Методико-дидактическая разработка по ведению курса сайтостроительства и Web-дизайна

Разделы: Информатика


Курс сайтостроительства и Web-дизайна включен как в целый ряд учебных программ, так и оформлен в отдельные элективные курсы. Количество часов и в первом, и втором варианте изучения невелико, потому актуальным является решение проблемы, как за ограниченное учебное время качественно, доступно и интересно преподать материал. Кроме того, степень знания основ языка HTML проверяются на ЕГЭ, а, следовательно, изучение данного курса в хотя бы минимальном объеме часов является необходимым.

За программную основу взято приложение Microsoft FrontPage из пакета Microsoft Office 2003, потому что с помощью этого программного средства относительно легко можно изучить основы языка HTML, а также освоить работу в режиме конструктора. Это позволит в будущем создавать Web-страницы как с помощью команд языка HTML, например, в программе «Блокнот», так и уверенно работать в режиме конструктора, например, в программе Microsoft Publisher.

Предложенная разработка представляет из себя материал пяти занятий по два часа каждое. Дополнительно два часа отводится на самостоятельную работу учащегося по созданию своего сайта, что рассматривается в качестве итоговой работы, и его защиту, а два часа – резервное время. Представляется разумным отводить на материал каждого отдельного занятия два спаренных урока.

N Тема Кол-во часов
1 Создание одностраничного документа 2
2 Организация ссылок на другие страницы 2
3 Работа с таблицами 2
4 Работа с изображениями 2
5 Работа в конструкторе «Microsoft FrontPage» 2
6 Итоговая работа 2
  Резервное время 2
  ИТОГО 14

С текстами материалов занятий можно познакомиться в соответствующих Приложениях.

Приложение 1. Создание одностраничного документа. Сообщаются начальные сведения о шрифтах, работе с цветом, кодах отдельных символов, абзацах, маркированных и нумерованных списках.

Приложение 2. Организация ссылок на другие страницы. Объясняется, как организовать переходы на другие страницы с главной страницы и обратно.

Приложение 3. Работа с таблицами. На подробных примерах рассматриваются вопросы внедрения таблиц, способы объединения ячеек, оформления таблиц, форматирования.

Приложение 4. Работа с изображениями. Показывается, как вставляются изображения в Web-страницы, форматируются, оформляются в виде ссылок.

Приложение 5. Работа в конструкторе «Microsoft FrontPage». Ссылаясь на опыт работы в Word, проводится параллель на основе единого пользовательского интерфейса, приводятся конкретные приемы быстрого создания Web-страниц, оформления, организации ссылок.

Чтобы обучение проходило эффективно, необходимо выполнить распечатки текстов занятий по количеству компьютеров в классе, чтобы каждый ученик получил свой экземпляр учебного материала. Является неверным, чтобы учитель задиктовывал текст занятия или со слов учителя школьники составляли конспект, потому что это приведет к значительным временным потерям и возможному искажению и сокращению материала. Возможны: заблаговременная выдача дополнительных экземпляров текстов занятий для ксерокопирования или копирование на носители учащихся соответствующих файлов, чтобы каждый ученик в итоге имел свой комплект материалов в начале каждого занятия. На уроке предусмотрена самостоятельная работа учащегося, а учитель выступает в роли консультанта и помощника. Но было неправильным считать, что учитель может самоустраниться от объяснений, потому что предварительно текст каждого занятия следует прокомментировать, хотя во многом при проведении занятия стимулируется, как было отмечено выше, именно самостоятельная работа учащегося. Этим самым каждый ученик выбирает для себя собственную образовательную траекторию освоения материала.

Как показывает практика, хотя и каждое занятие предусматривает двухчасовую проработку материала отдельной темы, всегда находятся учащиеся, которые не успевают это сделать. Для них предусмотрена домашняя работа, а также часть времени из резерва. Точно также, некоторая часть учеников быстро справляется с материалом, потому им можно предложить материал следующего занятия или выполнить дополнительное задание. Возможна работа и в том случае, когда класс не делится на подгруппы и за одним компьютером работают два человека. С одной стороны, такая ситуация нежелательна, но с другой стороны, ученики приобретают опыт работы в команде и учатся принимать коллективные решения.

Содержание материала занятия предусматривает краткие теоретические сведения и рекомендации, тренировочные обучающие упражнения и контрольные практические задания. Здесь прослеживаются межпредметные связи. Допустим, создание Web-страниц по картинам художников (МХК) или теме развития средств вычислительной техники (информатика и ИКТ). Так как для многих заданий предусмотрена работа с иллюстрациями, учителю следует заранее скопировать необходимые файлы на жесткие диски компьютеров в классе или предоставить перед началом занятий соответствующие носители.

Важной представляется домашняя работа, тем более многие семьи имеют в своем распоряжении компьютеры, а большинство из этих компьютеров – выход в Интернет. Поэтому учащимся можно давать задания по поиску информации в сети и ее отбору, тем самым развивая критическое мышление. Допустим, создается сайт по истории развития средств вычислительной техники. В материале занятия упоминается Джон фон Нейман, дается его краткая биография и приводится портрет ученого. Для хорошо успевающих учеников можно предложить создать дополнительные страницы с информацией о других ученых, внесший вклад в развитие вычислительной техники, дополнив текстовую информацию соответствующим иллюстративным материалом.

В качестве итоговой работы учащиеся представляют иллюстрированные сайты по свободной тематике. Например, «Я и моя семья», «Я и мой мир», «Моя родословная», «Славные традиции моего народа», «Жители моего города – участники Отечественной войны», «Трудовые свершения моей страны». Ученики самостоятельно подбирают материал, сканируют изображения, оформляют сайт и выполняют защиту. При изучении элективного курса оценки не вставляются, но, тем не менее, желательно выработать, например, на школьном методическом объединении, определенные критерии оценивания итоговых работ. Эти критерии также возможно использовать при оценивании результатов изучения этой темы на уроках информатика и ИКТ. Справедливой является рейтинговая шкала оценивания, в которую необходимо заложить выставление баллов за творческую работу, за уровень самостоятельности, а также за те элементы, которые не были изучены в данном курсе, потому что заинтересованные учащиеся, как правило, привлекают знания, полученные, например, при изучении дополнительной литературы. Полезным является публичная защита итоговых работ, причем на защиту приглашаются одноклассники, классный руководитель, представители администрации и учителя. Тем самым просматривается воспитательный момент, когда ученики приобретают бесценный опыт самопрезентации своей работы, учатся отвечать на замечания оппонентов, повышают собственную самооценку.

Таким образом, указанная выше организация работы стимулирует познавательные потребности учеников, побуждает к самостоятельной работе, наращивает творческий потенциал. Учитель является консультантом, помощником, экспертом ученика, а не просто человеком, излагающим новые знания и проверяющим усвоенное. Учитель направляет ученика, который сам выбирает темп усвоения материала и содержание самостоятельной деятельности (например, в итоговой работе). Прослеживается личностно-ориентированный подход. Здесь как никогда очень сильна обратная связь, которая задействуется в гораздо более частом режиме, чем при обычном обучении.

Данная разработка была апробирована в течение трех лет в 10–11 классах школы. Результатом явились полноценные защиты итоговых работ, а также правильные ответы на вопросы ЕГЭ по заданной теме. В итоге можно сказать, что результат оказался положительным и использование данной разработки рекомендуется для заинтересованного круга лиц.

Архив с картинками, использованными в приложениях.