Зачетный урок по теме "Площадь многоугольников. Теорема Пифагора"

Разделы: Математика


1. Данный метод предназначен для проведения контрольного опроса повторения и закрепления по пройденной теме. Позволяет за 1-2 часа опросить 25-30 человек, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответов, улучшает подготовку их к обязательной контрольной работе.

2. Организация и проведение.
Предварительные этапы.
а) Учитель заранее готовит 15 вопросов. Вопросы раздаются каждому учащемуся.
б) Учащихся  необходимо    подготовить к такому игровому контролю заранее, активизировать их самодеятельность. Вопросы известны заранее. Класс разбивается на 5-6 команд, по 5 человек опрашиваемых и один консультант. Команды надо сформировать заранее. В группе могут быть учащиеся примерно равные по силам, надо учитывать взаимоотношения учащихся, организаторские способности. Учитель назначает консультантов для команды.
в) Консультанты накануне игры должны ответить учителю на вопросы темы. В процессе игры консультанты выполняют роль информационного центра.
г) Правила игры должны быть известны заранее.

Игра начинается одновременно во всех командах. Консультанты должны иметь учетный бланк, кости, фишки, вопросы по теме и игровое поле.

Учетный бланк:

Фамилия, Имя. № карточек (полученные баллы) Всего баллов
1)          
2)          
3)          
4)          
5)          

Каждому игроку должна быть выдана фишка определенного цвета. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на 15 секторов (15 вопросов).
Консультанты знают ответы на все вопросы, следят за ходом игры, оценивают ответы игроков, ведут учет полученных баллов.

Оценка ответов:
- правильный, полный - 15 баллов;
- не совсем точный и уверенный - 10 баллов;
- со значительными погрешностями - 5 баллов;
- не ответил - -5 баллов.

Можно набрать дополнительные 5 баллов за ответ на вопрос, который не был отвечен. Если никто в команде не отвечает, то консультант дает полный ответ на вопрос.

Все играющие обязательно должны услышать правильные ответы на все вопросы.
Каждый ученик отвечает на три вопроса.(15 вопросов : 5 учеников = 3 вопроса каждому).
Чтобы получить в журнал оценку:
"отлично" 45 баллов;
"хорошо" не менее 30 баллов;
"удовлетворительно" не менее 15 баллов.

3. Ход игры.
Игра начинается по сигналу учителя. Члены команды поочередно бросают кубик. Если выпала цифра 5, то отвечаешь на пятый вопрос. Отвеченный вопрос - цифра закрывается кружком. Если другой игрок попал на цифру 5 (уже отвеченный вопрос), то он отвечает на следующий не отвеченный вопрос - шестой. Дополнить ответ может игрок команды, получив дополнительные баллы.
Игра заканчивается, когда будут даны ответы на все вопросы. Вопросы не повторяются.

4.Подведение итогов.
Консультант команды подсчитывает количество баллов каждого игрока и общий балл по команде. Руководитель заполняет итоговую таблицу. Успех команды и ее место зависят не только от уровня подготовки ее членов, но и от требовательности консультантов (можно назначить 2 консультанта на одну команду).

Вопросы зачёта.

1) Сформулируйте основные свойства площадей многоугольников.
Дано: СЕ=ЕВ
Площадь АВСД = Q
Доказать: площадь АМД = Q

2) Сформулируйте – определение квадрата, основные свойства площадей.

Дано АВСД – квадрат.
АВ = 4см
На его диагонали построен новый квадрат.
Его площадь равна…

3) Сформулируйте   -   признаки   параллелограмма,   определение прямоугольника, теорему о вычислении площади прямоугольника.

Дано: MNKL – прямоугольник
NK = 6см MK = 9см
Найти: площадьMNKL

4) Сформулируйте теорему о вычислении площади параллелограмма.

Дано: АВСД - параллелограмм
BF=12 CM FC=5 см ВЕ=7 см
Найти: площадь АВСД

5) Сформулируйте теорему о вычислении площади параллелограмма.
АВСД - параллелограмм (а, в - стороны)
а=18 см       в=30 см       h1=6 см       h2>h1
Найти: h2
6) Сформулируйте теорему о вычислении площади треугольника. Сформулируйте (свойства) следствия из этой теоремы.

ВК=8дм КА=6дм СМ=7дм
Найти: площадь ABC

7) Сформулируйте теорему  о вычислении площади треугольника.

∠А=45°
СВ=17см
СД=8 см
Найти: площадь ABC

8) Сформулируйте   теорему   об   отношении    площадей   двух треугольников, имеющих по равному углу.

Площадь АВС=10 кв. см.
Найти: площадь АДВ

9) Сформулируйте - определение трапеции, теорему о вычислении площади трапеции.

АВСД - прямоугольная трапеция
СЕ - высота СД=13 см
ВС=4см
Найти: площадь АВСД

10) Сформулируйте теорему о вычислении площади трапеции.

KF - высота
MN = 17 NE = 15
ME = 8
EF = 10
FC = 2
Докажите: MNE – прямоугольный треугольник,
ENKF – прямоугольник
Найти: площадь MNKC.

11) Сформулируёте теорему о вычислении площади трапеции.

Дано: ABCD – трапеция, BM - высота
ВС = 4см АВ = 12см ВМ = 10см
AB = CD
Найти площадь АВСД.

12) Сформулируйте теорему Пифагора.

Дано: NM = 5см ∠NMK = 30°
Найти: MK, NK - ?
Площадь MNK - ?

13) Сформулируйте теорему Пифагора.
Дано: c =    a =    АВС – прямоугольный треугольник, где с – гипотенуза.
Найти: b - ?

14) Сформулируйте теорему, обратную теореме Пифагора.

Дано: ВЕ = 8 ВС = 10 ЕС = 6 ∠ А = 45°
Докажите: треугольник ЕВС – прямоугольный
Площадь АВС - ?

15) Сформулируйте – определение ромба, утверждение о вычислении площади (2 способа).

Дано: АВСД – ромб
АВ = 10
ВО = 6
Найти: АО - ?
Площадь АВСД - ?