Мастер-класс. Урок русского языка во 2-м классе по теме "Решение орфографических задач. Как писать без ошибок?". Образовательная модель "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибкоопасные» места – орфограммы.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • учить решать орфографические задачи «грамотным» способом (действуя  по памятке);
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку (языку своей страны).

Методы: создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций, наглядные, словесные, практические.

Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Средства: учебник, тетрадь-задачник, орфографические словари, ИКТ, наглядный материал.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.
Как вы считаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (слайд №1)
Продолжая решать орфографические задачи, вспомним главное правило уроков русского языка. (Пишу красиво, аккуратно, грамотно).

III. Разминка руки.

IV. Словарно-орфографическая работа.
А) Прочитайте «звуковые» записи (слайд №2):
[арбус] [гарох] [ужын] [кур’ица] [й’агада] [алад’й’и] [ап’ил’с’ин].
Чем похожи, отличаются?
Какое слово, на ваш взгляд , лишнее?
Б) Помогите мальчику-второкласснику Антону найти в этих словах «опасные» места. Запишите слова, действуя по памятке (схема-слайд № 3).
1./ опасные места,
2.  пишу с  «окошком»,
3. знаю-проверяю, не знаю – смотрю справочные страницы,
4. не удалось – оставлю «окошко», покажу выбор букв.
В) Поработай корректором, если считаешь, что всё верно, поставь на полях знак +
Г) Каким способом письма вы пользовались? У кого в словах «окошки» остались открытыми?

V. Актуализация знаний.
Работа в тетради-задачнике: упражнение №154.

  • Каким способом пользовалась девочка Оля. Прочитайте в задачнике, что она написала? (записка маме).
  • Докажите? (обращение, информация, подпись).
  • Две ошибки у девочки все-таки есть. Найдите их и исправьте.
  • Можно ли было их не допустить? Как?
  • Вставьте буквы там, где умеете решать орфографические задачи. Как будете действовать? (памятка-слайд № 3).
  • Самостоятельная работа.
  • Взаимопроверка-работа в парах.

VI. Физминутка.

VII. Закрепление знаний.
Работа  над упражнением в учебнике №155.
А) Подготовительная работа.(слайд №4 )

  • Правильно ли сказать, что слова всех столбиков называют предметы?
  • Докажите. Какая смысловая разница между словами ставит, кладёт
  • По какому правилу слова распределены по группам?
кастрюля нож блюдце ставит
тарелка стакан   кладёт
ложка      
чашка      

Б) Спишите и закончите предложения в упражнении. Обращайтесь к данным словам.

VIII. Итог.
Каким способом мы решали орфографические задачи? (Писали с «окошками», пользовались словарём, справочными страницами).
Зачем? (На родном языке писать с ошибками неудобно и стыдно, «окошко» на месте орфограммы лучше ошибки).
Каким образом мы действовали? (памятка).
Вы хорошо потрудились на уроке. Я думаю, что это занятие помогло вам раскрыть ещё одну тайну русского языка – как писать без ошибок.

IX. Домашнее задание.

  • Предлагаю задание авторов №157 или №158 по вашему выбору.
  • Рассмотрите эти упражнения. Какие возникли вопросы?