Формирование учебной деятельности учащихся на основе самостоятельной работы при изучении нового материала

Разделы: Химия


Наша школа работает на идею социализации личности, над созданием условий для ее саморазвития. Учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовать, координировать, консультировать его деятельность. Если ученик приобретает способность самостоятельно находить способ решения возникающих перед ними задач, то у него формируются такие личностные самообразования как активность и  самостоятельность. Учебная деятельность должна базироваться на мотивации учения, поставки цели учеником, определении им способов решения задач, на самоконтроле и самооценке.

Первичная диагностика в контрольном классе этих компонентов показала, что более всего сформированы учебные действия и познавательный интерес. Наиболее сложным оказалось формирование целеполагания, действия контроля и оценки.
Проведя проблемный анализ (см. приложение) и выяснив причины «западания» данных компонентов, ставлю задачи :

  1. Активизировать самостоятельную работу учащихся, особенно при изучении нового материала,вводя элементы самоконтроля самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
  2. Уделять большее внимание групповой работы, которая помогает решить  такие задачи как воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими,формирование  познавательного интереса, коммуникативных умений и навыков.

Наибольшее внимание я уделяю работе с учебником, при изучении нового материала, так как усвоение материала в деятельности приводит к более глубокому и осознанному пониманию изучаемого материала. Для этого провела инвентаризацию методов и приемов, направленных на самостоятельное выполнение задания и формирующий контроль и оценку.
Пересмотрев лабораторные работы, выделила такие, которые можно использовать как самостоятельные исследования (8 кл. «Признаки химических реакций», «Зависимость свойств веществ от строения», «Явления, происходящие при растворении веществ», 9 кл. «Условия течения реакции ионного обмена», «Свойства аммиака», «Факторы, влияющие на скорость химических реакций», 10 кл. «Установление структуры молекулы глюкозы», 11 кл. «Гидролиз солей»). В данном случае формируется прием мыслительной деятельности – прием прогнозирования. Перед наблюдением эксперимента предлагается учащимся подумать, попытаться предсказать, что именно сейчас можно увидеть. И  пусть они опираясь на знания, «пофантазируют», поспорят о своих предложениях, а затем, наблюдая опят, читая текст книги, проверят их. Данные умения используют учащиеся при выполнении исследовательских работ на научно-практической конференции.
Следующий момент, используемый в практике при формировании учебной деятельности, - это работа с понятиями, цель которой научить понимать каждое слово в предложении и помочь учащимся осознать необходимость более внимательного  отношения к каждому слову. Эта деятельность включает в себя работу с толковыми словарями, составление определения по наблюдениям, прием РКМ ЧП «Синквейн».
Творческие работы учащихся – еще один прием самостоятельного изучения и закрепления материала:
- перевод текста в рисунок
- составление сказок, кроссвордов, ребусов
- создание презентаций
- написание стихов, тестов

Для создания условий, формирующих познавательные мотивы, развивающих самостоятельность и творческую активность учащихся, применяю коллективную работу в паре или четверке. Состав группы и распределения учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности.
Структурирование программного материала позволило систематически использовать такую форму организации познавательной деятельности (8 кл. «Типы химических реакций» 9 кл. при рассмотрении тем «Аллотропные модификации углерода», «Минеральные удобрения», «Коррозия метолов», 10 кл. при рассмотрении вопросов изомерии и номенклатуры, характеристике химических связей»). Работая над формированием таких компонентов учебной деятельности как целеполагание, действия контроля и оценки, продумываю методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности группы и результатов. Оценка и приемы оценивания зависят от характера групповой работы и места групповой работы в системе занятий по проблеме.

     Целеполагание – еще один компонент, который имел относительно низкий уровень сформированности. Поэтому при постановки цели урока стараюсь использовать рекомендации:

  1. Цель ставлю в связи с другими компонентами учебной деятельности.
  2. Расчленяю деятельность учителя и учащегося.
  3. Соблюдаю принцип преемственности в целеполагании.

Инвентаризация методов и приемов позволила обобщить работу в этом направлении.

Организация учебного процесса

- Самостоятельная работа с текстом учебника
- Работа в микрогруппах
- Работа с учителем
- Работа с консультантами
- Опытническая работа – эксперимент, компьютер
- Работа с дополнительной литературой в библиотеке

 

Методы и приемы

- Изучение темы по алгоритму (план
ответа, план разбора, решение задач)
- Формирование темы при помощи
отпорных глаголов
- «Мозаика» (на основе материала для
наблюдений формируется тема урока)
- исходя из темы урока, формируется цель в виде вопросов
- на основе услышанной информации выяснить, чем будут заниматься на уроке.

Целостное представление о неком сложном явлении как формирующая учебная деятельность дает наблюдение. Для оценки уровня сформированности учебной деятельности проводится ежегодная диагностика в контрольных классах (авторы Г.В. Рейкина и Е.В. Заикина).
 И так, при данной системе обучения содержание материала, формы, методы подбираются в соответствии с психо-физиологическими особенностями, с учетом уровня сформированности компонентов учебной деятельности, с учетом субъективного опыта учащихся.

Приложение