поэтому для организации деятельности учащихся я помимо словесного, наглядного, проблемного  метода обучения использую метод проектов. Метод проектов дает широкие возможности регулярной самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии. Использование метода проектов позволяет реализовать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. И это все направлено на решение таких задач, как вовлечение учащихся в процесс поиска, формирование технологических знаний и умений. Качество выполненного учеником  проекта зависит от того, насколько прочны знания. Умения, навыки, приобретенные на уроках.
Раздел «Проект» входит в программу по « Технологии» и занимает ведущее место. За год учащиеся  5-8 классов выполняют по одному проекту. При выборе проекта очень серьезно отношусь к выбору темы проекта. Необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные возможности. Важным требованием при определении проекта является их общественно-полезная или личностная значимость.

Задание дается заранее в сентябре, а завершается проект в четвертой четверти. К концу первой четверти учащиеся должны определить тему проекта, обосновать свой выбор. Это организационно-подготовительный этап. На этом этапе перед школьниками ставится проблема- осознание потребности в выполняемом проекте. Они должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить проект, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют подбор инструментов и оборудования, определяют технологическую последовательность изготовления изделия. На протяжении этого этапа школьники осуществляют самоконтроль и самооценку своей деятельности.
В третьей четверти, на технологическом этапе осуществляется выполнение технологических операций ( Приложение 1). Корректируют свою деятельность. Производят самоконтроль и самооценку своей работы. Цель такой работы – это качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предметом деятельности будет являться – создаваемый  материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершении всего они защищают свой проект перед одноклассниками и комиссией из числа преподавателей и представителя администрации. Далее устраивается выставка лучших проектов. Тематика проектных заданий разнообразная, она охватывает широкий круг школьной программы «Технология» (Приложение 2).

Темы проектов подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом учебно-материальной базы.
Учащимся предоставляется полная свобода выбора тем проектов, перед ними ставится интересная  проблема и для ее решения мобилизуется весь их творческий потенциал. Один раз в две недели (и по необходимости) провожу консультации с учащимися. Ученики постоянно привлекаются  к самостоятельному решению поставленных проблем, что способствует их творческому развитию, а отсюда способствует  и развитию технологической культуры, которая ориентирована на подготовку к жизни и деятельности технологически грамотного культурного человека.
Для достижения качества обучения, повышения эффективности учебных занятий использую различные формы учебной деятельности:

  • урок
  • Консультации
  • Экскурсия
  • Демонстрации,

А также организационные формы - индивидуальную, коллективные и групповые. Приемы обучения, применяемые мной на уроках см. (Приложение 3).

В своей педагогической деятельности использую следующий диагностический инструментарий результативности обучаемых:

  • Анкетирование
  • Зачет по теме
  • Защита проектов
  • Контрольные работы
  • Тесты

(Приложение 4)

Применение метода проектов обеспечило повышение уровня успеваемости, что показало наличие положительной динамики качества успеваемости.

Учебный год Общеобразовательные классы
Успеваемость % Качество %
2004/05 100 81
2005/06 100 89
2006/07 100 93

После введения  метода проектов мои ученики   учатся самостоятельно мыслить, ставить задачи и решать их, учатся реализовать свой личностный потенциал и свои творческие способности.  Учащиеся осмысленно выбирают объект труда, экономно относятся к материалам, точнее выполняют технологические операции, пользуются дополнительными источниками литературы. Работают в Интернете. Учащихся могут оценить свою работу, себя. У них развивается память, коммуникативные способности, мышление, они могут правильно организовать свою деятельность, способны поэтапно расписать решения своих задач. По этим критериям можно судить о технологической культуре учащихся.

Качественный уровень выполняемых проектов учащихся одного класса за последние три года.

  Кол-во уч-ся На «5» % На «4» % На «3» %
2004/05 13 5 38% 6 46% 2 15%
2005/06 13 5 38% 7 54% 1 8%
2006/07 11 7 64% 3 27% 1 9%