Дидактическая цель: учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибкоопасные» места – орфограммы.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
- учить решать орфографические задачи «грамотным» способом (действуя по памятке);
- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку (языку своей страны).
Методы: создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций, наглядные, словесные, практические.
Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Средства: учебник, тетрадь-задачник, орфографические словари, ИКТ, наглядный материал.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Целеполагание и мотивация.
Как вы считаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (слайд №1)
Продолжая решать орфографические задачи, вспомним главное правило уроков русского языка. (Пишу красиво, аккуратно, грамотно).
III. Разминка руки.
IV. Словарно-орфографическая работа.
А) Прочитайте «звуковые» записи (слайд №2):
[арбус] [гарох] [ужын] [кур’ица] [й’агада] [алад’й’и] [ап’ил’с’ин].
Чем похожи, отличаются?
Какое слово, на ваш взгляд , лишнее?
Б) Помогите мальчику-второкласснику Антону найти в этих словах «опасные» места. Запишите слова, действуя по памятке (схема-слайд № 3).
1./ опасные места,
2. пишу с «окошком»,
3. знаю-проверяю, не знаю – смотрю справочные страницы,
4. не удалось – оставлю «окошко», покажу выбор букв.
В) Поработай корректором, если считаешь, что всё верно, поставь на полях знак +
Г) Каким способом письма вы пользовались? У кого в словах «окошки» остались открытыми?
V. Актуализация знаний.
Работа в тетради-задачнике: упражнение №154.
- Каким способом пользовалась девочка Оля. Прочитайте в задачнике, что она написала? (записка маме).
- Докажите? (обращение, информация, подпись).
- Две ошибки у девочки все-таки есть. Найдите их и исправьте.
- Можно ли было их не допустить? Как?
- Вставьте буквы там, где умеете решать орфографические задачи. Как будете действовать? (памятка-слайд № 3).
- Самостоятельная работа.
- Взаимопроверка-работа в парах.
VI. Физминутка.
VII. Закрепление знаний.
Работа над упражнением в учебнике №155.
А) Подготовительная работа.(слайд №4 )
- Правильно ли сказать, что слова всех столбиков называют предметы?
- Докажите. Какая смысловая разница между словами ставит, кладёт?
- По какому правилу слова распределены по группам?
кастрюля | нож | блюдце | ставит |
тарелка | стакан | кладёт | |
ложка | |||
чашка |
Б) Спишите и закончите предложения в упражнении. Обращайтесь к данным словам.
VIII. Итог.
Каким способом мы решали орфографические задачи? (Писали с «окошками», пользовались словарём, справочными страницами).
Зачем? (На родном языке писать с ошибками неудобно и стыдно, «окошко» на месте орфограммы лучше ошибки).
Каким образом мы действовали? (памятка).
Вы хорошо потрудились на уроке. Я думаю, что это занятие помогло вам раскрыть ещё одну тайну русского языка – как писать без ошибок.
IX. Домашнее задание.
- Предлагаю задание авторов №157 или №158 по вашему выбору.
- Рассмотрите эти упражнения. Какие возникли вопросы?