Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.
Форма урока: Урок-путешествие. «Eine Reise nach Moskau»
Цель урока: более глубокое усвоение знаний учащимися, высокий уровень обобщения, систематизации материала по теме.
Задачи:
- Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.
- Воспитательные: воспитать общую культуру, развивать интерес к своей стране, её культурным ценностям; прививать чувство гордости за свою страну, её историю, столицу; эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности.
- Развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умения объяснять особенности, закономерности: анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Оборудование: интерактивная доска, маркерная доска, альбомы, карандаши, маркеры, клей – карандаш, пазлы с видами собора Василия Блаженного и Казанского собора.
Наглядность: мультимедийная презентация.
Время проведения урока: 80 минут.
Ход урока
Начало урока:
Guten Morgen, meine Freunde! Setzt euch! Guten Morgen, unsere Gäste! Heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. Erstens, ihr habt heute zwei Lehrer: das sind Ljudmila Anatoljewna und ich.
L. A Сегодня нам предстоит благородная миссия, мы выступим с вами в роли искусствоведов, историков, архитекторов, художников.
Zweitens, wir treten eine Reise an. Seht, bitte, ein Videofragment und sagt: Wohin fahren wir?
(Учащиеся просматривают видеофрагмент о Москве)
Also, wochin fahren wir?
(Учащиеся: Wir fahren nach Moskau.)
Ja, stimmt. (Слайд 1)
Unser Stundethema ist «Eine Reise nach Moskau». Drei Stunden lang wiederholten wir Wörter, lasen, sprachen und erzählten über Moskau. Und es ist Zeit nach Moskau zu fahren!
(Слайд 2)
Wollen wir einander in die Reise einladen! Das Flugzeug wartet schon auf uns!
(Раздаю учащимся распечатки стихотворения с пропущенной строчкой. Учащиеся должны вставить название одной из достопримечательностей Москвы и прочитать стихотворение-приглашение).
Auf dem Flugplatz.
Nach Moskau stegt an!
Zum …. zu fliegen,
Das wird ein Vergnügen!
Nach Moskau steigt ein!
Wie dreht sich das Propeller
herum und herum,
immer schneller und schneller
mit lautem Gebrum!
(Учащиеся просматривают видеофрагмент о Красной площади.)
Unsere Stadtrundfahrt ist zu Ende. Was könnt ihr jetzt über Moskau sagen?
(Слайд 3)
(groβ, grün, modern, sauber, still, laut, rätselhaft, schön, geheimnisvoll, berühmt, jung, alt, hastig (суетливая))
In der vorigen Stunde haben wir zwei Texten gelesen. Macht eure Lehrbücher auf, Seite 59. Wie heiβen diese Texte?
Aus der Geschichte Moskaus.
Das Herz Moskaus
Jetzt haben wir ein Qviz.
Man sagt: Ein Verstand ist gut, aber zwei sind besser. Darum arbeitet ihr jetzt in den Gruppen. In der ersten Gruppe arbeiten: Olja, Nastja, Slawa und Oleg. In der zweiten Gruppe sind Sascha, Walera, Marina und Wlad. Beantwortet meine Fragen! Für jede richtige Antwort bekommt eure Gruppe einen Pasl.
(Слайд 4)
- Wann wurde Moskau gegründet?
- Von wem wurde Moskau gegründet?
- Was widwerspiegelt das Gesicht der Stadt?
- Was gehört zu den Sehenswürdigkeiten Moskaus?
- Wie nennt man das alte Moskau?
- Wie nennt man den Kreml?
- Wo liegt der Kreml?
- Ist er ein Denkmal?
- Wie sehen die Kuppeln der Kirchen und der Kathedralen aus?
- Was befindet sic him Kreml? (Wlad, lies, bitte, den Kommentar: was bedeutet das Wort «die Waffenkammern»? Und «Der Diamantenfonds»?
- Wer besucht den Kreml?
- Sind die Moskauer auf den Kreml stolz?
Unser Qviz ist zu Ende. Zählen wir unsere Paslkarte. Die erste Gruppe bekommt … Karte und die zweite Gruppe hat … . Beide Umschläge sind für L. A.
Ihr habt schon gesagt, dass der Kreml auf dem Roten Platz liegt. Wollen wir dorthin gehen!
(Слайд 5)
Stellen wir uns vor: Wir sind Stadtführer und sollen unseren Gästen den Roten Platz zeigen.
Also. Liebe Gäste unserer Hauptstadt! Wir befinden uns auf dem Roten Platz. Er liegt im Zentrum der historischen Altstadt. Das ist der gröβte und der schönste Platz Moskaus. Hier kann man schöne Beispiele der russischen Baukunst sehen. Der Moskauer Kreml ist eines der gröβten Denkmäler der russischen Geschichte. Fünf Kremltürme sind mit Rubinensternen geschmückt.
(Слайд 6)
Der Hauptturm heiβt der Spasski-Turm. Man nennt ihn auch den Glockenturm mit einer groβen Uhr.
(Слайд 7)
Nun, bitte, weiter. Das Mausoleum.
Настя: Ein wichtiges Denkmal ist das Lenin-Mausoleum. Es steht an der Kremlmauer in Höhe der Senatski -Turm.Hier befindet sich der panzergläsernen Sarkofag von des Revolutionsführers Lenin.
(Слайд 8)
Das Staatliche Historische Museum.
Саша: An der Nordseite des Roten Platzes steht dunkelrote das Gebäude des Staatlichen Historischen Museums. Hier befinden sich rund 4,5 Millionen Exponate zur russischen Geschichte.
(Слайд 9)
Das Minin-und-Posharski-Denkmal.
Валера: Auf dem Roten Platz gibt es das Denkmal für die russischen Nationalhelden Kusma Minin und Fürst Dmitrij Posharski. Dieses Denkmal erinnert an die Befreiung Moskaus von den polnisch-litauischen Truppen.
(Слайд 10)
Das Staatliche Kaufhaus.
Марина: An der Ostseite steht parallel zur Kremlmauer das Staatliche Kaufhaus. Es ist das schönste und das gröβte Kaufhaus Russlands. Viele Gäste besuchen es gern.
(Слайд 11)
Lobnoe Mesto.
Olja: Lobnoe Mesto ist ein rundes Bauwerk aus weiβem Stein. Im Jahre 1549 diente er als Tribüne und als Mittelpunkt ferlicher Ereignisse. Zugleich war Lobnoe Mesto als Schauplatz von Hinrichtungen.
Wenn wir über den Roten Platz sprechen, sollen wir unbedingt an zwei Bauwerke erinnern. Sie sind sehr schön und interessant in der architektonischen Bedeutung. Das sind wunderschöne Kathedralen. Ich denke, dass L. A uns über diese Bauwerke besser erzählen kann.
L. A.: Сейчас нам предстоит благородная миссия, мы выступим с вами в роли искусствоведов, историков, архитекторов, художников.
Итак, назовите пожалуйста архитектурные памятники, изображение которых вы собрали из элементов мозаики (пазлов):
- Казанский собор
- Храм Василия Блаженного
На территории Красной площади православные храмы представлены во всем блеске и великолепии, златоглавые, белокаменные, звонкогласые, они радуют москвичей и гостей столицы. Укаждого храма своя история, своя судьба.
Своим цветовым решением, композиционным постороением выделяются Казанский собор и Храм Василия Блаженного.
(Слайд 12)
Казанская икона Божьей матери была обретена в Казани в 1579 года: по легенде, после разрушительного пожара девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился ее чудотворный образ. Девочка рассказала о видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он стал идейным вдохновителем русского ополчения.Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудовом монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.
Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена икона Божьей матери. В марте 1612г. ее встретило в Ярославле русское ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре перед штурмом города был отслужен молебен перед иконой, победу одержало благословленное ополчение, поляки сдались.
В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Деревянный храм был восстановлен в 1635г. уже из царского кирпича. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого, золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинско Христово. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как “щита и меча” всей России и всего христианского мира.
После революции 1917г. Казанский собор закрыли, сперва превратив в столовую и склад, а летом 1936 г. сломали.
По решению московского правительства, по сохранившимся планам и чертежам, храм был восстановлен. В 1990 г. святейший Патриарх Алексий заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.
(Слайд 13)
У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Он возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханского ханств в 1552-1554гг. В процессе военных действий после каждой значительной победы возводилась деревянная церковь, таким образом, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей.
Иван Грозный задумал соорудить памятник в долговечном материале, приглашенные царем мастера Барма и Постник скомпоновали на одном основании восемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа – самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Центральный храм был посвящен празднику Покрова Богородицы. Строительство велось с 1555 по 1561 год.
Здание возвели из кирпича – в ту пору сравнительно нового материала. Вплоть до конца 16 века был самым высоким зданием Москвы (свыше 60м) и с момента возведения сделался самым популярным храмом города.
На Красной площади, бывшей в те времена центром общественной и торговой жизни, москвичи привыкли видеть в любое время дня в пестрой и шумной толпе Василия Блаженного, в рубище, всегда босого, за ним шла слава целителя и ясновидца. Знали его в Москве все – от торговца до царя Ивана Грозного, который прислушивался к его советам и видениям. Могила провидца оказаласьу самой стены храма Покрова, много лет спустя, по указу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного появился новый придел храма и его новое имя.
Изменения в облике храма происходили периодично, но его оформление, многоцветие создавали образ “райского града”. Весь собор с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обзор как извне, так и изнутри.
С 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического музея, с 1990 г. используется одновременно как музей и как храм.
(Слайд 14)
А теперь каждый из вас выступит в качестве художника-графика, историка, архитектора.
У кажого из вас индивидуальное задание (раздаются листы с изображениями архитектурных памятников, где есть недорисованные элементы):
- Казанский собор, дорисовать недостающий архитектурный элемент (колокольня);
- Казанский собор, выполнить цветовое решение памятника;
- Казанский собор, передать образ памятника в яркий солнечный день;
- Казанский собор, дорисовать недостающий архитектурный элемент (центральный купол на барабане);
- храм Василия Блаженного, дорисовать недостающий архитектурный элемент (центральный шатер);
- храм Василия Блаженного, передать образ памятника в солнечный зимний день;
- храм Василия Блаженного, дорисовать недостающий архитектурный элемент (украшение глав храма);
- храм Василия Блаженного, выполнить цветовое решение вдимой части фасада здания.
Время выполнения индивидуального задания 20 минут
По завершению работы рисунки размещаются на магнитной доске.
Беседа с учащимися :
- Были ли трудности в выполнении поставленных задач, какие?
- Удалось ли одноклассникам передать настроение, характер, образ архитектурного памятника?
Ребята, спасибо за качественное, результативное сотрудничество!
Ich finde diese Kathedrale schön und meine, dass sie ihre Stelle auf dem Roten Platz mit Recht gefunden haben. Wir kehren auf den Platz zurück. Die Basilius – Kathedrale befindet sich an der Südenseite des Platzes. Die Kasaner – Kathedrale ist nicht weit von der Historischen Museum.
Also. Unsere Exkursion ist zu Ende. Ich finde, dass sie die Zeit nützlich verbracht haben.
Unsere Stunde war inhaltsreich: Wir lasen, erzählten, antworteten auf die Fragen, hörten interessante Tatsache, klebten und malten sogar. Hier an der Tafel können wir die Ergebnisse eurer Meisterschaften sehen.
Und wie steht’s mit Deutsch? Es ist Zeit das zu erfahren.
(Слайд 15. Ребята выполняют задание, используя указатель «Ручка».)
(Слайд 16. Ребята заполняют кроссворд указателем «Ручка».)
(Слайд 17. Ребята выделяют выбранные ответы.)
(Слайд 18. Самопроверка теста.)
(Слайд 19. Ребята выделяют выбранные ответы.)
(Слайд 20. Самопроверка теста.)
Tauscht mit euren Tests und macht eine gegenseitige Nachprüfung. Die richtige Antworten könnt ihr an der Tafel sehen.
Also. Welche Noten bekommen eure Mitschüler? Ich gebe euch auch Noten für eure Arbeit in der Stunde. Olja bekommt eine …
Рефлексия
У нас на уроке есть есть ваза настроения. Л. А. вот Вы, как учитель рисования, оцените Ваше настроение после урока в цвете! Ну вот, например карандашами!
Значит у вас хорошее настроение? У меня тоже! Давайте предложим нашим ученикам заполнить вазу карандашами, цвет которых выразит их настроение в конце урока. Красный – урок понравился и настроение отличное. Цвет зелёный – урок хороший и настроение тоже хорошее. Синий цвет – значит на уроке что – то было не так и настроение оставляет желать лучшего. Только, чур, цвет называть по – немецки!
(Ученики ставят в вазу карандаши)
Zum Schluβ zeigt uns Walera seine Präsantation über Moskau.
(Клип о Москве «дорогая моя столица!)
Es läutet. Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen.
Презентация «Путешествие в Москву» — Приложение 1.